Структура и функции политики
В структуре политики выделяются форма,содержание и процесс (отношения).
Форма политики — это ее организационная структура, институты система правовых и организационных норм, придающих ей стабильность и позволяющих регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в:
- государстве,
- партийной системе,
- группах интересов,
- законах,
- политических и правовых нормах,
- политическом устройстве общества и его политическом режиме1.
Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает ( См. схема 1) .
Схема 1
Содержание политики 2
Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:
1. Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.
2. Выработка и принятие политических решений.
3. Реализация политических решений.
Политическому процессу присущи:
• переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал;
• сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс;
• восходящих и нисходящих тенденций развития.
Политология выполняет ряд важнейших функций, которые можно определить как своеобразные требования, предъявляемые обществом к политической науке.
Можно выделить следующие функции:
1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.
2. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности.Помимо формулирования целей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.
3. Управленческая и регулятивная функция политики.Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.
4. Функция рационализации.Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.
5. Функция политической социализации.Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.
6. Гуманитарная функция.Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
Успешное выполнение политикой всех перечисленных функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.
Виды политики
Политика - явление многоаспектное, что позволяет выделять ее различные виды:
1. В зависимости от сферы общества, в которой политика представлена своей регулирующей функцией, выделяют экономическую, социальную, национальную, научную, экологическую, культурную и военную политику.
2. По масштабу она может быть внутренней и внешней.
3. В зависимости от приоритетности говорят о политике нейтральной, "открытых дверей", национального примирения, компромиссов.
4. По содержанию и характеру различают прогрессивную, реакционную, научно-обоснованную и волюнтаристскую политику.
По субъектам политики, т.е. в зависимости от того, кто ее осуществляет, она может выступать политикой государства, мирового сообщества, политикой партии, политикой банка или фирмы и др.