Идеи свободы и демократии в общественно-политической жизни козацтва.Демократични основы казацкого государства

Проблемы государства и абсолютной монархии, соотношение светской н церковной власти занимали важное место в творчестве Феофана Прокоповича (1681-1736), философа, ученого, писателя, историка, профессора и ректора Киево-Могилянской Академии, а с 1716 года - сподвижника Петра I в его реформаторской деятельности. В противоположность С. Яворскому, Ф. Прокопович полностью разделяя идеи Петра I, выступил на защиту подчинения Украинской церкви Российскому государству и установление абсолютистско-монархической формы правления - царского самодержавия. Впервые в условиях российского государства он разработал теорию просвещенного абсолютизма, основываясь на теориях естественного права и общественного договора и учитывая учения западноевропейских ученных - Г. Гроция, Т. Гоббса и др.(Трактаты: "Слово о власти и чести царской"— 1718, "Правда воли монаршей"—1722). Суть этой теории состояла в мотивировке приоритета светской власти, подчинении церкви государству, секуляризации церковных и монастырских земель. Теория "просвещенного абсолютизма", разработанная Ф. Прокоповичем, признавала верховным носителем государственной власти только образованного государя, "философа на троне". Образование и развитие наук рассматривалось им как основа исторического прогресса, силы и благополучия государства.

В силу специфических исторических причин во всей украинской жизни, в борьбе за волю, за суверенное, независимое государство центральная роль принадлежит казачеству. Согласно исследованиям М. Грушевского, казачество, зародившись в XV ст., в течении XVI ст. становится, своеобразным сословием, довольно многочисленным. Оно имело свою организацию, управление, свою элиту в лице гетмана, шляхты, генеральной старшины. Казацкая верхушка была высокообразованной, а дети казаков составляли значительный слой среди студентов Киево-Могилянской академии.

Особые условия возникновения (на новые земли бежали самые смелые и энергичные люди, стремившиеся, во что бы то ни стало, избавиться от угнетения и стать свободными), а также специфика жизни - сосредоточение, в основном, в "пограничной зоне" и необходимость одновременно заниматься земледельческим трудом и вооруженной защитой своих поселений, - определили формирование особого типа личности - вольнолюбивой, мужественной, выносливой. Как отмечал Д.И. Яворницкий ",...тут были те, кто чувствовал в себе "волю огненную, силу богатырскую"".

Условия жизнедеятельности казацких поселений как хозяйственно-военных организаций требовали тесного взаимодействия ее членов. Поэтому свои отношения они могли строить только на принципах демократизма, взаимоуважения и взаимопомощи. Демократические начала запорожского казачества стали основой формирования казацкой республики, вызвавшей восхищение многих ученных и политических деятелей (Вольтер, Гердер, Герцен и др.). На всех этапах украинской истории со времен Запорожской Сечи, выделяется принцип демократизма, настоятельное желание утвердить демократический строй на основе свободы, равенства и справедливости.

Свое первое юридическое осмысление, оформление и воплощение этот идеал нашел в "Конституции прав и свобод Запорожского войска" (1710), разработанной группой казацких старшин во главе с гетманом Филиппом Орликом (1672-1742), ближайшим сподвижником гетмана Мазепы. Более чем за полстолетия до провозглашения американской Декларации независимости этот документ говорил о праве Украины на самоопределение и на независимое государственное существование: "Украина обеих сторон Днепра должна быть на вечные времена свободна от чужого господства".

В содержании этого договора можно выделить несколько блоков: 1) Статьи, регулирующие религиозный вопрос, в которых проявляется религиозный консерватизм: утверждаются исключительные права православия и религиозная нетерпимость по отношению к другим конфессиям, что находит объяснение в сложных проблемах недавнего прошлого. 2) Статьи, определяющие границы Украины, а также регулирующие отношения с ближайшими соседями. Учтен геополитический фактор - исторически сложившиеся транзитные пути с Востока на Запад, с Севера на Юг и наоборот, ее крайне восточное положение по отношению к Европе, с чем был связан и вопрос о выборе постоянных и временных союзников, в том числе и стремление перейти под постоянный протекторат далекой Швеции. 3) Статьи, относящиеся к финансовым, экономическим и социальным вопросим. В специальных статьях предусматривалась защита социально-экономических интересов низов - казаков и посполитых, которых "гетман должен был взять под свою опеку", ограничить произвол полковников и старшины, бороться с протекцией, коррупцией, взяточничеством и прочее. 4) Важнейшие статьи Конституции - VI-VII, наметившие контуры политического устройстваукраинского государства. Главная их сущность - установление представительной формы правления. Власть гетмана была ограничена и постоянным участием в управлении генеральной старшины, и генеральной радой, в которую входили не только генеральная старшина и полковники каждого полка, но и по одному представителю от каждого полка - генеральные советники. Эта рада (своеобразный парламент) должна была заседать регулярно (трижды в год) и имела законодательную власть. Ограничение гетманской власти было значительным: оно касалось администрации, суда, выборов, финансов.


23.Конституція Пилипа Орлика

Конституция Пилипа Орлика - договор гетмана Войска Запорожского ПилипаОрлика со старшиной и казачеством Войска (от всей старшины и казачестваконституцию Орлика подписал кошевой атаман Кость Гордиенко), которыйопределял права и обязанности всех членов Войска. Заключенный 1710.Утвержденный шведским королем Карлом XII. Написанный на латыни истароукраинском. Состоит из преамбулы и 16 статей. Памятник украинскомуполитико-философской и правовой мысли. По оценке украинских историковявляется одной из первых европейских конституций нового времени [1] .Чинностине получила, поскольку была написана в условиях изгнания.

Содержание [скрыть]
1 Название
2 История создания
3 Украиноязычный оригинал
4 Положения конституции

Договоры и Вынесение прав и вольностей Войска Запорожского междуЯсновельможным господином Филиппом Орликом, новоизбранным гетманомВойска Запорожского, и между генеральной старшиной, полковниками, а такженазванным Войском Запорожским, которые по давнему обычаю и по военным правилам утверждены обеими сторонами свободным голосованием иСветлейшего гетмана торжественной присягой подтверждены года от РождестваХристова 1710, 5 апреля, в Бендерах.
Староукраинском книжным языком название звучит:

Договоры и Постановлεnѧ Правъ и волностεй войсковыхъ мεжы Яснεвεлможнымъ εго милостью паномъ Филиппомъ Орликомъ новоизбраннымъВойска Zапорожского гεтманомъ, и мεжы εнεральнимы лицами, полковниками итымъ жε Войскомъ Zапорожскимъ сполна с обоихъ сторонъ облсоветаутвεржεnnыε и при волной εлεкции формалною присягой ωт того жъ Яснεвεлможного гεтмана потверженnые года ωт Рождεства Христова αψί, м [εся] цааприля дня ε ..
Современная распространенное название «Конституция» происходит отдословного перевода латинского названия оригинального документа:

Pacta et Constitutiones legum libertatumque exercitus zaporoviensis (Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского).
История создания [ред. • ред. код]
После поражения в битве под Полтавой гетман Иван Мазепа со своими ближайшими сторонниками из числа казацкой старшины вместе с остаткамиукраинского-шведской армии оказались на территории Османской империи,спасаясь от русской армии. Здесь, не выдержав больших потрясений года, умерИван Мазепа. Наиболее вероятным преемником был близок к гетманугенеральный писарь - Филипп Орлик. При его избрании на совете старшин был принят документ, определявший права и обязанности гетмана.

Таким образом, конституция была принята 5 (16) апреля 1710 на собранииказачества возле городка Тягина на правом берегу реки Днестр (турецкое название - Бендеры, ныне это территория Молдовы). Поэтому ее иногда называют еще Бендерская конституция.
24.Политическая мысль Украины XIX ст..Кирило Мефодиивске братство

Кирилло-Мефодиевское братство — тайная политическая антикрепостническая организация, созданная по инициативеН. Костомарова в январе 1845 — марте 1847 года в Киеве. Организация была названа в честь славянских просветителейКирилла и Мефодия.

Задачи общества

Братство основывалось на христианских и панславистских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни в Российской империи в рамках панславянского союза народов. Общество ставило задачу национального и социального (в антифеодальном смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д. В состав намечавшейся всеславянской федерации должны были войти Украина,Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем, сообразно с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения».[1]

Наши рекомендации