Урегулирование межэтнических конфликтов
Этнический фактор присутствует в большинстве происходящих сегодня конфликтов. Например, в 1991 г. в двух из четырех межгосударственных конфликтов, по крайней мере, одной из сторон была этническая группа, а в 27 внутригосударственных конфликтах доля этнических участников достигала 92%. Этническая дискриминация была среди важнейших причин насилия и войн: вооруженные конфликты происходили в 20 из 32 стран, в которых отмечена явная этническая дискриминация. Таким образом, международные и внутригосударственные конфликты невозможно успешно анализировать без учета этнического фактора.
К решению этнических конфликтов можно подходить с разных сторон. Один подход состоит в том, чтобы, сконцентрировав внимание на ходе конфликта, выяснить его отличие от других типов конфликтов и попытаться найти средства, при помощи которых он может быть смягчен и в конечном счете решен. Другой подход предполагает изучение последствий этнического конфликта для существующей международной системы и возможностей ее реструктурирования с целью снижения потенциала эскалации насильственных конфликтов.
Этнические конфликты часто не поддаются или с трудом поддаются решению. Это особенно характерно для случаев, когда конфликты четко кристаллизованы, а возможности группы изменить ситуацию ограниченны. В таких случаях индивидуальная и коллективная идентичности становятся более жесткими. Диалектика межгрупповых отношений с характерным для нее требованием признания легитимной идентичности превращает конфликт в борьбу за такие принципы, как этническое самоопределение и выживание. Многочисленные факты свидетельствуют, что в кристаллизованных межэтнических конфликтах, в которых борьба происходит за ценности и принципы, любые решения, навязанные сверху, едва ли могут привести к успешному исходу. <...> Здесь нужны скорее психологические и групповые решения, нацеленные на "демонтаж" этнических "наделов" и повышение гибкости и подвижности внутри- и межобщинных отношений. Поэтому урегулирование межэтнического конфликта представляет собой социальный процесс, в который вовлекается, возможно, под внешним воздействием, все местное население. Социальная трансформация этнических конфликтов "снизу" должна дополняться институциональными преобразованиями "сверху", что способствует более тесному взаимодействию, формированию общих интересов и признанию равных прав и возможностей участия в принятии решений.
По сложившейся традиции при урегулировании конфликтов в центре внимания находятся спорные вопросы, действующие лица и их "ставки" в данном конфликте, т.е. упор делается на интересы действующих лиц, а не на их идентичность и ценности. Хотя учет интересов имеет существенное значение, все же такой способ решения межэтнических конфликтов недостаточен. Исходя из этого целесообразно изучить другие пути разработки более эффективных методов решения конфликтов, снизанных с идентичностью. Один состоит в том, чтобы систематически применять ценностный подход к урегулированию конфликтов. При этом предполагается, среди прочего, внимательное изучение межкультурных различий в стиле ведения переговоров, а также тонкостей социальных процессов и ценностей, с которыми сталкиваются переговаривающиеся стороны.
Необходимость ценностного подхода обусловлена тем, что в конфликтах, связанных с этнической или иными типами идентичности, речь идет о проблемах культуры, в то время как в основе обычных политических конфликтов лежат преимущественно материальные интересы и институциональные взаимоотношения. Однако чрезмерный упор на культурные различия может оказаться контрпродуктивным, поскольку стороны иногда становятся настолько чувствительными к взаимным различиям, что это сводит на нет поиски точек соприкосновения. Поэтому внешние посредники должны стремиться найти приемлемое соотношение культурно-ценностных сюжетов и такой повестки переговоров, которая включала бы достаточное число разрешимых практических вопросов.
С этой целью имеет смысл четко различать интересы и ценности. Инструментальные методы, рассматривающие межэтнический конфликт как столкновение интересов, а не идентичностей и принципов, считаются более эффективными, чем ценностные подходы. Отдавая приоритет интересам, можно снизить значимость эмоций и идентичностей. Конфликт формулируется в категориях делимых материальных ценностей, включающих среди прочего территорию, права на собственность, политическую власть, экономические ресурсы. Такой путь урегулирования конфликтов строится на трансформации спорных вопросов, переключая внимание сторон с идентичностей на интересы.
Тем не менее, не следует полностью отказываться от надежд на эффективность ценностных подходов. Имеется достаточно подтверждений того, что сработать может любой из двух подходов. Для достижения согласия относительно ценностей может потребоваться больше усилий третьей стороны. При этом целесообразно использовать различного рода "мягкое посредничество", при котором первостепенное значение имеет выяснение фактор и консультации, а не политика давления.
Ценностный подход может оказаться успешным применительно к малым группам. Но сомнительно, чтобы он был эффективным в коллективных переговорах между этническими общностями. Поэтому цели ценностного подхода должны быть ограниченными: смягчить и удержать проявления конфликта в рамках, позволяющих разумно решать трудные политические и экономические вопросы.
Кроме того, в межэтнических конфликтах в качестве действующих лиц выступают не только политические единицы, например государства, обладающие целостностью, но и весьма аморфные этнические группы, нередко не имеющие даже общей территории. Нельзя ожидать, чтобы такие стороны следовали тщательно просчитанной тактике и благодаря посредникам легко пришли к компромиссам в ходе переговоров. Иногда выясняется, что представителям этнических групп выгодно подчеркивать отсутствие сплоченности и невозможность контролировать неподчиняющиеся политические элементы.
Спорные вопросы межэтнического конфликта в связи с их культурной и экспрессивной природой менее четко структурированы, чем при иных типах конфликтов. Это связано с их сложностью: немного найдется политических проблем, которые были бы столь трудно разрешимы, как определение и признание автономии и самоопределения этнических наций. Единственный приемлемый путь — обратить эти проблемы в конкретные и подлежащие обсуждению вопросы.
Самый прямой путь урегулирования этнического конфликта — начать двусторонние переговоры между государством и этническим меньшинством. Однако из-за сложности проблем и отсутствия простых решений переговоры зачастую либо вовсе не начинаются, либо быстро заходят в тупик. Отсюда следует, что для решения этнических конфликтов необходимо воздействовать на участников переговоров и в то же время формулировать правила, определяющие отношения между ними. И то и другое обычно предполагает привлечение третьей стороны и превращение переговоров из двусторонних в трех- или многосторонние.
Третьей стороной могут быть частные лица либо международные организации, при этом возможны различные формы участия. Ключевое значение имеет, представляют ли частные лица правительственные или неправительственные организации, а если правительственные, то каких стран: соседних или более отдаленных, что позволяет им выступать в качестве беспристрастных посредников. Если этническая группа расселена на территории двух соседних государств, не исключается возможность, что правительства договорятся о совместных действиях против меньшинств. Такой сговор состоялся между Ираном и Ираком против курдов в 1975 г., между Индией и Шри-Ланкой против тамилов в 1987 г. Сотрудничество между враждебными правительствами обычно мотивируется опасениями, что сепаратистские устремления могут распространиться из одной страны в другую.
Подключение третьей стороны коренным образом меняет структуру этнического конфликта. Оно осложняет переговоры и может содействовать их ходу лишь и том случае, если третья сторона выступает как беспристрастная сила, способная преодолеть тупик и настоять на решении проблемы. Судя по известным примерам, привлечение третьих сторон (как правило, не великих держав) — достаточно обычное явление, но оно редко приводило к успеху. Поэтому в качестве посредника в этнических конфликтах предпочтительны не национальные, а региональные или всемирные международные организации. Они, как правило, более объективны и пользуются большим доверием конфликтующих сторон. Но чтобы достичь желаемой цели, международные организации должны преодолеть несколько препятствий: добиться согласия между важнейшими странами-участницами, найти адекватные для осуществления миссии ресурсы, получить признание конфликтующих сторон либо, если те отказываются сотрудничать, выяснить возможности применения силы, чтобы остановить кровопролитие.
Один из путей урегулирования этнических конфликтов — это использование альтернативной, или "народной", дипломатии. Она представляет собой неправительственную, неформальную и неофициальную форму улаживания споров. Это взаимодействие между частными лицами или группами в пределах страны или между различными народами или группами, не связанными с правительственными структурами из разных стран. Считается, что этот вариант более гибкий, новаторский и конструктивный, чем традиционные межправительственные переговоры. <...> "Народная дипломатия" позволяет установить контакт и начать диалог, невзирая на отказ доминирующей и соответственно контролирующей государственную машину группы вступать в формальные переговоры с внутренним оппонентом. Но технический прием сам по себе не может заставить государство вступать в контакт с мятежниками: например, никакая народная дипломатия не в силах заставить правительства Турции и Ирака обсуждать с курдами вопрос об автономии. Путь к переговорам может быть найден лишь там, где есть желание противоборствующих сторон вести переговоры. <...> Наиболее примечателен в этом отношении пример Южной Африки, где Африканский национальный конгресс, Национальная партия и другие силы смогли договориться и осуществить в целом мирный переход к демократии в стране, постоянно раздиравшейся острыми этническими и политическими противоречиями.