ВЗ. Напишите название органа власти, о котором говорится в тексте

«В (...) входили представители четырех чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. В первый чин, самый важный и престижный, назначались царями лица из представителей более двух десятков наиболее знатных фамилий — Рюриковичей и Гедиминовичей, т. е. потомков правящих домов Древней Руси (Воротын­ские, Мстиславские и др.) и Великого княжества Литов­ского (Голицыны, Куракины и др.), а также старых мос­ковских боярских родов (Романовы, Морозовы, Салтыко­вы, Шереметевы, Шеины и др.). Княжеские фамилии давали почти четыре пятых членов... Среди окольничих насчитывалось до половины князей, другую половину со­ставляли потомки московских бояр. Все они были выход­цами из почти шестидесяти наиболее древних и знатных фамилий».

Ответ:

В4. Установите соответствие между районами страны и вида­ми их хозяйственной специализации.

Районы

A) Центральный рай­он (Тула)

Б) Черноземье (Воро­неж, Орел)

B) Поволжье (Ярос­лавль, Казань)

Г) Северо-Запад (Нов­город, Псков)

Виды специализации

1) производство зерна

2) металлообработка

3) выделка кож

4) производство льна и ко­нопли

5) производство хлопчато­бумажных тканей

В5. Напишите имя патриарха, о котором говорится в запи­сках иностранца, посетившего Москву.

«Как только мы вошли, (...) доложил громким голо­сом царю и патриарху, что прибыли Альберт и Иван, боль­шие послы великомощных господ Генеральных Штатов и великого принца Оранского. Царь восседал на престоле в драгоценной короне, усеянной алмазами, жемчугом и раз­ными драгоценными каменьями, со скипетром в правой руке, в узорчатой парчовой одежде. По правую сторону ца­ря сидел его отец, патриарх, на золоченом стуле, в духов­ном одеянии и в золотой митре, украшенной крестом».

Ответ:___--

В6. О каком архитектурном стиле говорится в тексте?

«К концу столетия складывается стиль... пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. В На­рышкинских палатах на Петровке в Москве, церквах в Филях, Троице-Лыкове, Уборах под Москвой, Успенском соборе в Рязани и многих других используются башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для основной кладки и белого камня для отделки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства».

Ответ:__-—--

В7. Установите соответствие между событиями и датами.

События Даты

A) свержение царя Василия Шуйского 1) 1611 г.

Б) возникновение Тушинского лагеря 2) 1610 г.

B) объявление Польшей войны России 3) 1609 г.

Г) захват шведами Новгорода 4) 1608 г.

5) 1612 г.

В8. Установите соответствие между именами авторов и на­званиями их произведений.

Авторы Произведения

A) В. Ф. Бурцов 1) «Грамматика»

Б) И. Гизель 2) «Сказание» о Смутном времени

B) Е. П. Хабаров

Г) А. Палицын 3) «Чертеж реке Амуру»

4) «Синопсис»

5) «Букварь»

В9. Напишите, в каком году происходили описанные в текс­те события.

«7 августа Разин с 10-тысячной армией выступил из Царицына. Его войско теперь уже на девять десятых со­стояло из плохо вооруженных крестьян, работных лю­дей, беглых холопов, а опытных в военном деле казаков оставалось немного. Боеспособность армии уменьша­лась.

15 августа Разин подошел к Саратову. Накануне в городе вспыхнуло восстание, (царская) власть... была свергнута, и восторженный народ встретил Разина у го­родских ворот хлебом-солью. Не задерживаясь, посколь­ку лето кончалось, Разин двинулся дальше и через не­сколько дней подошел к Самаре».

Ответ:____

В10. Выберите из списка положения церковной реформы пат­риарха Никона.

1) троеперстное крестное знамение вместо двоеперстного

2) поясные поклоны вместо земных

3) написание Иисус вместо Исус

4) запрет на строительство крестово-купольных храмов

5) замена всех икон Богородицы на новые

6) восстановление в Киеве Десятинной церкви

В11. Расположите события в хронологической последователь­ности.

A) Поляновский мир

Б) Андрусовское перемирие

B) осада армией М. Б. Шеина Смоленска

Г) Зборовский мир

Часть 3

Прочитайте фрагмент из работы историка Р. Г. Скрынникова и ответьте на вопросы.

«Земский собор заседал в Москве третью неделю. Близился конец января. Но земские чины, по словам

очевидца — шведского агента — не пришли ни к какому соглашению. Круг кандидатов сузился, но ни одна пар­тия не могла склонить на свою сторону большинство. Кандидатура Дмитрия Трубецкого вызвала на Соборе резкие возражения. Многие люди открыто заявляли, что он попросту не способен править государством. В хо­де обсуждения Собор отклонил также и кандидатуру Ми­хаила Романова.

Шестнадцатилетний юнец не внушал никому осо­бых симпатий. Очевидец государева избрания Федор Боборыкин писал, что земские чины и бояре не чувствуют уважения к Михаилу. Боярин Иван Никитич Романов всегда действовал заодно с Мстиславским и энергичнее других настаивал на приглашении наемников в Кремль. Шестнадцатилетний Михаил Романов находился при дя­де в Кремле в течение всей осады. Он смертельно боялся народа и не помышлял о борьбе с захватчиками. Трубец­кой, Пожарский и другие руководители Собора реши­тельно отвергали кандидатуру Романова.

Но среди земских воевод были не только против­ники, но и приверженцы Михаила. В его пользу настой­чиво агитировала романовская родня — воевода князь Иван Борисович Черкасский, Борис Салтыков, князь Иван Федорович Троекуров, дворяне Михалковы.

Голоса разделились. Ни один кандидат не мог полу­чить большинства. Тогда кто-то из членов Земского собо­ра предложил избрать царя тем же способом, что и пат­риарха: наметить трех кандидатов, бросить между ними жребий и посмотреть, кого Бог пожелает дать им в госу­дари.

Большинство отвергло такое предложение. Тут же раздались голоса, требовавшие не прерывать заседаний Собора вплоть до вынесения общего решения — «завеща­ние полагают, да не отступят от места сего преж даже не изберетца царь Московскому государству». Избиратель­ная борьба вступила в критическую фазу».

С1. В каком году заседал Земский собор, о котором расска­зывает историк? Как называют эпоху в истории России, с которой было связано проведение Собора?

С2. Какая главная задача стояла перед Собором? Какие кан­дидатуры обсуждались? (Укажите не менее двух имен.) Какие способы решения проблемы предлагались? (Ука­жите не менее двух способов.)

СЗ. Опираясь на свои знания, объясните, почему участни­ки Собора были твердо намерены не расходиться, пока не будет решена главная задача. Напишите, чем закон­чился Собор.

С4. Какие задачи стояли перед составителями Соборного уложения? (Укажите не менее двух задач.) Какие зако­нодательные положения соответствовали этим задачам? (Укажите не менее двух положений.)

С5. Ниже представлены две точки зрения на государствен­ную деятельность Лжедмитрия I.

1. Лжедмитрий I был беспринципным авантюрис­том, неспособным к управлению государством. Он опи­рался на помощь поляков-католиков, действовал в сво­их интересах. В результате народного восстания был убит.

2. Лжедмитрий I обладал способностями государст­венного деятеля, пытался проводить политику, направ­ленную на ликвидацию конфликтов в обществе и укреп­ление государства. Погиб в результате боярского заго­вора,

Укажите, какая точка зрения представляется вам более справедливой. Приведите не менее трех фактов, аргументов, которые подтверждают ваше мнение.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на воп­росы.

1 июня 1648 г. в Москве началось народное вос­стание.

Каковы были причины этого восстания? (Укажите не ме­нее двух причин.) Какие события произошли в ходе восста­ния? (Назовите не менее трех событий.)

С7 Сравните национальный и религиозный состав населе­ния России в начале XVI в. и в конце XVII в. (Укажите не менее двух общих черт и не менее трех различии.)

Общее
 
 
Различия
   
   
   
   
   
   

Ответы

Тема 4

Наши рекомендации