Проблемы духовной и политической свободы в концепции христианской демократии

Становление христианско-демократической идеологии.Вторая мировая война представляла собой беспрецедентное столкновение враждебных идеологических систем, победа каждой из которых предвещала создание «нового мирового порядка». Ситуация не изменилась и после ее окончания, когда открытая конфронтация двух сверхдержав разделила мир «железным занавесом». В этих условиях католическая церковь не могла претендовать на роль «третьей силы» и постепенно превратилась в одну из наиболее активных антикоммунистических сил. Особенно заметная либерализация католицизма началась с восшествием на Святой престол Пия XII (1939-1958).

иллюстрация Файл 10.1. Пий XII. «Чисто материалистическая цивилизация, уничтожая определенные элементы и ценности в жизни семьи и народов, лишает человека способности реально мыслить, давать оценки и действовать». Пий XII.

Уже в первых своих выступлениях Пий XII придал социальной доктрине церкви совершенно новую направленность. В 1941 г. в радиопослании по случаю 50-й годовщины «Rerum novarum» он однозначно связал понятие естественных прав человека со свободой частности и торговли, а сами естественные права опередил как «совпадающие в едином божественном первоисточнике» с «истинами, полученными в откровении». Рождественское послание 1942 г. также было посвящено проблеме прав человека. «Исток и главная цель социальной жизни – сохранение, развитие, совершенствование человеческой личности, которой социальная жизнь позволяет должным образом применять на практике религиозные и культурные нормы и ценности, предназначенные Творцом для каждого человека и всего человечества как в целом, так и в его естественном многообразии», – заявил понтифик.

Связав социальную доктрину церкви с проблемой защиты прав и достоинства личности, Пий XII подчеркивал, что эта задача не может быть решена усилиями ни государства, ни самого человека. Личность человека, по мнению Пия XII, может раскрыться лишь в семье и общине, «наделяющих человека волей к ответственности». Перенос тех принципов взаимоотношений, которые характерны семье и общине, на уровень нации и государства, Пий XII опередил как социальный персонализм.

Несмотря на повышенное внимание Пия XII к проблеме прав человека и явное тяготение в сторону либерально-демократической идеологии, его понтификат оказался наиболее авторитарным за все ХХ столетие. Правлению этого папы был присущ агрессивный политический стиль, в том числе самый ожесточенный антисоветизм. Так, в 1949 г. Пий XII объявил об отлучении от церкви всех, кто оказывает поддержку коммунистам. Не менее жесткой была позиция Пия XII в вопросе межконфессионального сотрудничества. Такой курс стал одной из причин заметного ослабления авторитета Ватикана в послевоенном обществе. Но в те же годы в Западной Европе расцвет переживало особое направление общественно-политической мысли, получившее название христианской демократии.



иллюстрация Файл 10.2. Аденауэр. «Принцип абсолютного приоритета личности, ее достоинства, в том числе и по отношению к государству, – это прямая производная от западного христианства». Конрад Аденауэр.
иллюстрация Файл 10.3. де Гаспери «Движущим принципом общества будет ни миф классов, ни миф расы, ни миф нации или государства. Этим движущим принципом будет евангельская идея достоинства человеческой личности». Арчильде де Гаспери.

Наиболее авторитетными христианско-демократическими партиями стали западногерманские Христианско-демократический союз (ХДС) под руководством К. Аденауэра и Христианско-социальный союз (ХСС) под руководством Ф.-Й. Штрауса, итальянская Христианско-демократическая партия А. Де Гаспери, французское Народно-республиканское движение Р. Шумана, бельгийская Социально-христианская партия П. Спаака. Основу их программных установок составили идеи правового и социального государства, солидаризма и субсидиарности, политические идеалы либеральной демократии и традиционные христианские ценности. Христианские демократы отвергали концепцию корпоративизма и трактовали субсидиарность как сугубо правовой принцип. Они отказывались и от прямого сотрудничества с церковью. В большинстве случаев христианско-демократические партии являлись межконфессиональными. Идеалы христианства рассматривались как воплощение общечеловеческих ценностей, а не определенная система вероисповедания.

В условиях идеологической конфронтации, сопровождавшей начало «холодной войны», христианско-демократические партии сыграли большую роль в духовной консолидации западного общества. Они «стремились гарантировать порядок и ценности, защищаемые консерватизмом, свободу, поддерживаемую либерализмом, социальную справедливость и равенство, обещанные социализмом» (К. Клеменс).

Эпоха аджорнаменто.Активные мировоззренческие дискуссии продолжались и в лоне католической церкви. Избрание на Святой престол в 1958 г. Иоанна XXIII положило начало политике аджорнаменто – решительной модернизации католицизма и превращения его в активную силу современного общественного прогресса.

иллюстрация Файл 10.4. Иоанн XXIII. «В каждом благоустроенном и плодотворном сообществе должен быть поставлен как основание тот принцип, что каждый человек есть личность, то есть естество, одаренное разумом и свободной волей, а посему он подлежит правам и обязанностям, которые непосредственно и одновременно вытекают из его же природы». Иоанн XXIII.

В своих энцикликах Иоанн XXIII признавал социализацию «важнейшей отличительной чертой эпохи», однако подчеркивал, что «люди есть и должны быть основой, целью и субъектом любых институтов, в которых происходит социальная жизнь». Церковь, по его мнении, не должна выполнять в современном мире властные функции. Но она является частью этого мира, и общий процесс социализации неизбежно вовлекает Церковь в решение самых насущных задач, усиливает ее роль как общественного института, а не только мистического тела Христова.

Осмыслению роли церкви в обществе был посвящен II Ватиканский собор (1962-1965). Его основные решения были изложены в «Догматической Конституции о Церкви» и «Пастырской Конституции о Церкви в современном мире». Авторы этих документов связывали нарастание кризисных явлений в обществе с распространением технократической культуры и ее гибельным воздействием на духовное воспитание человека, а также торжеством индустриального типа общества, который провоцирует «разлад между специализацией человеческой деятельности и целостным взглядом на вещи». Не отрицая значимость социального прогресса, Пастырская Конституция указывала на его духовную сущность. В основе прогресса должны лежать «ценности, которые вытекают из способностей, дарованных человеку Богом». В свою очередь, лишь умножение всевозможных связей между людьми, взаимное уважение и помощь способны раскрыть духовное достоинство каждой личности. Социальный порядок, по мысли авторов конституции, должен «постоянно оборачиваться во благо личности, то есть уровень объективных условий должен подчиняться уровню личностей, а не наоборот».

В Пастырской Конституции впервые было однозначно заявлено о том, что Церковь занимает политически нейтральную позицию. Социальный порядок, по мнению ее авторов, должен быть направлен не на реализацию той или иной идеологии, а на предоставление каждому человеку средств для «подлинно человеческой жизни» – пищи, одежды, жилища, права на создание семьи, на труд, уважение, доброе имя, защиту своей частной жизни. Жесткому осуждению подверглись в Конституции все действия, направленные против человеческой жизни и достоинства, в том числе геноцид, аборты, «телесные и нравственные мучения», недостойные условия труда, рабство, проституция, «попытки поработить человеческую душу».

Немало споров на Собор вызвало принятие «Декларации о религиозной свободе». Этот шаг открывал Церкви путь к диалогу с людьми любых конфессий и убеждений. «Человеческая личность имеет право на религиозную свободу, – было заявлено в итоговом тексте Декларации. – Эта свобода состоит в том, что все люди должны быть свободны от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и социальных групп, а также какой бы то ни было человеческой власти». Столь же большое значение имели принятые на Соборе «Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям» и «Декрет об экуменизме». В них подчеркивалось уважение католической церкви к духовным и нравственным ценностям нехристианских религий и к присущему им пути познания Бога, впервые признавалось, что достижение экуменического единства всех христиан является важнейшей задачей Церкви, хотя и утверждалась идея о «католических началах экуменизма».

иллюстрация Файл 10.5 Павел VI «Никогда не будет нового человечества, если прежде не будет нового человека, обновленного крещением и жизнью по Евангелию. Цель евангелизации – как раз это внутреннее преображение». Павел VI.

Католическая церковь в современном мире.Избрание на Святой престол в 1978 г. польского кардинала Йозефа Войтылы под именем Иоанна Павла II открыло новую эпоху в истории католицизма. Если ранее в политической программе Ватикана особое внимание уделялось проблеме подавления прав человека в социалистической системе, то теперь акцент был перенесен на проблему отчуждения человека в условиях так называемого «практического материализма». Иоанн Павел II неизменно подчеркивал, что не только тоталитарные, но и ультралиберальные общественные модели ведут к духовному порабощению человека. Поэтому основной проблемой современности он считал не отсутствие материальных благ, а кризис идей и нравственности. Папа призывал к возрождению духовных ценностей, к утверждению христианской этики, к необходимости верить. При этом подчеркивалось, что в основе веры лежит понимание человеком собственной ответственности, готовность людей к активным действиям по преобразованию мира.

иллюстрация Файл 10.6. Иоанн Павел II   «Человек, хотя и зависит от ресурсов материального мира, не может становиться их рабом». Иоанн Павел II.  

В последнее десятилетие своего понтификата Иоанн Павел II уделял все большее внимание теологическим вопросам. Он преодолел характерное для его предшественников разделение социальной доктрины католицизма и теологических основ вероучения. Энциклики Иоанна Павла II, посвященные социальным вопросам, – это прежде всего воззвания пастыря к пастве, своего рода духовная беседа, призванная пробудить в каждом верующем собственное отношение к насущным проблемам. Проблема веры, по мнению Иоанна Павла II, неотделима от всего комплекса современных культурных проблем развития человечества. Культура рассматривалась им как органичная часть религиозного опыта и, тем самым, важнейшее свидетельство духовного единства всех конфессий. Огромное значение Иоанн Павел II придавал концепции экуменизма. Он считал, что в рамках экуменического диалога необходимо перенести акцент с вопросов доктринального, теологического характера на проблемы самого общества – защиты свобод и прав человека, укрепление духовных основ современной общественной жизни, возрождение нравственного сознания и трансцендентных ценностей, сохранение и развитие культуры, а также семьи и семейных ценностей, экологические и общественно-политические проблемы, урегулирование межнациональных конфликтов, борьбу с терроризмом и др.

Избрание в 2005 г. на Святой престол немецкого кардинала Йозефа Ратцингера под именем Бенедикта XVI продемонстрировало сохранение в католической среде сильных консервативных настроений. Новый папа еще в свою бытность префектом Конгрегации вероучения снискал репутацию «великого инквизитора», последовательного противника рационализации и модернизации христианской идеологии. Настоящим манифестом консервативного крыла церкви стала «Доктринальная нота об участии католиков в политической жизни», разработанная под руководством Ратцингера. Нота предостерегала от «ложного» понимания демократических ценностей, от абсолютизации принципов плюрализма и свободы слова. «Сегодня очевиден культурный релятивизм, – заявляли авторы документа. – Он проявляется в теоретизации и защите этического плюрализма, который служит оправданием деградации и разложения здравого смысла и принципов естественного морального закона. Верующие не могут поддерживать решения, компрометирующие или игнорирующие фундаментальные требования этики, оправдываясь общим благом общества. Когда политика направлена против нравственных принципов, не допускающих нарушений, исключений и компромиссов, участие в ней католиков должно стать более явным и ответственным». Нота заявляла о непримиримой позиции церкви по вопросам абортов и эвтаназии («смерти из милосердия»), однополых браков. Христиане призывались к отказу от поддержки политических решений, «вдохновленных утопической перспективой», «направляющих совесть человека к исключительно земным чаяниям», «выхолащивающим и пересматривающим христианское стремление к вечной жизни».

иллюстрация Файл 10.7. Бенедикт XVI «Мы не должны навязывать и возводить в догму все наши идеи. С другой стороны, мы должны убедить других в том, что нам кажется важным». Бенедикт XVI.  

После избрания на Святой престол Бенедикт XVI сохранил свою приверженность консервативным ценностям. Он высказывал тревогу по поводу того, что «европейское общество перешло от христианской культуры к агрессивному, а подчас и нетерпимому секуляризму». Папа выступил с критикой современной государственной политики, которая под прикрытием идеи свободы совести «препятствует христианству играть должную роль в общественной жизни Европы». «Мир политики следует своим законам и идет своим путем, исключив Бога, как не имеющего отношения к нашей жизни, – утверждал Бенедикт XVI. – То же самое происходит в мире коммерции, экономики и в частной жизни. Бог остается в тени. Но общество, абсолютно исключающее Бога из своей жизни, разрушает само себя. Настало время признать, что человеческую свободу можно пережить лишь как свободу, разделенную с другими. В общей ответственности. Прежде всего следует понять, что человек не создал себя сам: он является творением со своими ограничениями, ему дана возможность ошибаться и находить путь, отвечающий его бытию человеческой личности».

Контрольные вопросы

1. Какие изменения внес Пий XII в политическую доктрину католической церкви после начала Второй мировой войны?

2. На какой идеологической основе сложилось движение христианской демократии?

3. Как изменилось представление о роли церкви в современном мире после Второго Ватиканского собора?

4. Какую эволюцию претерпела социально-политическая идеология католицизма в конце ХХ в.?

Повторительно-обобщающие задания к теме «Консервативная идеология».

1. Приведите примеры консервативного стиля мышления и особенностей традиционалистского образа жизни (на основе своих жизненных наблюдений, известных вам литературных произведений, произведений театрального и кинематографического искусства и т.п.). Составьте собирательный социально-психологический портрет человека, обладающего подобными чертами. Может ли такой человек, на ваш взгляд, разделять идеи либерализма, социализма, коммунизма, национализма? Обоснуйте свой ответ.

2. Как вы думаете, почему в XIX в. социал-дарвинистские идеи Г.Спенсера многими современниками рассматривались как крайнее выражение либеральной идеологии, а с начала ХХ в. такие воззрения стали называть особым течением консервативной мысли?

3. Прокомментируйте два высказывания: «Консерваторы во всем мире должны бороться за то, чтобы сокращение расходов, понижение налогов и ограничение регулирования стали главнейшими принципами – это необходимо также и с политической точки зрения» (Маргарет Тэтчер); «Добровольный обмен не является достаточным условием для процветания и свободы. Однако добровольный обмен является для процветания и свободы общества условием необходимым» (Милтон Фримен). Почему, на ваш взгляд, экономические проблемы стали ключевыми в доктрине неоконсерватизма?

4. Какие слои населения, на ваш взгляд, могли наиболее активно поддерживать идеи охранительного, либерального, социального консерватизма, либертаризма, неоконсерватизма, христианской демократии? Оформите свой ответ в виде таблицы. С помощью таблицы сделайте вывод, о том какие течения консервативной мысли обладали схожей социальной базой.

5. Как объясняли создатели теории элит нарастание олигархических тенденций в обществе в первой половине ХХ в.? Можно ли, на ваш взгляд, с помощью таких же аргументов доказать обострение кризиса демократии в начале XXI в.?

6.Шарль де Голль писал в своих воспоминаниях: «Только великие деяния способны избавить Францию от пагубных последствий индивидуализма, присущего ее народу. Наша страна перед лицом других стран должна стремиться к великим целям и ни перед кем не склоняться, ибо в противном случае она может оказаться в смертельной опасности. Я думаю, что Франция, лишенная величия, перестает быть Францией». Как вы думаете, можно ли отнести такие слова к каким-либо другим странам и народам, помимо Франции? Почему идеология «национального величия» считается разновидностью консерватизма?

7.Сравните идеологические основы христианско-демократического движения с программными установками основных течений консервативной и либеральной политической мысли. К каким из них наиболее близки идеи христианских демократов?

8. Ф.-Й.Штраус, многолетний лидер баварского Христианско-социального союза, утверждал, что для христианских демократов не должно быть важным, «ходит ли данный человек в церковь или принадлежит ли он вообще к какому-либо вероисповеданию». Если принять такую точку зрения, то какой смысл заключается, на ваш взгляд, в позиционировании тех или иных партий именно в качестве «христианских»?

9. С помощью материалов пособия, дополнительной литературы и ресурсов Интернета составьте схему, отражающую особенности политических воззрений пап римских (от Пия IX до Бенедикта XVI), хронологические рамки их понтификатов, тематику их важнейших энциклик.

10. Можно ли согласиться, на ваш взгляд, с утверждением Пия XI: «Коммунизм наших дней более подчеркнуто, нежели подобные движения в прошлом, содержит в себе ложную мессианскую идею. Псевдоидеал справедливости, равенства и братства в труде насыщает всю его доктрину и деятельность обманным мистицизмом, который придает массам, попавшим в ловушку иллюзорных обещаний, ревностный и заразительный энтузиазм». Сравните критику Пия XI в адрес коммунизма со следующими высказываниями: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум для народа» (К.Маркс), «Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь» (В.Ленин). Что общего в этой взаимных обвинениях?

11. Как вы считаете, какие исторические процессы и явления предопределили радикальное обновление доктрины католической церкви в период понтификатов Льва XIII и Иоанна XXIII? Можно ли на основе анализа современного общественного развития предположить, что и понтификат Бенедикта XVI окажется переломным этапом в истории католицизма?

12. Иоанн Павел II следующим образом определил сущность экуменизма: «На экуменическом пути к единству самое почетное место принадлежит совместной молитве, молитвенному союзу собирающихся вокруг Самого Христа. Чем теснее смогут христиане, несмотря на разделение, объединиться вокруг Христа в совместной молитве, тем отчетливее поймут, как мало то, что их разделяет по сравнению с тем, что объединяет. Они смогут набраться мужества встретить лицом к лицу всю полноту чисто человеческой реальности своих разделений и снова окажутся объединены в сообщество Церкви». Прокомментируйте это высказывание, в том числе по сравнению с позицией представителей православного духовенства, которые признают значимость экуменического движения к единству веры, но принципиально отрицают связь экуменизма с солидарностью в социальных, экономических, политических, культурных вопросах. С какими мировоззренческими особенностями православной и католической общественной мысли , на ваш взгляд, связано это расхождение?

13. В одной из своих книг Йозеф Ратцингер, будущий папа Бенедикт XVI, сетовал: «Тот, кто сегодня пытается говорить о проблемах христианской веры перед людьми, которые не сжились изнутри – по профессии или благодаря традиционному воспитанию – с церковным языком и церковной мыслью, очень быстро заметит всю диковинность такой затеи». Как вы считаете, возможен ли продуктивный диалог современной церкви с людьми, обладающими атеистическим и материалистическим мировоззрением? Какие проблемы препятствуют такому диалогу, а что делает его необходимым?

14. В какой степени, на ваш взгляд, мировоззренческие ценности консерватизма актуальны в условиях становления информационного общества? Можно ли прогнозировать их грядущий упадок, или, напротив, XXI в. может стать эпохой Консервативного Ренессанса?

Темы рефератов:

· Идеология охранительного консерватизма: мировоззренческие истоки и политическая программа.

· Теория социальной эволюции в воззрениях Г.Спенсера.

· Ф. фон Хайек о «спонтанном порядке» как основе общественного порядка.

· Либеральный консерватизм как идеология реформ.

· Ш. де Голль и концепция «величия Франции».

· Современная американская общественно-политическая мысль.

· Становление социального католицизма: от Льва XIII до Пия XI.

· Второй Ватиканский собор и эпоха аджорнаменто в истории католической церкви.

· Иоанн Павел II о человеке и человеческом в современном мире.

Темы эссе:

· «Не люди ведут революцию, а сама революция использует людей в своих собственных целях» (Ж.де Местр)

· «Гений или демон политики пребывает во внутреннем напряжении с богом любви» (М.Вебер)

· «Либеральные меры и сильная власть» (Б.Чичерин)

· «Демократия становится абсурдом, если превращается в неограниченной правление» (Ф. фон Хайек)

· «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» (М.Тэтчер).

· «Голлизм – это парижской метро в 18 часов» (А.Мальро)

· «Мы – американский народ, мы – решение». (Б.Клинтон)

· «Человечество мало поддается влиянию тех немногих, кто думает иначе». (Лев XIII)

· «Позиция солидарности не исключает позиции сопротивления». (Иоанн Павел II)

· «Своему существованию общество должно быть обязано семье, опирающейся на супружество». (Й.Ратцингер)


Наши рекомендации