Принципы избирательного права

Принципами избирательного права называются наиболее важные положения, касающиеся порядка организации и проведения выборов, закрепленные в нормах права.

Для избирательного права России характерны, с одной стороны, довольно серьезные изменения в принципах избирательного права, а с другой, - преемственность основных демократических положений, по которым проводятся выборы.

Действующая Конституция Российской Федерации закрепляет принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 32, 81, 97, 130), а указанные выше законы, подробно раскрывают их.

Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

6. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

8. Всеобщими признаются такие выборы. при которых государство вводит минимум искусственных ограничений активного и пассивного избирательного права. В частности, все граждане России, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям имеют активное избирательное право, Т.е. право избирать президента страны, депутатов ~ представительные органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Пассивное право (быть избранным) наступает с 21 года по выборам в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления и с 35 лет при выборах Президента Российской Федерации, возрастной ценз при выборах главы исполнительного органа или президента субъекта федерации не превышает 30 лет.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

К кандидату в президенты всей страны применяется требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 1О лет.

Равноеизбирательное право предполагает участие избирателей в выборах на равных основаниях, что достигается предоставлением каждому избирателю одного голоса по выборам конкретного органа, а также образованием равных избирательных округов, обеспечивающих равное представительство (т.е. каждый кандидат выдвигается от равного количества избирателей или жителей).

Законом допускается отклонение от средней нормы представительства избирателей нe более 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15%.

Прямоеизбирательное право дает избирателю возможность голосовать непосредственно за или против кандидата (или списков кандидатов) по выборам в любой избираемый орган государственной власти или орган местного самоуправления.

До 1937 года в нашей стране действовал принцип многостепенных выборов, при котором избиратели выбирали депутатов только в нижестоящие органы власти (городские и сельские Советы), а делегаты всех других звеньев власти выбирались соответственно нижестоящими органами. Так, сельские Советы посылали своих делегатов на уездные съезды Советов, те, в свою очередь, на губернские Съезды; городские Советы и губернские Съезды посылали своих делегатов на Всероссийский Съезд Советов. Многостепенные выборы, также как и существующие в некоторых странах косвенные выборы, составляют непрямое избирательное право.

Тайноеголосование - предполагает создание условий, при которых конкретные результаты волеизъявления отдельного избирателя неизвестны ни кандидату, ни членам комиссии.

До конца 20-х годов, в связи с неграмотностью населения, выборы, особенно в сельские Советы, могли проводиться и открыто, поднятием руки. Действующее законодательство о выборах ввело ряд новых принципов избирательного права

1) Изменились виды и порядок образования избирательных округов.

2) Увеличились виды и изменился порядок формирования избирательных комиссий.

3) Изменились субъекты, имеющие право выдвижения кандидатов. Раньше это право предоставлялось, в основном, производственным коллективам, теперь это право закрепляется за избирательными блоками, объединениями, а также непосредственно за избирателями. Кандидаты могут выдвигаться и индивидуально, и списком в зависимости от вида избирательного округа.

4) Для регистрации выдвинутых кандидатов необходим сбор подписей в их поддержку.

5) Финансирование, которое раньше осуществлялось только государством, в настоящее время производится частично из бюджета государства, а также из средств общественных организаций, их объединений и лично кандидатами.;

6) В случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимое число голосов, если в выборах принято участие установленное число избирателей, назначается второй тур голосования..

7} Гласность при подготовке проведения выборов: опубликование решений избирательный комиссий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов.

8) Наблюдение за проведением выборов. Согласно избирательному законодательству кандидаты в депутаты, избирательные объединения и избирательные блоки вправе назначить в соответствующую участковую избирательную комиссию по одному избирателю, который в день выборов может находиться в помещении для голосования с открытия голосования до окончания оформления документов об итогах голосования и получить заверенные копии этих документов. Кроме того, каждый кандидат в депутаты может назначить одного члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Избирательные объединения и блоки вправе назначать по одному члену всех видов избирательных комиссий, вплоть до Центральной Избирательной Комиссии с правом совещательного голоса.

Кроме того, согласно законодательству. в день голосования на избирательных участках могут присутствовать иностранные и международные наблюдатели Избирательные законы предполагают определенный ряд последовательных действий по организации и проведению выборов. Эти действия (стадии) представляют сложный процесс, называемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением и опубликованием итогов голосования.

Выборы нового Президента Российской Федерации назначаются согласно Конституции Советом Федерации Федерального Собрания России. Закон о выборах Президента конкретизирует, что выборы назначаются на первое воскресенье по истечении четырехлетнего срока деятельности Президента. При этом дата новых выборов должна быть объявлена не менее, чем за четыре месяца до них.

Назначение дня выборов депутатов Государственной Думы нового созыва согласно Конституции РФ и соответствующего избирательного закона производится Президентом Российской Федерации. Выборы назначаются на первое воскресенье после истечения четырехлетнего срока действия Государственной Думы прежнего созыва. Дата должна быть названа не менее, чем за четыре месяца до нее.

Порядок назначения даты выборов соответствующих органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается в избирательных законах самих субъектов.

Наши рекомендации