Государственный совет Российской Федерации и его роль в реализации функций Президента
Указ Президента РФ «О государственном совете РФ» от 01.09.2000.
Государственный совет РФ (ГС) - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФЗ и ФКЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, а также Положением, утверждаемом Президентом РФ (в том же Указе от 01.09.2000).
Основные задачи Государственного совета (Статья 4 Положения):
-содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
-обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;
-обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами КРФ, ФКЗ, ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту РФ;
-содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
-рассмотрение по предложению Президента РФ проектов ФЗ и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
-обсуждение проекта ФЗ о федеральном бюджете;
-обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета;
-обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ;
-обсуждение по предложению Президента РФ иных вопросов, имеющих важное государственное значение.
Состав и организация работы ГС - формируется в составе председателя (Президент РФ) и членов (участвуют в его работе на общественных началах). Члены - высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов гос. власти) субъектов РФ. По решению Президента в состав могут быть включены лица, занимавшие должности высших должностных лиц субъектов РФ два и более сроков подряд.
Для решения оперативных вопросов формируется Президиум ГС в составе 7 членов (персональный состав определяется Президентом РФ и подлежит ротации 1 раз в полгода). Президиум рассматривает план работы ГС и повестку дня его очередного заседания, анализирует реализацию плана работы и решений ГС. Заседания Президиума - не реже 1 раза в месяц.
Председатель Государственного совета:
-определяет место и время проведения заседаний;
-председательствует на заседаниях;
-формирует на основе предложений членов Президиума план работы и повестку дня очередного заседания;
-дает поручения членам ГС и его секретарю (обязанности последнего возлагаются на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента РФ).
Члены ГС вносят в президиум предложения по плану работы, повестке дня, порядку обсуждения вопросов и проектов решений. Они не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. Государственный совет и его президиум могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседаниях. Обеспечение деятельности ГС - подразделения Администрации Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
Порядок работы Государственного совета (Глава IV Положения):
Заседания проводятся регулярно (не реже 1 раза в 3 месяца)(могут проводиться внеочередные заседания). Заседания являются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа членов. Решения ГС принимаются на заседании путем обсуждения. По решению Председателя голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня. Председатель имеет право устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса. Решения оформляются протоколом, подписываемым секретарем (при необходимости решения оформляются указами, распоряжениями или поручениями президента РФ). В случае выработки решения о необходимости принятия ФКЗ, ФЗ или внесения в них изменений, внесения поправок в проект ФКЗ или ФЗ проект соответствующего акта вносится в Госдуму в порядке законодательной инициативы Президента РФ.