Государство главный актор мирового политического процесса, признаки и функции государства. Классификация государств

Государство является основным субъектом международного права, так как обладает первоначальной правосубъектностью. Государства обладают наибольшим объемом международных прав и обязанностей.

В настоящее время, государство,как субъект международных отношений,должно обладать следующими признаками:

· национально-государственный суверенитет;

· функционирование независимого правительства;

· наличие определенной, принадлежащей ему территории;

· проживание определенной общности, которую объединяет язык, культура, обычаи и т.д.

Основной признак гос-ва - государственный суверени­тет, который возникает одновременно с появлением государства. Он имеет вутреннюю (права государства на его собст­венной территории, его юрисдикция над всеми лицами, пребываю­щими на соответствующей территории, право на природные ресурсы и естественные богатства) и внешнюю стороны (право государства на мир, общение и сотрудничество, право на самооборону и нейтралитет, право на участие в работе международных конференций и организаций и т.д.)

Сущность, роль, место государства в системе международных отношений проявляется в его функциях, среди которых выделяются основные:

1. поддержание порядка и безопасности в рамках определенной границами территории;

2. создание условий для социального и экономического развития; рационального распределения благ и услуг; поддержания занятости; удовлетворения основных потребностей населения;

3. внешнеполитические функции.

Особенности внешней политики в значительной степени зависят от организационных форм государств, или от государственного устройства.

Следует отметить, что государства не равны по своему статусу, силе, возможностям претворять свою политику в жизнь. Отсюда страны подразделяются на сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые государства и микрогосударства.

1. сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества;

2. великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие;

3. средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона;

4. малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое;

5. микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

15.Понятия «мощь государства», «государственные интересы», «государственной безопасность».

Мощь государства

— совокупность природно-географических характеристик; военно-политической, экономической, демографической, инновационной мощи государства. Включает численностьвооруженных сил, наличие и количество ядерного и другого оружия. Экономическая мощь отражается впоказателях валового национального продукта, индекса человеческого развития, численности населения,его покупательной способности и емкости внутреннего рынка потребления. Важным фактором мощигосударства остается большая территория, повышающая военную безопасность, наличие энергетических идругих природных ресурсов, стратегическая транзитность, обеспечивающая возможность созданиямеждународных транспортных коридоров.

Государственный интерес — интересы общества, отдельных его институтов или социальных групп, наиболее значимые для обеспечения его устойчивого функционирования и развития, делегированные государству для обеспечения, а также интерес самого государства как социального института.
Основой государственного интереса являются интересы общества. Эти интересы включают в себя как общие интересы, касающиеся всех граждан, так и частные интересы отдельных социальных групп и социальных институтов.
Общие государственные интересы определяются во многом базовыми функциями государства, в числе которых следующие: обеспечение целостности и стабильности общества, его территории; создание и обеспечение правовой системы; создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедеятельности; охрана правозаконности, гарантирование прав и свобод человека и гражданина; координация потребностей и интересов социальных слоев общества, определение приоритетов в его развитии; обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.
Основные составляющие государственного интереса:
*обеспечение безопасности граждан.
*обеспечение геоэкономических и геополитических интересов общества.
*способствование развитию институтов гражданского общества.
*обеспечение социальной справедливости.
С понятием «государственный интерес» связана категория «государственная безопасность». Государственная безопасность, — одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз.Обеспечение государственной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. Органы обеспечивающие государственную безопасность — спецслужбы, армия и правоохранительные организации. В политологической литературе, гос.безопасность рассматривается как один из элементов гос.интереса, обеспечивающего ему наряду с другими элементами (внутренняя стабильность, экономическое процветание, благоприятное внешнее окружение, позитивный международный имидж) оптимальное существование.
Действительные возможности страны по обеспечению национальной безопасности с наибольшей полнотой и объективностью могут быть определены только с учетом всего многообразия и многоплановости этих условий и факторов, в своей совокупности характеризующих совокупную мощь государства.
В США в качестве аналогичной категории давно и широко используется понятие «национальная мощь». К примеру, президент США Б.Клинтон в «Стратегии национальной безопасности США в XXI веке», опубликованной в 1997 г., употребляет это понятие для обозначения всей совокупности материальных и моральных ресурсов нации, имеющих значение для интересов внешней политики страны, для расширения ее влияния и присутствия в мире с тем, чтобы получить в результате экономическую и политическую выгоду. В этом документе особо подчеркивается, что все без исключения элементы национальной мощи страны должны быть эффективно использованы для продвижения национальных интересов США в мире .

16.Понятие «национальный интерес».

Категория "национальный интерес" является одной из основных и наиболее распространенной в системе понятий теории международных отношений.

Фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес. Национально-государственные интересы—это совокупность исторически сложившихся в едином государственном пространстве общих интересов. Эти интересы определяются экономическими и геополитическими его отношениями, культурно-историческими традициями, вопросами обеспечения безопасности, зашитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т. д.

Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес включает три основных элемента:

- военная безопасность;

- экономическое процветание и развитие;

- государственный суверенитет как основа контроля над определенной территорией и населением или сохранение нации в качестве свободного и независимого государства.

Иногда добавляют и следующие элементы:

- рост национального благосостояния;

- защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;

- расширение его влияния в мировой политике.

Национальные интересы, равно как и потребности, делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока:

§ фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним относят стабильность и развитие. Их баланс делает страну устойчивой и целостной. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание;

§ национальные ценности — национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;

§ текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны

Национальный интереснаходит свое выражение во внешней политике. Он представляет собой основу для разработки политики правительства, определяет конкретные цели государства в отношении других государств и возможные пути их достижения.

17.Внешняя политика государства: явление, процесс, особенности.

В истории международных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Внешняя политика - это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности - государствами, их союзами и блоками, зарубежными общественными объединениями, всемирными и региональными международными организациями. Формами традиционного осуществления внешней политики являются:
- установление дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между государствами; открытие представительств государства при международных организациях или членство в них;
- сотрудничество с дружественными государству зарубежными общественными движениями, объединениями и организациями;
- осуществление и поддержание на различных уровнях эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, международных общественных структур, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных отношений, но в диалоге с ними заинтересовано по тем или иным причинам.
Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Следовательно, внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам.
Внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства.
В зависимости от конкретных условий внешняя политика может быть пассивной или агрессивной. Пассивная внешняя политика присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.
Основными субъектами внешней политики являются: государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств; неправительственные организации (так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов).
Сущность и содержание внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения. Традиционными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства; обеспечение национальной безопасности государства; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства на мировой арене; защита политических и экономических позиций во внешнем мире.
В современных условиях цели внешней политики весьма разнообразны и взаимосвязаны, их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны; формами правления и политического режима; уровнями развития экономики, политической динамики государства, политической культуры; союзами с другими государствами, участием в военно-политических блоках, и т. д.
Внешняя политика выполняет некоторые специфические функции. Среди них выделяются:
- охранительная функция - связана с охраной прав и интересов конкретной страны и ее граждан за границей, а также с приспособлением национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции осуществляется через поиск мирного политического решения при разрешении возникающих спорных проблем;
- информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Реализация этой функции осуществляется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т. п.;
- организаторская функция заключаются в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Реализация этой функции осуществляется через деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств);
- регулирующая функция необходима для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. Реализация данной функции осуществляется через деятельность внешнеполитических органов государства и проявление гибкой политической стратегии государства.
Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности.
Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффективности. Осуществляя внешнюю политику, государство обычно применяет различные средства. Сгруппировать их можно по основным сферам жизнедеятельности мирового сообщества: информационно-пропагандистские, политические, экономические и военные средства. Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и т.д. В международных системах пропагандистские средства проявляются скрытно и неравномерно в зависимости от международной обстановки.
Экономические средства подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для воздействия на политику других государств. Экономическая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяющим позиции и место государства в мировом сообществе. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции. Важными экономическими средствами являются сырьевая база государства, внешняя торговля, лицензионная политика. В международной практике широко используются такие экономические средства, как эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле.
Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия и т.д. Таким образом, внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами.

18.Негосударственные участники международных отношений: МПО, МНПО, политические партии. Их влияние на внешнюю политику.

Международные правительственные организации (МПО) членами, которых выступают национальные правительства и которые создаются посредством заключения договоров между государствами. МПО выполняют роль надгосударственных образований, т.к. их образуют государства на постоянной основе для реализаций общих целей согласно уставным документам. МПО в зависимости от целей и членства разделяются на универсальные (ООН), региональные (АСЕАН, МЕРКОСУР, ШОС) и функциональные организации (МАГАТЕ). В настоящее время существует свыше 300 МПО. МПО предполагают институционализацию и механизмы реализации своих целей и задач. Члены МПО – государства, которые входят в них добровольно. Государства вступая в МПО стремятся активно участвовать и воздействовать на международные процессы, реализовывать свои интересы и согласовать их с интересами остальных, повысить свой престиж и т.д.. МПО также позволяют государствам решать стоящие перед ними глобальные задачи: сохранение мира и предотвращение войн (ООН), мировое разделение труда и развитие сотрудничества (ВТО, МОТ), координация сотрудничества в борьбе с глобальными проблемами (голод, экология, эпидемии, техногенные катастрофы и т.д.) (ВОЗ, ООН, МАГАТЭ и т.д.). МПО с множественными целями вовлечены в мировую политику в качестве самостоятельных акторов (НАТО, ОПЭК, ЕС и т.д.) и являются субьектами международного права, т.е. МПО проявляют себя как бы в двух ипостасях - с одной стороны, образуя поле кооперативного или конфликтного взаимодействия между государствами-членами, с другой - выступая в качестве специфических действующих лиц на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику развития международных отношений.

В частности, МПО в международных отношениях становятся эффективными институтами для управления кризисными ситуациями и проведения миротворческих операций (ООН,ОБСЕ,НАТО.СНГ). В рамках МПО нередко формируются политические движения группы стран (Движение Неприсоединения, Группа 77, ОИК и т.д.) ради преодоления отсталости, эконом реформ и национальным прогрессом. Оценивая место МПО в межотношениях, необходимо прежде всего отметить, что : - МПО вовлечены активно в процесс формирования и осуществления международно-правовых норм. Более того, эффективность норм все больше зависит от того, в какой степени они санкционированы межгосударственными организациями.

- деятельность МПО влияет на международно-политическое поведение участвующих в них государств. Участие в межгосударственных организациях становится для государств фактором их международной социализации.

- МПО образуют развернутую сеть, охватывающую практически все сегменты современных международных отношений.

Международные неправительственные организации (МНПО). Членами НМПО являются отдельные лица или общественные группы. Они функционируют на основании своих учредительных документов. Они имеют статус наблюдателей при ООН. В настоящее время существуют более 30 тыс. Они делятся на глобальные (Гринпис, Антиглобалисты, Хьюман райтс вотч и т.д) и региональные. НПО значимая политическая сила в международной жизни. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; мобилизовывать общественное мнение и способствовать возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам.

Общими тенденциями в развитии межгосударственных организаций можно считать следующие: а) относительное усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее сфокусироваться на более конкретных проблемах; б) значительное возрастание числа организаций специальной компетенции для регулирования специфических сфер международного взаимодействия; в) более частое и более широкое наделение межгосударственных организаций наднациональными полномочиями.

ТНК.

ТНК представляют собой бизнес структуры, деятельность которых охватывает несколько стран. (Дженерал Моторс, Кока-Кола, Нестле. В отличие от международных организаций, ТНК работают с целью извлечения прибыли. При этом активность даже тех из них, которые обладают национальной спецификой, может противоречить интересам собственного государства. Количественный рост ТНК приходится на вторую половину 20 века и продолжает увеличиваться, примерно 90 % из них базируются в развитых странах северного полушария, но 80% их рабочих мест находятся в развивающемся мире.

Транснациональные банки (ТНБ) осуществляют финансовые операции по всему миру, делают капитал очень мобильным, открывают возможности быстрого развития ТНК.

Обладая такими финансовыми и людскими ресурсами, ТНК значительно влияют на происходящие политические процессы.

Негативное влияние ТНК на СМО: Стремясь к получению максимальной прибыли, ТНК усиливают расслоение мира по линии Север-Юг за счет сохранения дешевой, малоквалифицированной рабочей силы в странах Юга в тех или иных отраслях производства. Но с другой стороны они стимулируют развитие промышленности, создают рабочие места, занимаются обучением рабочих.

Внутригосударственные регионы все более активно заявляют о себе на мировой арене. Не являясь субъектами международного права, будучи не правомочными самостоятельно заниматься внешнеполитической деятельностью, могут иметь внешние связи в области торговли, культуры, науки, спорта. Обычно регионы сосредотачивают наибольшую активность в экономической сфере. Нередко инфраструктура стран складывается так, что связи близлежащих регионов соседних стран оказываются более тесными, чем региональные отношения внутри каждого из них.

Международные преступные группы, связанные с наркоторговлей, незаконной продажей оружия и другими нелегальными операциями, а также с терроризмом, выделяются некоторыми исследователями как акторы СМО.

Террористические группы, будучи тесно связанными с организованной преступностью, - одна из основных угроз в мире. Сверхприбыли от наркоторговли, прозрачность границ в современном мире позволяет им выступать в качестве самостоятельных акторов на мировой сцене, что особенно стало очевидно после 11 сентября 2001 года и последовавшей за ним антитеррористической операцией.

Религиозные, национальные движения. Например, исламские движения в современном мире все больше влияют на тенденции в СМО. Римская католическая церковь, Папа Римский - высший авторитет для 800 млн. католиков живущих на Земле. (Например, Римская католическая церковь посредничала в территориальном конфликте между Чили и Аргентиной в 1978 году).

Наши рекомендации