В период Средневековья в светской политической мысли преобладали идеи местной и сословной демократии и самоуправления
отличия античного понимания демократии от современного:
1. демократическое устройство не гарантировало свободу личности, которая рассматривалась как неразличимая часть государства;
2. как естественное воспринималось существование рабства и сословное деление граждан;
3. считалось разумным наличие правящей элиты и предоставление гражданских прав различным группам населения в соответствии с их имущественным положением;
4. гражданское общество и государство понимались как неразличимые;
Не было разделения ветвей власти.
Полития (республика)- власть большинства по аристотелю
Демократия – власть большинства.по аристотелю
Поэтому Макиавелли отдает предпочтение республике – власти большинства.
Натуралистическая парадигма объясняет особенности политики преимущественно внесоциальными факторами - географической средой, климатическими условиями, биологическими и расовыми особенностями.
Парламентская монархия- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, получившей наибольшее число депутатских мест, становится главой правительства;
Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют осуществлять научное предвидение, строить прогнозы возможных будущих политических событий, а также рассчитывать потери и приоритеты альтернативных вариантов.
Легальное господство – основано на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений
Концепция полиархии (Р. Даль) исходят из принципа, что демократия как идеал и как набор институтов и процедур принятия решений не совпадают. Во втором смысле демократию он называет полиархией.
В структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной.
Аристотель выделяет 6 форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия).
Форма правления, при которой граждане осуществляют свое право принятия решений не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, называется представительной демократией
Концепция либерализма основана на следующих принципах:
- равенство граждан в использовании их естественных прав;
- автономность личности по отношению к государству, человек – единственный источник власти;
- личность имеет право отстаивать свои позиции по отношению к другим членам общества;
- разделение властей с четким определением их функций и полномочий, а также ограничение сферы самого государства, не позволяющее ему вмешиваться в личную жизнь граждан и экономическую сферу общества;
- парламентская форма представительной демократии.
????Функция прогностическая- обеспечение целостности и стабильности определенной социальной общности (политика определяет проекты будущего, в которых находят реализацию все имеющие в обществе социальные потребности и притязания);
Двухпартийная система. Здесь реальную борьбу на выборах ведут только две партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей.
Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборном процессе
цензом оседлости (проживание на данной территории не менее определенного законом срока).
Реформаторы используют тактику не агрессивных последовательных постепенных политико-экономических изменений, среди которых – тактика убеждения, мирных переговоров, встреч, иных ненасильственных действий, в целом имеющих направленность на формирование общественного мнени по такеру
Социальная парадигма объединяет разнообразные теории, которые объясняют природу политики посредством социальных факторов – религии, норм морали, культуры, системы права, спецификой экономики.
«Единицей» политического исследования в бихевиоризме было признано наблюдаемое поведение индивидов и социальных групп в различных политических ситуациях.
Психологический метод основан на необходимости учитывать в политике субъективные механизмы политического поведения.