Понятие политической элиты и основные теории элит
Долгое время против понятия "политическая элита" по разным мотивам выступали политологи самых разных направлений. Западные политологи, отстаивающие концепцию политического плюрализма, утверждают, что это понятие допустимо к употреблению лишь в отношении низкоорганизованных обществ, но оно совершенно неприемлемо для анализа политической системы постиндустриального общества. Тем не менее, понятие "элита" ныне прочно утвердилось в социологической и политической литературе.
Термин "элита" происходит от французского слова elite, что означает "лучший, отборный, избранный, избранные люди". В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию "элита" - "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги".
В своем первоначальном этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных животных и растениях, о спортивной элите и т.п. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обусловливают их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические общественные процессы, и это дает основание ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств.
Теория элит стала активно разрабатываться на рубеже XIX-XX вв. такими крупными представителями европейской политической мысли, как Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом и др. Они исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, которое Парето называл "элитой", а Г. Моска - "политическим классом", осуществляет руководство "некомпетентными" массами. "В любое время и в любом месте, - писал Г. Моска, - все то, что в управлении является предписывающей частью, осуществлением власти и содержит в себе команду и ответственность, всегда есть компетенция особого класса, элементы которого могут варьироваться самым различным образом от специфики века или страны; однако как бы этот класс ни складывался, формируется он всегда как ничтожное меньшинство против подчиняемой им массы управляемых".
Три качества, по мнению Г. Моска, открывают доступ к политическому классу, к элите: военная доблесть, богатство, священничество. Позже он уточнил, что этот класс должен создаваться на основе ума, способностей, богатства. Г. Моска описывает три способа, которыми политический класс закрепляет власть и обновляет себя: наследование, выборы, кооптация. С одной стороны, все политические классы стремятся стать наследственными, если не де-юре, то де-факто. Это стремление настолько сильно, что когда известное состояние закрепляется юридически, ясно, что фактически оно существовало уже в течение какого-то времени. С другой стороны, всегда есть новые силы, которые пытаются сменить старые.
В зависимости от того, какая тенденция преобладает, происходит либо закрытие и кристаллизация политического класса, либо его более или менее быстрое обновление. Первую тенденцию Г. Моска назвал аристократической, вторую - демократической. Но предпочтение он отдает тому обществу, которому свойственно известное равновесие между этими тенденциями. Для правящего класса, считал он, необходима известная стабильность.
В работах крупного итальянского политолога В. Парето общество предстает в виде пирамиды с элитой на вершине. Наиболее одаренные из низов поднимаются наверх, пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, деградируя, "опускаются вниз", в массы. Происходит циркуляция, или "круговорот элит". В. Парето приписывал управляющим два главных качества: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это необходимо. Сила и управление являются инструментами господства на всем протяжении истории.
Наряду со сходством исходных положений теорий В.Парето и Г. Моски, в их концепциях есть и различия:
В.Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Г. Моска - на постепенном проникновении в элиту "лучших" представителей масс.
Г. Моска абсолютизирует действие политического фактора, а В. Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.
Для Г. Моски элита - политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.
В книге "Социология политических партий в условиях демократии" (1911 г.) австрийский ученый Р. Михельс исследовал проблему "партийная элита - партийные массы". На примере социал-демократических партий он показал, что в демократических организациях неизбежно возникают необратимые олигархические тенденции. Даже самые демократические вожди со временем "депролетаризуются". Аппарат партии отрывается от рядовых членов, приобретает самодовлеющее значение, превращается в "партийную элиту". Постепенно власть концентрируется в "высших структурах бюрократии". Вследствие этого лидеры организации приобретают ряд крупных преимуществ: они имеют более широкий доступ к информации, материальным фондам, обладают лучшей профессиональной подготовкой, возможностями принимать решения. Тенденции, препятствующие осуществлению демократии, указывал Р. Михельс, с большим трудом поддаются систематизации, так как коренятся в сущности человеческой природы, в сущности политической борьбы.
Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что "демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности", вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках.
Французский политолог Л. Боден считает, что политическую элиту составляют люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс, люди, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над остальной массой людей. Основоположник политологии М. Вебер считает, что политическую элиту составляют харизматические личности. А. Тойнби говорит, что элита - это творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству и др.
Проанализировав все определения можно сделать вывод, что характерными чертами политической элиты являются следующие:
2. это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
3. высокий социальный статус;
4. значительный объем государственной и информационной власти;
5. непосредственное участие в осуществлении власти;
6. организаторские способности и талант.
Политическая элита - это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния, являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или сообщества.
На основе концепции Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса возникли современные направления: макиавеллистская школа, ценностные концепции элит, концепция демократического элитизма, концепция множественности, плюрализма элит, концепция элиты как авангардной партии рабочего класса.
Макиавеллистская школа элит имеет следующие черты:
· Признание элитарности любого общества, его разделение на властвующее меньшинство и пассивное большинство.
· Особые психологические качества элиты. Принадлежность к ней связана в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием.
· Групповая сплоченность.
· Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.
· Структурное постоянство элиты, ее властных отношений.
· Формирование и смена элит происходит в борьбе за власть.
Для ценностной теории элиты характерны следующие особенности:
· Элита - наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями.
· Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества. Элита - мотор, а массы - колесо истории, проводник в жизнь решений элит.
· Формирование элиты - процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
· Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры.
Концепции демократического элитизма имеют следующие общие черты:
· Демократия понимается как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.
· Элита не только обладает необходимыми управленческими качествами, но и защищает демократические ценности.
Концепции множественности, плюрализма элит базируются на следующих постулатах:
· Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит.
· Элиты возможно удерживать под влиянием масс.
· Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.
· Различия между элитой и массой относительны, условны и часто достаточно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.
Концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, разработана в учении В. И. Ленина, несмотря на его негативное отношение к элитизму. Ее основополагающие черты таковы:
· Глобальный, мессианский характер политической элиты, ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.
· Всеобъемлющий характер политического руководства. Коммунистическая партийно-государственная элита руководит всеми сферами общества.
· Происхождение элиты из социальных низов - "кто был никем, тот станет всем".
· Идеологичность. Обладание единственно верной идеологией определяет передовые качества элиты, служит важнейшей гарантией успешного руководства обществом. Все другие идеологии - заблуждения или происки классового врага.
· Жестокая иерархия политической элиты. Сама правящая элита уподобляется армейским структурам, делится на вождя, "генералов", "офицеров", "унтер-офицеров" (Сталин).
Из вышесказанного следует, что элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации, это профессиональные служащие, политики и т.д. Но политическая элита - это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решений, на определение целей, но это, прежде всего, особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к таковой, а, следовательно, и позиции каждого ее члена.