Конституционные принципы избирательного права

Основные принципы избирательного права определены в ст. 3 французской Конституции. Согласно основному закону выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными. Всеобщность означает, что избирательным правом пользуются все французс­кие граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста. (Возра­стной ценз во Франции был понижен в 70-е гг.) Депутат нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной ценз для сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса на общенаци­ональных выборах — президентских, парламентских — пользу­ются только граждане Французской Республики. Участвовать в голосовании в рамках территориальных коллективов на местах мо­гут и неграждане, постоянно проживающие в стране. Кроме того, в связи с введением на основе Маастрихтского договора 1992 г. граж­данства Европейского Союза предусматривается, что лица, обла­дающие этим статусом и находящиеся на территории Франции, могут принимать участие в выборах в Европейский парламент. Они участвуют также в муниципальных выборах при условии прожива­ния во Франции, но не могут осуществлять функции мэра или его заместителя и входить в коллегию по выборам сенаторов.

Равенство трактуется как равные права и возможности всех граждан при пользовании активным и пассивным избирательным правом при условии, что гражданин удовлетворяет всем требова­ниям избирательного закона. Применяемый во Франции избира­тельный кодекс предусматривает возможность ограничения изби­рательных прав некоторых категорий граждан. К их числу отно­сятся: недееспособные, лица, отбывающие наказание по приговору суда, злостные банкроты и некоторые другие. Любое ограниче­ние избирательных прав может быть обжаловано в судебном по­рядке.

Закон устанавливает также различные правила неизбирае­мости и несовместимости. Не подлежат избранию прежде всего лица, от деятельности которых зависит организация выборов, проведение голосования, осуществление избирательных операций. Это, например, префекты департаментов, работники префектур, непосредственно участвующие в организации выборов, и некото­рые другие категории государственных служащих. Правило не­совместимости предполагает недопустимость совмещения выбор­ного мандата с тем или иным видом профессиональной деятельно­сти или занятием каких-то должностей на государственной или частной службе. Наиболее существенное значение имеет закреп­ленная в Конституции несовместимость мандата парламентария с вхождением в состав Правительства. Во Франции предпринима­лись попытки пересмотреть эти конституционные постановления путем реформирования основного закона, однако соответствую­щая поправка принята не была.

Голосование всегда является тайным. Избирательные опера­ции должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность свободного волеизъявления избирателя. Вся­кая попытка контроля за голосованием избирателя представляет собой серьезное правонарушение, которое влечет за собой ответ­ственность по закону. Сколько-нибудь известных случаев наруше­ния тайного голосования в Пятой республике не отмечалось.

Выборы могут быть прямыми или косвенными. В настоящее время используется преимущественно процедура прямых выбо­ров. Она применяется при избрании Президента Республики, де­путатов нижней палаты Парламента, депутатов Европейского пар­ламента, а также при выборах в местные представительные уч­реждения. Система косвенных выборов используется при формировании верхней палаты Парламента — Сената. Первона­чально путем косвенных выборов избирался также Президент Французской Республики, но в результате конституционной ре­формы 1962 г. косвенные выборы были заменены прямым голосо­ванием избирателей.

Выдвижение кандидатов на любые выборные должности яв­ляется свободным, однако в избирательный бюллетень могут быть внесены только зарегистрированные кандидаты. Основным усло­вием регистрации является подача заявления, поддерживаемого определенным числом выборных представителей. Так, при выдви­жении кандидатуры на пост Президента Французской Республики.

Конституционный совет регистрирует кандидата, только если его заявление поддержано пятью тысячами выборных должностных лиц, которые представляют не менее тридцати департаментов страны. Регистрация должна иметь место в рамках официальной избирательной кампании. Ее сроки и продолжительность регули­руются законом.

Во Франции по сей день сохраняется практика внесения кан­дидатами избирательного залога, который возвращается при ус­ловии получения определенного числа голосов на выборах. Сумма эта, правда, весьма незначительна и особых препятствий для выд­вижения и регистрации кандидатов не создает. Государство ока­зывает определенную финансовую поддержку кандидатам, балло­тирующимся на выборах, и контролирует расходование соответ­ствующих средств. Согласно законам, принятым в 1988 г., дотируется также деятельность политических партий, участвую­щих в проведении избирательных кампаний.

На законодательном уровне регулируется и порядок проведе­ния избирательной кампании, а особенно использование в ходе выборов средств массовой информации. Злоупотребление избира­тельной пропагандой, равно как и нарушение сроков проведения избирательной кампании, служит основанием для кассирования результатов выборов.

Судьей по выборам на общенациональном уровне выступает Конституционный совет: ему принадлежит право проверки пра­вильности проведения выборов и обоснованности приносимых жа­лоб. Практика Пятой республики знает немало примеров кассиро­вания результатов выборов депутатов Национального собрания в отдельных округах. Случаи кассирования президентских выборов Пятой республике неизвестны.

Участие в голосовании обязательным не является.

Избирательные системы

В Пятой республике применяются различные избирательные системы, устанавливающие порядок подсчета голосов и определе­ние результатов голосования. Наиболее распространенной явля­ется мажоритарная система выборов в два тура. Она применяет­ся на выборах Президента Республики и депутатов Национально­го собрания. В соответствии с этой системой избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов избирате­лей в первом туре голосования. Это значит, что кандидат, полу­чивший свыше 50% голосов избирателей, участвовавших в голо­совании, при условии явки на выборы не менее 25% избирателей получает, соответственно, президентский мандат, если речь идет о президентских выборах, либо мандат депутата Национального собрания, если речь идет о парламентских выборах.

Организация проведения второго тура голосования несколь­ко варьируется в зависимости от того, проводятся президентские или парламентские выборы. При выборах Президента Республики во втором туре баллотируются только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Кандидат, получивший большинство голосов во втором туре, занимает пост Президента Республики. Практика показывает, что кандидат, со­бравший наибольшее число голосов в первом туре, необязатель­но одерживает победу во втором туре. Так было, например, на последних президентских выборах, проходивших в 1995 г.

При выборах в Национальное собрание во второй тур прохо­дят все кандидаты, собравшие в первом туре не менее 12,5% голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. Из­бранным считается кандидат, получивший относительное боль­шинство голосов, т. е. больше, чем любой другой кандидат, взя­тый в отдельности. Выборы депутатов проводятся по одномандат­ным округам. Соответственно, и сама система носит название мажоритарной униноминалъной системы.

При выборах в Европейский парламент, а также при избра­нии членов региональных ассамблей применяется пропорциональ­ная система выборов. При использовании пропорциональной из­бирательной системы блокирование списков, паноширование и преференциальное голосование запрещены. Каждый список дол­жен включать число кандидатов, равное числу мест, подлежа­щих замещению. При выборах в Европарламент вся страна обра­зует единый избирательный округ, и, следовательно, каждый список должен включать 81 кандидата в соответствии с числом мест, подлежащих замещению по квоте, предоставленной Фран­ции. При региональных выборах число советников, подлежащих избранию, зависит преимущественно от численности населения регионов. Важной особенностью является применение на этих вы­борах пятипроцентной оговорки, которая устанавливает избира­тельный порог участия тех или иных списков, баллотировавшихся на выборах, в распределении мандатов.

Косвенная система выборов, предусмотренная при избрании Сената, предполагает формирование коллегии выборщиков, ко­торая избирает членов верхней палаты Парламента. В-Состав этой коллегии входят депутаты Национального собрания, члены пред­ставительных собраний регионов и департаментов и представите­ли муниципальных советов коммун, которые, как правило, и об­разуют большинство выборщиков. Голосование проводится по де­партаментам. В тех из них, где избирается пять или более членов Сената, применяется пропорциональная система, во всех осталь­ных — мажоритарная.

Референдум

Конституционно-правовая система Пятой республики предус­матривает сравнительно широкое использование референдума, основание и условия проведения которого определяются непосредственно в основном законе страны. Это, в частности, ст. 11 и 89 Конституции. Необходимость проведения референдума вытекает также из содержания ст. 53, устанавливающей, что любое изме­нение статуса той или иной территории — обмен, присоедине­ние — не может быть действительным без согласия заинтересо­ванного населения.

Практически во всех случаях решение о проведении рефе­рендума принимается главой государства. Референдум проводит­ся на основе текста, предлагаемого Правительством. Конститу­ционная реформа, осуществленная в 1995 г., предусмотрела воз­можность предварительного обсуждения проекта, выносимого на референдум, Парламентом. Тем не менее окончательное реше­ние остается за главой государства. Ст. 89 Конституции закреп­ляет необходимость проведения референдума в связи с внесени­ем конституционных поправок, эта процедура была рассмотрена выше в § 1.

В соответствии с новой редакцией ст. 11 Конституции Прези­дент может передать на референдум законодательные акты: 1) относящиеся к организации государственной власти; 2) разре­шающие ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, мог бы отразиться на функционирова­нии государственных институтов; 3) санкционирующие измене­ния в области экономической и социальной политики государства.

Контроль за правильностью проведения референдума отне­сен к ведению Конституционного совета. Однако, когда в 1962 г. были опротестованы итоги референдума об изменении порядка избрания Президента Республики, Конституционный совет при­знал себя некомпетентным выносить решение по существу ито­гов, посчитав, что он не может своим решением ревизовать обще­народное волеизъявление, выраженное в ходе референдума.

Помимо референдума, проводимого на общенациональном уровне, возможно также его проведение на местном уровне по вопросам местного значения, в частности слияния и сотрудниче­ства коммун.

Наши рекомендации