Проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей
Должностные обязанности – все обязанности, которые возлагаются на гражданского служащего в связи с замещением данной должности, включая соблюдение ограничений.
Виды дисциплинарных взысканий:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы.
*за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
В зависимости от последствий:
а. формальные – последствия не важны;
б. материальные – по последствиям.
Повышенная ответственность за некоторые материальные проступки руководителей.
81.Правовой статус полномочного представителя Президента.
Виды полномочных представителей:
а) в федеральном собрании РФ;
б) в федеральном округе;
в) в Конституционном суде.
Полномочный представитель – должностное лицо, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, которое обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.
Полномочный представитель:
1) является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента;
2) назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ;
3) непосредственно подчиняется Президенту
4) назначается на должность на срок, определяемый Президентом, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.
Задачи:
а. организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом;
б. организация контроля за исполнением в федеральном округе решений ФОИВ;
в. обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента;
г. представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе.
Функции:
1. обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
2. анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе;
3. организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов;
4. согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа;
5. организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства;
6. согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта;
7. принимает участие в работе органов государственной власти субъектов, а также органов МСУ, находящихся в пределах федерального округа;
8. вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов.
Права:
1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы;
2) направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов;
3) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента;
4) организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента;
5) право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.
84.Понятие, виды, принципы государственной службы.
Государственная служба:
а) организационно-функциональная основа государства, осуществляющая функции и задачи государства;
б) в правовом смысле – комплексный институт, объединяющий нормы всех отраслей права в части, касающейся государственной службы;
в) в организационном смысле – организованная государством система осуществления его задач и функций государственными служащими:
1. узкий смысл – выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах;
2. широкий смысл - выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (школы, учреждения).
ФЗ «О системе государственной службы».
Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
1. РФ;
2. федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
3. субъектов РФ;
4. органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
5. лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
6. лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Государственный орган – органы государственной власти, иные государственные органы, замещаемые государственными должности, которые устанавливаются:
а. Конституцией, ФЗ;
б. Конституциями (уставами), законами субъектов.
Признаки (критерии):
1) осуществление на профессиональной основе (профессия граждан);
2) служебная деятельность (подчинена обеспечению исполнения полномочий определённых в законе субъектов, содержание – функциями и полномочиями для должности);
3) разнородность субъектов;
4) признание государственными служащими всех лиц, занимающих государственные должности;
5) дифференциация должностей на государственные и негосударственные.
Виды:
1. гражданская;
2. военная;
3. правоохранительная.
Закон о системе государственной службы закрепляет принципы:
1. федерализма – обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
2. законности – строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания публичных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и организаций;
3. приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
4. равного доступа граждан к государственной службе– исключение дискриминации (требования к кандидату – характер должностных обязанностей);
5. единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
6. взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
7. открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих;
8. профессионализма и компетентности государственных служащих;
9. защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
85.Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус:
1. относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности – взаимодействие с ОИВ;
2. относящиеся к государственным предприятиям и учреждениям;
3. относящиеся к муниципальным предприятиям и учреждениям;
4. относящиеся к негосударственным предприятиям и учреждениям.
Всех форм собственности | · Устанавливаются в качестве принципов: а) запрет на вмешательство государства в производственно-хозяйственную деятельность; б) государственную регистрацию предприятий; в) обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчётности, предоставления информации, необходимой для налогообложения. · Предприятия обязаны соблюдать предписаниязаконодательства о защите окружающей среды, режиме природопользования и другие правила. · Контроль за соблюдением – уполномоченные государственные органы, которые могут применять меры принудительного воздействия. · Иногда требуется разрешение на занятие определённым видом деятельности. |
Государственные и муниципальные предприятия | · Собственник таких предприятий – государство. · Ведение государственных органов: 1) создание предприятий; 2) определение предмета и целей деятельности; 3) утверждение устава; 4) управление; 5) назначение на должность и снятие с неё руководителей. · Некоторые виды деятельности – только государственные предприятия – производство оружия, боеприпасов, изготовление и реализация наркотических средств. · Должностные лица предприятий – полномочия государственно-властного характера. · Государственные предприятия (и муниципальные) – унитарные предприятия. · Особенности статуса унитарных предприятий: а) создаются на базе государственной или муниципальной собственности; б) осуществляют деятельность для удовлетворения потребностей в областях, определённых ФЗ. · Виды: а) на праве хозяйственного ведения (государственные предприятия); б) на праве оперативного управления (казённые предприятия). · Законодательное закрепление положения: а) ГК РФ; б) ФЗ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. · Учреждение: а) уполномоченными органами государственными и МСУ; б) федеральные – ФОИВ; в) федеральные казённые – Правительство РФ. · Создание – в установленных ФЗ случаях (необходимость производства продукции, которая изъята из оборота). · Учредитель определяет в уставе – специальную гражданскую правоспособность. · Унитарное предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом без согласия собственника. · Собственник унитарного предприятия – право на получение части прибыли. · Собственник имущества казенного предприятия: а) право изымать у казенного предприятия излишнее (неиспользуемое) имущество; б) доводить обязательные заказы; в) утверждать смету доходов и расходов. · От имени РФ или субъекта собственник – органы государственной власти РФ или субъектов. · Руководитель унитарного предприятия – единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником и может действовать от имени предприятия без доверенности. · Действия: 1) представление интересов; 2) утверждение структуры и штата; 3) осуществление приёма на работу; 4) издание приказов; 5) организация выполнения решений собственника. · Контроль за деятельностью унитарного предприятия – орган, реализующий полномочия собственника. · Администрация унитарного предприятия – функции оперативного управления. · Управленческие полномочия – отношения внутри предприятия. · Полномочия собственника унитарного предприятия: а) по вопросам организационной деятельности; б) полномочия, реализуемые по инициативе предприятия (получение согласия); в) полномочия по осуществлению контроля. |
Государственные корпорации | · Создаются для осуществления социальных, управленческих или иных социально-полезных функций. · Создание – ФЗ. · Виды: а) отраслевые; б) межотраслевые; в) для определённых задач. · Органы управления: а) наблюдательный совет (высший); б) правление (коллегиальный исполнительный); в) генеральный директор – возглавляет правления и руководит деятельностью корпорации. · Издаваемые корпорацией НПА – обязательны для ФОИВ, органов государственной власти субъектов и МСУ. |
Негосударственные предприятия | · Действуют в пределах административно-правового режима, предусмотренного для всех предприятий. · Роль государства – установление правовых норм и контроль за их соблюдением (не решает конкретных вопросов). · При преобразовании государственных учреждений у государственных органов сохраняется специальное право на участие в управлении ими. · Они назначают своих представителей в совет директоров, наделённых правом вето (одно из их преимущественных прав) при принятии решений о: а) внесении изменений и дополнений в устав; б) ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии; в) изменении уставного капитала; г) заключении определённых сделок. |
86.Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
Формы деятельности органов исполнительной власти – внешнее выражение видов их деятельности, предусмотренных нормами АП, совершаемые в целях осуществления возложенных на них задач, функций, полномочий.
Суть исполнительно-распорядительной деятельности требует:
а. официального оформления действий (для обеспечения определённости в деятельности);
б. создание правовых предпосылок законности деятельности.
Основные формы деятельности – в правовых актах, устанавливающих компетенцию (только в её пределах может действовать).
Формы деятельности:
1) издание правовых актов;
2) проведение организационных мероприятий;
3) осуществление материально-технических мероприятий.
*существует ещё множество классификаций (эта советская).
Также форма деятельности предполагает реализацию органами управления правоспособности, предусмотренной другими отраслями права.
В зависимости от последствий (формы действий):
1. правовые формы действий – действия, влекущие правовые последствия:
а) издание правовых актов – осуществление государственного управления;
б) издание плановых актов, целевых программ – теоритические обоснования основных направлений в содержании государственной деятельности;
в) издание административных и гражданских договоров;
г) заключение международных договоров;
2. неправомерные формы действий – непосредственно не влекут последствий, могут лишь инициаторами или предпосылками совершения действий, которые повлекут последствия:
а) организационные мероприятия;
б) проведение совещаний;
материально-технические операции.
88.Администрация Президента РФ: понятие, основы правового положения.
89.Компетенция РФ в области законодательства об административных правонарушениях.
Законодательство – совместное субъектов и РФ.
Принцип: законы и иные НПА субъектов принимаются в соответствии с ФЗ и не могут им противоречить.
Субъекты – остаточная компетенция.
Форма законодательства:
а. федеральное – закон;
б. субъектов – закон, иные НПА (форма может быть конкретизирована законом).
*законы субъектов должны соответствовать КоАП, в случае противоречия используется КоАП.
Состав законодательства об административных правонарушениях:
а) КоАП (дополнительные законы на федеральном уровне должны вносить изменения в кодекс – самостоятельно не действуют);
б) принимаемые законы субъектов, соответствующие КоАП.
Закон, регулирующий административную ответственность – КоАП (5 разделов).
Ведение РФ (по КоАП) – установление:
1. общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2. перечня видов административных наказаний и правил применения;
3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (при нарушении ФЗ);
4. порядка производства по делам;
5. порядка исполнения постановлений о наложении взысканий.
КоАП определяет:
1) в соответствии с законодательством о судебной системе – подсудность дел;
2) в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних – подведомственность дел комиссиям по делам несовершеннолетних;
3) в соответствии с установленной структурой ФОИВ – подведомственность ФОИВ.
Обратная сила:
а. присутствует – закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, иным образом улучшающий положение лица;
б. отсутствует – закон устанавливает или отягчает ответственность, иным образом ухудшает положение лица.
*производство по делу – на основании закона, действующего во время производства по делу.
90.Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.
Черты правового положения ФОИВ до реформы 2004:
1. самостоятельность всех органов в организационно-правовом отношении;
2. Правительство – координация подведомственных ФОИВ, блоки могли курироваться замами;
3. в деятельности руководствовались всеми НПА;
4. ведали комплексами и отдельными функциями;
5. концентрация всех функций в одном органе;
6. совпадение основных форм деятельности.
Специфические черты:
1. министерство – ФОИВ, выполняющее все функции, делились: отраслевой и общей компетенции;
2. государственный комитет, федеральная комиссия – ФОИВ, осуществляющие межотраслевую координацию;
3. федеральная служба РФ, агентство, надзор – ФОИВ, осуществляющие специальные функции в установленной сфере.