Информационное общество. Блогосфера и СМИ
Для начала необходимо определиться с термином «информационное общество». Это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
Продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Общество переходит к новому этапу развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом
Далее нужно привести отличительные черты информационного общества:
* увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
* возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
* нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
* создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
* развитие электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных сетей;
По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Кроме положительных моментов, прогнозируются и опасные тенденции:
* все большее влияние на общество средств массовой информации;
*информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
* существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
* многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
* существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Известные зарубежные ученые, которые сформулировани концепцию информационного общества:
1. Элвин Тоффлер — американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. Автор книги "Третья волна". В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию (сверхиндустриальной) информационного, или постиндустриального общества. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.
2. Дэниел Белл — американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. В работе «Грядущее постиндустриальное общество» (The Coming of Post-Industrial Society, 1973) Белл показал, что а «индустриальное общество», которое всемерно развивало технику, перейдет в новую фазу социального развития — «постиндустриальное общество», основанное на знаниях (knowledge society), которое характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий, растущим авторитетом научных сообществ и централизацией принятия решений.
3. Ёнэдзи Масуда— японский социолог и футуролог, один из авторов концепции информационного общества. В 1972 представил «План для информационного общества — национальная цель к 2000», который позже был расширен и вышел в виде книги «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1980).
Дальнейшее развитие информационных технологий ведет нас к уникальной ситуации, когда голос одного-единственного человека может вызвать не меньший или даже больший резонанс, чем информация, размещенная в руспубликанском печатном СМИ. Этим голосом одного-единственного человека, могущего составить (и составляющего) конкуренцию традиционным СМИ, является голос блогера, автора сетевого дневника. За последние годы блоги превратились в значимое явление информационного пространства.
Под блогом (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник) понимается сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Блоги обычно публичны, менее формальны и более увлекательны, предполагают сторонних читателей, которые могут публиковать своих отзывы (комментарии, «комменты»). Часто в блогах появляется живая реакция людей на акутуальные события. Сококупность всех блогов является блогосферой.
Для чего блоги журналистам? Публиковать собственные экспертные комментарии. Рассказывать о значительных событиях в течение дня. Давать ссылки на интересные страницы в интернете. Вести репортаж с конференции. Задавать вопросы аудитории. Выказывать собственные мнения, идеи, точки зрения. Отвечать другим блоггерам. Анонсировать собственные статьи. Искать темы. Общаться в сообществах. Выработайте привычку писать для блога как минимум 1-2 раза в неделю. Подпишитесь на самые авторитетные издания и блоги по вашей тематике. Читайте их каждый день.
Читательская аудитория популярных блогеров сопоставима с ежедневной аудиторией ведущих печатных СМИ. Все чаще блогосфера опережает не только прессу, но и новостные агентства по скорости отклика на события. Фото- и видеосъемки очевидцев со всего мира мгновенно распространяются по сети. Блогеры первыми обнародуют информацию и обращаются к самым острым темам без оглядки на авторитеты. Количество обращений традиционных СМИ к материалам блогов постоянно растёт и за период с 2005 по 2010 год увеличилось почти в 30 раз.
Подчеркнем, что владельцы сетевых дневников не раз выступали в качестве рупора гражданской журналистики. Самые громкие события блогосферы находят отражение в традиционных СМИ. Первые сообщения о громком ДТП, произошедшем 2 марта 2008 г. на въезде в Минск, появились в блогах. Водитель значительно превысил скорость. Чтобы остановить его, сотрудники ГАИ решили выставить «живой щит» из нескольких автомобилей. В результате пять человек получили ранения.
После публикации в блогах в России имели самый громкий общественный резонанс такое события, как защита Химкинского леса (1750 упоминаний в печатных СМИ за год), скандальное ДТП с участием вице-президента Лукойла (540 упоминаний), акция «синие ведерки» в России, представляющая собой народную интернет-кампанию против мигалок (510 упоминаний в СМИ за год) и др.
«Посты» в блоге могут содержать текстовую информацию, фото и видео, аудиозаписи. На свой пост блоггер получает комментарии от других пользователей (в LiveJournal они называются «френдами»). В этом, кстати, и состоит отличие блога от обычного дневника. Читатели оценивают пост, ругают или хвалят его, полемизируя с автором. Хотя свой дневник можно вести и «под замком», то есть, запретив доступ к записям всем посторонним, разрешить читать его лишь взаимным друзьям. Можно также закрыть записи и от друзей. Но тогда теряется интерактивность.
По технической основе блоги можно разделить на три группы:
1. Автономный блог (stand-alone, или "отдельно стоящий") - блог на отдельном хостинге и системе управления контентом.
2. Блог на блог-платформе - блог, ведущийся на мощностях блог-службы (LiveJournal, LiveInternet, TUT.BY и др.).
3. Мобильный блог (моблог, микроблог) - блог, содержащий контент, размещаемый в сети с мобильных устройств.
Преимещества автономного блога - полный контроль владельца блогa за его контентом, возможность технологически развивать свой блог, менять дизайн сайта. К основным недостаткам автономного блога относятся его меньшая социальная связность, более высокие требования к уровню технических знаний владельца, необходимость платы за хостинг и домен.
Подобные блоги, тем не менее, популярны: в Беларуси их ведут, например, известный журналист Глеб Лободенко (http://www.labadzenka.by/) и медиаактивистика Елена Барткевич (http://www.bygirl.net/).
Популярные массовые блог-платформы предствляют собой сервисы, позволяющие бесплатно вести блог без необходимости самостоятельно заниматься обслуживанием сайта и программированием. Популярные блог-сервисы - LiveJournal.com, LiveInternet.ru, Blogs.mail.ru и др. Платформа LiveJournal.com, возникшая в 1999 г., продолжает оставаться самым популярным блог-сервисом и на всем постсоветском пространстве. На LiveJournal.com общаются наиболее интеллектуальные и социально активные представители общества.
Первый пост, отправленный в интернет с мобильного устройства, минуя настольный компьютер или ноутбук, был написан в мае 2000 г. Примерно через два года возник термин «моблогинг», хотя массвое признание к мобильным блогам пришло позже. Довольно часто сейчас их называю микроблоги:они позволяют мгновенно узнать, что и где в данный момент происходит.
Параллельно с блогосферой в Интернете сегодня активно развивается и микроблоггинг, так как инновационные технологии позволили вывести на рынок уникальные продукты – мобильные приложения, доступные с любого мобильного телефона. Датой рождения направления этого считается 2006 год, когда появились интернет-сервисы «Twitter» и «Jaiku». Микроблоггинг отличается от традиционных дневников не только лаконизмом, но и более личным акцентом высказываний, позволяя заинтересовать тысячи людей словами, в которых совсем «немного букв».
Показателен в этом смысле проект Twitter(основан в марте 2006 г.). По официальным данным в сентябре 2010 г. число пользователей Twitter превысило 145 млн человек. Всего в 140 символах у каждого желающего есть возможность оставить сообщение о том, что происходит с ним в настоящий момент. Традиционные СМИ не всем позволяют выступать со своих трибун, а Twitter пускает всех. Благодаря интеграции различных протоколов от SMS до RSS и специальной системе распространения эти сообщения в доли секунды становятся достоянием каждого, кто следит за этим микроблогом.
Далее можно рассказать об известных белорусских блогерах:
А. Автономные блоги:
1. http://www.labadzenka.by/ - Глеб Лободенко, журналист
2. http://www.paplauskaja.net/ - Ася Поплавская, журналист
3. http://www.bygirl.net/ - Девушка, живущая в сети (Елена Барткевич)
4. http://www.jenabunshi.com/ - Циничный блог жизнерадостного журналиста (Елена Шемет, «Автобизнес»)
http://www.bielanohaja.org/ - Татьяна Белоногая, певица
Б. Блоги на блог-платформе:
1. http://toxaby.livejournal.com/ - Антон Мотолько, фотограф
2. http://malishevsky.livejournal.com/ - Виктор Малишевский, журналист
3. http://martinovich.livejournal.com/ - Виктор Мартинович, журналист
4. http://waloshyn.blog.tut.by/ - Евгений Волошин, журналист
В. Блоги в Твиттере
1. https://twitter.com/GUVD_Minsk - ГУВД МИнгорисполкома
2. https://twitter.com/bygirl - Елена Барткевич
3. https://twitter.com/motolko - Антон Мотолько
Важно! Блоги журналистов государственных СМИ:
1. http://www.belta.by/ru/blogs?auth_ID=16 - Вадим Гигин, главный редактор журнала "Беларуская думка". Историк, политолог
2. http://ng.by/ru/blogs?auth_ID=13 – Лидия Пересыпкина, заместитель главного редактора "Народной газеты"