Перестройка в общественно-политической жизни

Курс на «обновление общества». В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В. Андроповым. В мар­те 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. М.С. Горбачев и поддерживавшие его радикально настроен­ные политические деятели выступили с ини­циативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» его инициатор М.С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в ус­тановлении «лучшего социализма». В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены — лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е.К. Лигачев, В.М. Чебриков, Э.А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б.Н. Ельцин и А.Н. Яковлев.

Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС.
На Пленуме шла речь о необходимости каче­ственного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и соци­альной сферы.

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социаль­но-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более ак­тивным использованием достижений науки и техники, децентрализацией уп­равления народным хозяйством, рас­ширением прав предприятий, внедре­нием хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться тех­нической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономи­ки намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный.

Перемены в общественно-политической сфере начались с прове­дения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности насе­ления. Возникли многочисленные об­щественные объединения в поддержку перестройки. Широкое обсуждение но­вого правительственного курса прохо­дило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления» разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М.С. Горба­чев. Идея ускорения встречала как одо­брение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обес­печения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартий боль­шинства союзных республик и т. д.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность из­бранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи со­вершенствования социалистического общества.

Реформа политической системы. В 1985—1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупци­ей. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших госу­дарственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась ко­миссия во главе с А.Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е — начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Н.И. Бухарин и А.И. Рыков, группа профессоров-экономистов (А.В. Чаянов и др.).

Демократизации общественно-политической жизни способство­вало введение альтернативных выборов партийных секретарей в пар­тийных организациях.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государст­венной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная кон­ференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах разви­тия страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М.С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конференция ут­вердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть полити­ческой реформы заключалась в четком разделении обязанностей пар­тийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистичес­кой партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества.

Учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные го­сударственные структуры создавались в союзных республиках.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стра­не президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев).

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об измене­нии системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депута­тов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоя­лись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе — Б.Н. Ельцин, Г.X. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак, Ю.Н. Афана­сьев, Ю.Д. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сфор­мировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М.С. Горбачев.

Изменение отношения к религии.В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М.С. Горбачева с пат­риархом РПЦ Пименом и представителями других религиозных кон­фессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-ле­тием Крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы.

Верующим возвращали отобранные у них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новых храмов. Дея­тели церкви получили возможность наряду со всеми гражданами уча­ствовать в общественной жизни. Нескольких видных церковных ие­рархов избрали депутатами в Верховный Совет страны.

Было разработано и утверждено новое законодательство о куль­тах. Его появлению предшествовала дискуссия на страницах периоди­ческой печати по вопросу о том, как должны строиться государствен­но-церковные отношения. Новый закон «О свободе совести» закрепил курс на либерализацию отношения государства к религии.

Создание политических партий и движений.В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочис­ленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стиму­лом возникновения новых партий и движений. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации — Кресть­янская, Аграрная, Народная партии России, Республиканская партия Российской Федерации, Демократическая партия России и др. В сво­их программах они выступали за демократическое государство, за проведение экономических и политических реформ. Многие пар­тии признавали необходимость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для ее формирования. Руководители большинства новых организаций полагали необходимым для выхода из кризиса осуществить требуемые реорганизации сверху.

Раскол в рядах КПСС привел к возникновению нескольких пар­тий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая ра­бочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они ви­дел и свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни.

Начали действовать партии социал-демократического направле­ния. За возрождение национального самосознания и сильного госу­дарства — но в разных формах — выступали партии и движения на­ционально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.).

Время существования многих партий оказалось кратким, они рас­падались, сливались с другими организациями. Возникали новые по­литические группы и блоки, и все они активно участвовали в обще­ственной жизни СССР. В центре политической борьбы за власть на рубеже 80—90-х годов оказались партии коммунистической и либе­ральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М.С. Горбачева. В значитель­ной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Экономическая реформа.Первые годы «перестройки» мало затро­нули существующую экономическую систему.

Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царив­шей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 г. во время испытаний турбогенератора произо­шел взрыв атомного реактора на одном из блоков АЭС. Информация об аварии не сразу стала достоянием населения и мировой общест­венности. Это явилось одной из причин глобального характера по­следствий катастрофы.

Катастрофа на АЭС ускорила принятие экономической реформы (1987 г.). Главная ее направленность заключалась в переходе от пре­имущественно административных к экономическим методам управления производством. Но существа административно-команд­ной системы реформа не затрагивала. Принимались законодатель­ные акты с целью совершенствования управления экономикой. Уп­разднялись некоторые министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продо­вольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.

В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого разви­тия рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР поста­новил начать переход к новой модели экономического развития. В качестве ее составных частей рекомендовались: сокращение госу­дарственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка. О целесообразности развития рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства говорилось в решениях XXVIII съезда КПСС (июль 1990 г.).

На пути к рыночной экономике. На рубеже 80—90-х годов были раз­решены индивидуальная трудовая деятельность и создание коопера­тивов по производству нескольких видов товаров. Широкими права­ми наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.). На центральные планирующие организации возлагались обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного раз­вития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения. Был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Он должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направле­ны и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хо­зяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фер­мерских хозяйств, в которых производилось около 1 % всей сельско­хозяйственной продукции. Негосударственный сектор — в коллективах и частных формах — получал все более широкое рас­пространение в экономике.

Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989—1990 гг. резко сократились темпы роста производ­ства промышленной продукции (табл. 2).

Таблица 2. Темпы прироста промышленности (в % по отношению к предыдущему году)

1985г. 1986 г. 1987 г. 1988г. 1989г. 1990г.
+ 3,4 + 4,1 + 3,8 + 3,9 + 1,7 - 1,2 !>^

Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн человек.

Антикризисные программы. Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой ры­ночной экономике». Вслед за тем несколько групп видных экономис­тов и хозяйственников разработали проекты программ, получивших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтер­нативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них — «Программа 500 дней» — была группа экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предпри­ятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Про­грамма, по мнению ее составителей, позволила бы в течение 500 дней вывести страну из эконо­мического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка кото­рого велась под руководством директора Инсти­тута экономики АН СССР Л.И. Абалкина. Учас­тие в работе над программой принимал глава правительства Н.И. Рыжков. Программа Н.И. Рыжкова — Л.И. Абалкина предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором.

Политика реформирования экономики имела значительные соци­ально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищ­ная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. В конце 80-х годов волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донец­кого угольного бассейна. Только в Донбассе в борьбу за свои права вступили свыше 300 тыс. шахтеров.

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, вла­деющие средствами производства: члены кооперативов и лица, зани­мающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан, владеющих значительными финансами (банкиры).


Наши рекомендации