Конституционные принципы избирательного процесса

В конституционном порядке определено, что выборы дол­жны осуществляться без влияния экономической власти или прямого или косвенного злоупотребления своими функциями, должностями или службой в прямой или косвенной публичной администрации (§ 9 ст. 14 в редакции Конституционной по­правки № 4 1994 г.). Под термином "влияние экономической власти или злоупотребление такой властью" понимаются, например, чрезмерные расходы во время избирательной кам­пании и оказание экономического давления на избирателей. Ко­нечно, надеяться, что такие нормы сами по себе могут обеспе­чить честные выборы, было бы наивно, но наличие соответ­ствующих законоположений обязывает государство добиваться этого и облегчает борьбу с избирательными правонарушениями.

Из принципа обязательного вотума вытекает обязанность избирателей соответствующего возраста регистрироваться и обязанность публичной власти составлять и актуализировать списки избирателей.

Функции руководства избирательным процессом осуще­ствляются органами избирательной юстиции, что имеет целью гарантировать соблюдение требований избирательного законо­дательства. Этими же органами рассматриваются и избира­тельные споры.

Избирательными округами служат территориальные еди­ницы — на ступень ниже при выборах представительных ор­ганов или подведомственные единицы при выборах глав пуб­личной администрации. Например, при выборах палат Нацио­нального конгресса это штаты, территории и федеральный округ, при выборах губернаторов — штаты и федеральный округ.

Конституция предоставила политическим партиям моно­польное право выдвижения кандидатов во все выборные орга­ны власти и на все должности руководителей публичной адми­нистрации. Конечно, демократичность такого положения не вполне убедительна, но в Бразилии существует не только от­меченное Редьярдом Киплингом "изобилие невиданных зверей", но также, как мы видели, изобилие политических партий, что облегчает избирателю выбор программ или кандидатов, которые он склонен поддержать. Для этого, правда, нужна определенная информированность, и не случайно Конститу­ция освобождает неграмотных избирателей от обязательного вотума.

Получение мандата в результате выборов может быть об­жаловано в орган избирательной юстиции в течение 15 дней по оглашении их результатов; следствие должно выявить до­казательства злоупотребления экономической властью, кор­рупции или мошенничества. Избирательный трибунал разби­рает жалобу в закрытом порядке, причем заявитель несет от­ветственность по закону, если, подавая жалобу, сознавал ее необоснованность или проявил недобросовестность.

К порядку избрания представительных органов и руково­дителей публичной администрации мы еще вернемся при рас­смотрении их конституционного статуса.

Плебисцит и референдум

В третьем издании Общей части настоящего учебника (1999 г.) в п. 1 § 5 гл. VII мы говорили о соотношении понятий "плебисцит" и "референдум" и излагали, в частности, сужде­ния по этому вопросу применительно к Бразилии проф. А. де Мораеса. Памятуя тем не менее, что повторение — мать ученья, и стремясь избавить читателя, который забыл об этом или не читал. Общей части, от необходимости обращаться к ней при изучении основ бразильского конституционного права, считаем целесообразным вкратце все это напомнить.

Для большинства стран первый термин если и употребля­ется, то как политический, а не юридический, означающий судьбоносное для государства народное голосование (а юри­дически — тот же референдум), тогда как в Бразилии оба термина являются конституционно-правовыми и имеют неоди­наковое юридическое содержание, хотя реализуются соответ­ствующие институты в одинаковой процедуре всеобщего го­лосования.

А. де Мораес указывает, что плебисцит — это форма предварительного народного голосования по поводу решения какого-либо вопроса, который позднее будет рассматривать­ся Национальным конгрессом. Референдум, напротив, означает последующее народное голосование, которое призвано рати­фицировать определенный акт власти либо для обеспечение его действия (отлагательное условие), либо для его отмены (резолютивное условие)*.

* De Moraes A. Op. cit. P. 218.

Если Конституция запрещает принятие закона без прове­дения плебисцита, это не означает, что положительное голо­сование на плебисците обязывает Национальный конгресс при­нять закон. Федеральный верховный трибунал по вопросу с преобразовании штатов (§ 3 ст. 18 Конституции) счел, что принятие дополняющего закона — акт политический, который Национальный конгресс совершает по своему усмотрению*.

* См.: Dezen Junior G. Op. cit. P. 233—234.

Плебисцит назначается Национальным конгрессом, а ре­ферендум разрешается им.

Наши рекомендации