Вопрос. Особенности образования политических партий в России в начале 20 века. Сравнительная характеристика основных групп политических партий
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИИ НАЧАЛА XX в.
Организационное оформление большинства политических партий и движений России начала XX в. произошло после издания царского манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего свободу собраний и союзов, хотя многие из них нелегально или полулегально существовали и до этого времени. Все общероссийские политические силы можно было классифицировать следующим образом: партии помещичье-правительственного лагеря, партии буржуазно-либерального направления; революционно-демократические партии.
В ноябре 1905 г. возникла главная монархическая партия – Союз русского народа, наиболее видными деятелями которой были Дубровин, Пуришкевич, Марков. Следует отметить такие организации, как Союз русских людей, Русская монархическая партия, которые называли черносотенными. В основе их программ лежали принципы незыблемости самодержавия, привилегированного положения православной церкви, великодержавный шовинизм и антисемитизм.
К концу 1905 г. в России возник ряд партий буржуазно-либерального направления: Конституционные демократы (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы). Торгово-промышленная партия и др. Основную роль в либеральном лагере играли общероссийские партии кадетов и октябристов, предшественниками которых были Союз освобождения и Союз земцев-конституционалистов.
Кадетская партия организационно оформилась на своем учредительном съезде в октябре 1905 г., заявив о стремлении выражать интересы всего народа. Лидером и идеологом партии был профессор Милюков. Главным методом своей работы кадеты считали легальную борьбу за политические свободы и реформы через Государственную думу; их политическим идеалом была парламентская республика. Они провозгласили идею разделения властей. Не признавали право народов Российской империи на самоопределение и социальную революцию.
В ноябре 1905 г. началось организационное оформление «Союза 17 октября». Социальную основу партии составляли крупная торгово-промышленная и финансовая буржуазия, а также часть либеральной интеллигенции. Председателями центрального комитета партии были сначала Д.Н. Шипов, а позже А.И. Гучков. Октябрист М.В. Родзянко являлся председателем III и IV Государственных дум. Октябристы отвергали идеи революции и были сторонниками постепенных преобразований.
Среди революционно-демократических партий следует отметить Российскую социал-демократическую рабочую партию и Партию социалистов-революционеров (эсеров).
Программа-максимум РСДРП определила конечной целью российской социал-демократии установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества. Размежевание среди социал-демократов по ряду вопросов впоследствии привело к расколу РСДРП на большевиков и меньшевиков, лидерами которых стали Ленин и Мартов.
Партия эсеров организационно оформилась в 1901 г. основой ее стали бывшие народники. Они провозгласили своими целями уничтожение самодержавия, создание демократической республики, передачу земли крестьянам по уравнительным нормам. Их лидерами в начале века были Чернов, Брешко-Брешковская, Гершуни.
37 вопрос. Ещё.
В партии по защите прав крестьян почти не было крестьян, в партии по защите прав рабочих было мало рабочих. Безработные, интеллигенция, студенты и среди них почти все евреи – это ядро политических партий России начала 20 века.
«Даже если не хотите, все равно мы вас спасем!» Под таким лозунгом действовали возникающие политические партии. Они считали, что народ еще несознателен, малограмотен, не организован. Поэтому они, как избранные кадры, способны сделать народ счастливым. Они лучше знали, что нужно народу! Они разрабатывали планы счастливого будущего России.
Правда деньги на это давали шпионы Германии, Англии, Японии, США, то есть враги России. Были революционеры, которые не учились, не работали, не имели специальности, а только мотались с одной хаты на другую, занимаясь своей революцией. Хочешь всю жизнь не работать под выбросом адреналина – будь революционером! Вот такая была раньше тема.
Великим теоретиком революции стал Карл Маркс. Он писал свои труды. Это было основной работой. Жена его никогда не работала. Всю жизнь их спонсором был Фридрих Энгельс. Поэтому он тоже стал великим теоретиком. Они качали с него деньги по любому поводу. Продолжателем Маркса и Энгельса стал Ленин. Он жил на пенсию мамы, тоже никогда не работал, только писал труды. Много раз попадал в тюрьму. Нелегка была жизнь великих теоретиков.
1898 - создание в Минске партии из 8 человек. РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия.
1901 – создание партии СР – социал - революционеров. Они выступали за крестьянскую революцию. Тактика борьбы – террор. Они убивали чиновников, чтоб другие боялись и делали для народа хорошие дела. Например, на убийство генерал-губернатора тратили ок. 30 тысяч рублей, т.е. зарплату 3 тысяч простых рабочих. Лучше бы раздали рабочим эти деньги, их детишек покормили.
1903 – 2-й съезд РСДРП. Образовалось 2 направления: меньшевики – за мирные реформы в России, и большевики – за вооруженную борьбу против правительства.
1905 – были созданы партии КД (кадеты) – конституционные демократы и Октябристы, в честь Манифеста 17 октября. Они были за реформы в России мирным путем и за ограниченную монархию.
В первые годы XX века в России сложилось около 90 политических партий (вот сколько людей не желали работать и отмывали деньги на свои похотелки). Всех их можно поделить на 3 направления:
правые – за сохранение монархии и прежних порядков,
центристы – за реформы мирным путем,
левые – за революционный переворот, переустройство силой оружия.
А народ в это время работал по 11 часов в день, кормил свои семьи. Он не воспринимал всерьез говорунов из этих партий.
38 вопрос. Первая русская революция: причины, характер, особенности развития, результаты, её влияние на дальнейшее развитие России.
Причины:
1) главной причиной революции являлось сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили дальнейшее развитие страны;
2) нерешенный рабочий вопрос;
3) национальный вопрос;
4) тяжелые условия службы солдат и матросов;
5) антиправительственный настрой интеллигенции;
6) поражение в Русско-японской войне.
По характеру революция 1905–1907 гг. была буржуазно-демократической.
Основные задачи революции:
1) свержение самодержавия и установление конституционной монархии;
2) решение аграрного и национального вопросов;
3) ликвидация феодально-крепостнических пережитков. Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе – демонстрации, стачки, вооруженное восстание.
Ход революционных событий. Восходящий этап, январь – октябрь 1905 г. Началом революции стали события в Петербурге: всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г. были расстреляны рабочие, которые шли к царю с прошением об улучшении их жизни. Петиция была составлена членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством Г.А. Га-пона. Кровавое воскресенье всколыхнуло всю страну. В разных областях страны начались массовые беспорядки. Постепенно стачки и демонстрации приобретали политический характер. Основным лозунгом стал: «Долой самодержавие!» Революционное движение захватило также армию и флот. В июне 1905 г. произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Крестьянство участвовало в революционных волнениях. Восставшие крестьяне крушили помещичьи имения, захватывали склады и хлебные амбары.
Кульминация, наивысший подъем революции, октябрь – декабрь 1905 г. Осенью и зимой 1905 г. революционное движение достигло высшей точки. Центром революционных действий в это время становится Москва. Здесь началась политическая забастовка, которая переросла во всероссийскую политическую стачку.
Николай II вынужден был 17 октября 1905 г. подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», согласно которому:
1) должна была быть созвана Государственная дума;
2) населению страны предоставлялись демократические свободы – слова, собраний, печати, совести;
3) вводилось всеобщее избирательное право.
В декабре 1905 г. в Москве началась стачка, переросшая в вооруженное восстание. Центром восстания стала Пресня. Для его подавления в Москву был направлен гвардейский Семеновский полк. Это побудило Московский совет РСДРП принять решение о прекращении восстания, после чего восстание постепенно шло на спад.
Нисходящий этап, январь 1906 – июнь 1907 гг. Рабочее движение пошло на спад, устает от революционной нестабильности и интеллигенция. Хотя именно в это время наблюдается пик крестьянского движения, захват помещичьей земли, поджоги помещичьих усадеб.
23 апреля 1906 г. были приняты новые «Основные законы»:
1) царь получил право «чрезвычайного законодательства» без одобрения Государственной думы;
2) верхней палатой, утверждающей все решения Думы, стал Государственный Совет;
3) решения Думы не получали законной силы без согласия царя.
Революция 1905–1907 гг. имела незавершенный характер. Однако:
1) в некоторой мере ограничила самодержавие;
2) привела к учреждению законодательного представительства;
3) провозглашению политических свобод, созданию политических партий;
4) крестьяне в ходе революции добились отмены выкупных платежей (1906 г.).
39 вопрос. Начало российского парламентаризма: Манифест от 17 октября 1905 года, закон о выборах в Государственную думу, особенности четырёх Государственных дум.
17 октября 1905 г. царь Николай II издал Манифест, которым узаконил основополагающие права и свободы и учредил парламент:
- избираемая народом Государственная Дума вместе с назначаемым императором Государственным советом образовывали двухпалатный парламент — высший законодательный орган страны;
- при этом выборы в Государственную Думу не были демократическими — всеобщими и равными;
- избирательного права были лишены женщины и "инородцы" — ряд неславянских народов;
- выборы проходили от различных сословий, причем от имущих сословий избиралось больше депутатов, чем от такого же числа представителей неимущих — что изначально уменьшало представительство трудящихся и гарантировало большинство представителям средней и крупной буржуазии;
- Дума избиралась на 5 лет, но могла быть в любой момент распущена царем.
Несмотря на свою половинчатость, Манифест 17 октября 1905 г. имел большое историческое значение — Россия от самодержавия перешла к конституционной монархии.
Манифест 17 октября 1905 г. привел к расколу революционного движения.
Большая часть буржуазии была удовлетворена результатами революции и начала готовиться к выборам. Началось формирование буржуазных партий, ведущими из которых были:
- "Союз 17октября" (октябристы) (лидер промышленник А. Гучков) — правая партия, выступавшая за дальнейшее развитие парламентаризма и капиталистических отношений;
- партия кадетов (лидер профессор истории П. Милюков) — центристская партия, выступавшая за совершенствование конституционной монархии, преемственность исторических традиций, усиление влияния России в мировой политике;
- "Союз Михаила Архангела" (окончательно оформился в 1907 г., в народе именовался "черная сотня") (лидер Пуришкевич) — русская радикальная националистическая партия.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ 1-ГО СОЗЫВА
Законом от 6 августа 1905 г. был определен правовой статус так называемой «булыгинской» (по имени автора проекта министра внутренних дел Булыгина) Думы, который ни в коей мере не ограничивал самодержавия. Речь шла о полностью зависимом от царя совещательном собрании представителей, лишенном каких бы то ни было законодательных прав. В положении о выборах содержалась масса ограничений, препятствующих широким кругам общества принимать участие в выборах этого органа власти.
Подъем революции в октябре 1905 г. смел «булыгинскую» Думу. Основное значение для возникновения первой Государственной думы сыграл Манифест от 17 октября 1905 г., провозгласивший принцип: «Никакой закон не может восприять силу без одобрения Государственной думы».
Была проведена реформа, изменившая правовой статус Думы, которая отныне допускалась к участию в законодательном процессе. Кроме того, Государственный совет был превращен во вторую, фактически верхнюю палату парламента. Формально закон предусматривал равенство прав Госсовета и Госдумы: в частности, обе палаты обладали правом законодательной инициативы. Законопроект, принятый Думой, подлежал одобрению Госсоветом и в случае принятия представлялся на утверждение императору.
В Государственную думу 1-го созыва намечалось избрать 524 человека. Депутаты подписали торжественное обещание, в котором обязывались хранить верность «Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому». После этого состоялись выборы председателя, которым стал юрист Муромцев.
Первым большим шагом на пути реформ стало принятие Думой 5 мая 1906 г. адреса монарху, в котором были выдвинуты основные требования либералов: о введении всеобщих выборов, об отмене всех ограничений на законодательную деятельность Думы, о личной ответственности министров, реформе Государственного совета, гарантии гражданских свобод, о разработке аграрной реформы, пересмотре налогообложения, введении всеобщего и бесплатного образования, об удовлетворении требований национальных меньшинств и др.
Получив отказ на свои требования, Дума приняла подавляющим большинством голосов вотум «полного недоверия» правительству и потребовала его «немедленной отставки». Правительство бойкотировало Думу, предоставляя на ее рассмотрение лишь законы второстепенной важности. Дума приняла проект аграрного закона, согласно которому крестьяне могли бы за «справедливую компенсацию» получить арендуемые ими земли. Правительство сочло, что этот вопрос, будучи слишком важным для страны, не входит в компетенцию Думы, и 9 июля распустило ее. Вечером того же дня депутаты собрались в Выборге и составили манифест. По сути, он призывал к массовому гражданскому сопротивлению – отказу от выплаты налогов и от воинской повинности «вплоть до созыва нового народного представительства». «Выборгское воззвание» не получило в стране достаточного отклика и имело лишь один результат: его составители подверглись судебным преследованиям и потеряли возможность баллотироваться в состав следующей Думы.
65. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ 2-ГО СОЗЫВА
Несмотря на вмешательство и давление на избирателей со стороны властей во время предвыборной кампании, вторая Дума оказалась еще более радикальной, чем первая. В нее вошли более 100 депутатов-социалистов, около 100 трудовиков, 100 кадетов и 80 депутатов от национальных меньшинств; октябристов было всего лишь 16, монархистов – 33. В итоге кандидаты от правительственных партий составили в Думе весьма незначительную фракцию, в то время как подавляющее большинство оказалось в оппозиции.
Наученная горьким опытом Дума решила действовать в рамках законности, избегая ненужных конфликтов. Комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. После начального периода затишья с марта по апрель 1907 г. споры разгорелись по двум вопросам: аграрная политика и принятие чрезвычайных мер против революционеров. Кроме того, часть депутатов подняла вопрос об изменении положения о выборах в Государственную думу, потребовав введения всеобщего избирательного права.
Правительство, в свою очередь, потребовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Консервативная пресса выступала с резкими нападками на Думу, называя ее «рассадником бунтов и неповиновения» «прибежищем еврейского мракобесия и терроризма» 1 июня Столыпин потребовал исключения из Думы 55 депутатов (социал-демократов) и лишения 16 из них парламентской неприкосновенности. Не дожидаясь ее решения, Николай II 3 июня сам объявил о роспуске Думы и назначил созыв очередной Думы на 1 ноября 1907 г. В манифесте, провозгласившем роспуск Думы, было также объявлено о коренных изменениях в законе о выборах.
«Сначала успокоение, потом реформы», – таков был лейтмотив политики правительства П.А. Столыпина после революции 1905–1907 гг. Манифест 3 июня 1907 г. послужил основой создания так называемой «третьеиюньской системы», просуществовавшей в России до августа 1915 г. – времени образования «Прогрессивного блока».
66. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПОСЛЕ МАНИФЕСТА 3 ИЮНЯ 1907 г
Основным элементом третьеиюньской политической системы являлась III Государственная дума, созывавшаяся по новому избирательному закону. Он дал возможность (на что и был рассчитан) образовать в Думе два большинства: правооктябристское и октябристско-кадетское. Исход голосований в III Думе зависел от «Союза 17 октября», голосами которого определялось правооктябристское или либеральное большинство.
Ill Думой (1907–1912) была проведена интенсивная и эффективная законодательная работа. Были приняты законы о бюджете, самоуправлении, рабочем законодательстве, народном образовании и ряд других. Ill Дума внесла свой вклад в формирование необходимых условий для заметного экономического подъема страны в предвоенные годы. Однако она не смогла приглушить революционно-оппозиционное движение, которое особенно набрало ход уже после избрания нового состава Думы, в 1915–1917 гг.
В IV Государственной думе ведущую роль играли октябристы и кадеты.
В ходе избирательной кампании в IV Думу кадеты выдвинули три лозунга: демократизация избирательного закона; коренная реформа Государственного совета; формирование ответственного думского министерства.
В первые же дни работы IV Думы кадетская фракция внесла законопроекты о всеобщем избирательном праве, свободе совести, собраний, союзов, печати, неприкосновенности личности и гражданском равенстве.
К лету 1914 г. политический кризис в стране достиг своей высшей точки. Начавшаяся в июле 1914 г. Первая мировая война лишь на время предотвратила его революционную развязку. Отношение либеральных партий к войне предопределило их тактический курс, выразившийся прежде всего в отказе (до лета 1915 г.) от всякой оппозиции самодержавному правительству. Октябристы, прогрессисты и кадеты призывали к забвению партийных разногласий, единству действий всех слоев общества. На заседании Думы 25 июня 1914 г. все фракции буржуазных партий дали торжественную клятву в полной и безоговорочной поддержке царского правительства.
Укрепление экономической мощи российской буржуазии в годы Первой мировой войны, ее политическая консолидация вели к дальнейшему обострению отношений с самодержавным режимом, проявившим в экстремальных условиях полную неспособность справиться с трудностями, вызванными войной. Слета 1915 г. кризис власти начал приобретать неотвратимый характер. Царское правительство перестало не только контролировать, но и понимать развитие событий.
Пришедшее к власти Временное правительство не допустило возобновления сессии IV Государственной думы в апреле 1917 г., считая ее слишком тесно связанной со старым порядком и опасаясь протестов Советов и их сторонников. В октябре 1917 г. под давлением социалистов Временное правительство распустило Государственную думу 4-го созыва. В декабре 1917 г. Совет народных комиссаров упразднил канцелярию Государственной думы и канцелярию Временного комитета Думы.
67. ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (1906–1917)
Определяя место Государственной думы 1—4-го созывов (1906–1917) в обновленной системе органов власти, необходимо отметить, что неподконтрольная императору Дума ограничивала его власть в законодательных и финансовых вопросах. Однако, несмотря на все усилия либералов, Дума не стала российским парламентом западно-европейского образца, ибо не смогла выполнить важнейшие его функции: внесение изменений в правовую систему государства в соответствии с настроением общественного мнения, контроль общества над правительством уменьшение недовольства населения путем выборов (из-за крайне произвольной избирательной системы).
Важно, однако, понять причины ограниченности прав Думы. Помимо нежелания самодержавия делить свою власть с кем бы то ни было налицо была и другая сторона проблемы – неспособность выборных от народа этой властью воспользоваться. Требования либералов дать стране полноценную Думу, т. е. установить парламентскую демократию при всеобщем равном, прямом и тайном голосовании, не соответствовали уровню развития государства. Подавляющее большинство населения в России составляло крестьянство. В основном придерживающееся патриархальных традиций, оно воспринимало власть царя как данную Богом, и крестьянские депутаты выступали чаще всего в роли просителей, ходоков, а никак не народных представителей, способных самостоятельно принимать решения. Только что возникшие политические партии были слабы, опыт политической борьбы отсутствовал; налицо была неготовность большийства избранных от народа депутатов заниматься законотворчеством. Поэтому на том этапе развития общества Государственная дума, созванная по принципу всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, была бы не способна осуществлять свою деятельность. Однако с течением времени ситуация менялась. Государственная дума, особенно во время мировой войны, уже накопившая к тому времени опыт политической борьбы и имевшая перед собой пример предшественников (пусть и неудачный), вполне могла претендовать на роль полноценного парламента. Однако нежелание царизма договориться с Думой, опереться на нее в своей политике, стремление вернуться к абсолютизму привели к тому, что наступившая революция смела с политической сцены и сам царизм, и Государственную думу.
40 вопрос. Аграрный вопрос в истории России начала 20 века. Аграрная реформа П.А. Столыпина: цели, составные части, оценка результатов.
После революционных событий 1905–1907 гг. наиболее дальновидные политики понимали, что для предотвращения социального взрыва необходимо реформировать многие стороны жизни общества, прежде всего решить крестьянский вопрос. Инициатором реформы стал председатель Совета министров (1906-191 1 гг.) П.А. Столыпин. П.А. Столыпин, бывший саратовский губернатор, позже министр внутренних дел, был назначен премьер-министром в 44 года. Являлся реформатором авторитарного типа. Столыпин был убежден, что без стабилизации обстановки в стране, без «успокоения» народа даже путем жестоких мер намеченные преобразования обречены на провал. За свою жесткую политику в либеральных и радикальных кругах снискал славу «вешателя».
Содержание реформы
9 ноября 1906 г. был издан указ, который: 1) предоставлял крестьянам право свободно покидать общины, закрепляя в собственность причитающуюся часть общинной земли; 2) крестьянин мог получить землю в виде отдельного участка (отруб), на который мог перенести и свою усадьбу (хутор).
Таким образом, указ не разрушал специально крестьянские общины, но развязывал руки крестьянам, желавшим хозяйствовать самостоятельно. Таким образом, планировалось создать в деревне прослойку крепких домовитых хозяев, чуждых революционному духу, и в целом повысить производительность сельского хозяйства. Указ, принятый в период междумья, сразу вступил в действие как «чрезвычайный».
Большая роль возлагалась на Главное управление землеустройством и земледелием (с 1908 г. – Министерство земледелия), которое организовало на местах правильное размежевание земли.
Планировалось развитие медицины и ветеринарии, оказание социальной помощи крестьянам.
Чтобы разрешить вопрос малоземелья, были организованы переселения крестьян из зон с острым дефицитом земли в Сибирь, Казахстан, другие районы. Переселенцев, кроме того, освобождали на длительное время от налогов, выдавали денежное пособие по 200 руб. на одну семью.
Итоги реформы:
1) к 1916 г. из общин выделилось около 26 % домохозяев, что очень много. Но только 6,5 % из них перешли на отруба, а 3 % организовали хутора, в основном это были середняки, крепкие крестьяне (кулаки) зачастую не торопились покидать общины, так как обычно возглавляли их организацию;
2) оказанию крестьянству медицинской и социальной помощи мешал недостаток средств;
3) организация переселения оказалась не на высоте, поэтому из 3,5 млн переселенцев около 500 тыс. самостоятельно возвратились обратно. Хотя в целом эта политика имела прогрессивный характер, население Сибири увеличилось, было освоено около 30 млн десятин земли;
4) самыми значительными удачами реформы оказались ее косвенные результаты:
– у крестьян проснулся интерес к достижениям агрономической науки;
– увеличился спрос на сельскохозяйственные машины и инструменты;
– начала развиваться свободная крестьянская кооперация, как потребительская, так и производительная.
Принято также считать, что для достижения основной цели реформы – хозяйственного подъема, укрупнения середняцких хозяйств – необходимо было время, которого реформе отпущено не было. Ее пришлось прервать из-за начала Первой мировой войны.
41 вопрос. Россия в Первой мировой войне (1914-1918 гг.): причины, ход боевых действий, итоги.
Причины и характер войны. Первую мировую войну вызвали противоречия между странами Тройственного союза и Тройственного согласия (Антанты). Это была борьба за передел мира между крупными державами: за сферы влияния, рынки сбыта и колонии. По своему характеру она была несправедливой, антинародной.
Россия, вступая в войну, преследовала цели: укрепить свои позиции на Черном море, захватить проливы Босфор и Дарданеллы.
Поводом к войне послужило убийство Г. Принципом в Сараево наследника австрийского престола, Франца Фердинанда. После этого Австро-Венгрия начала агрессию против Сербии.
Ход военных действий. 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. После чего Россия начала военную мобилизацию. В ответ на это Германия объявила войну России и Франции. В начале августа в войну вступила и Англия. Италия покинула своих партнеров по Тройственному союзу и присоединилась к Антанте. Япония выступила на стороне Антанты. Германия привлекла на свою сторону Турцию и Болгарию.
В Первую мировую войну были втянуты 38 государств, почти три четверти населения земного шара. Общее число мобилизованных достигло 73,5 млн человек.
В 1915 г. военные действия Германия переместила на Восточный фронт. Несмотря на упорное сопротивление русской армии, Германии удалось захватить Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины.
Причины неудач русской армии: 1) хотя Россия и совершила перед войной большой скачок в экономическом развитии, но ее потенциала не хватало, чтобы справиться с колоссальными военными потребностями. Не хватало вооружения и боеприпасов; 2) неудачи России объясняются и позицией союзников, Англии и Франции, которые вопреки обязательствам ограничились обороной, не вели активных военных действий против Германии.
В 1916 г. Германия вновь направила основной удар против Франции, началась осада крепости Верден, которая прикрывала прямой путь к Парижу.
Спасло французскую армию от разгрома массированное наступление русских войск на Юго-Западном направлении, в Галиции, против Австро-Венгрии. На этом направлении армии под командованием генерала А. Брусилова совершили блестящий маневр, получивший название Брусиловского прорыва, взломавшего австро-венгерскую оборону. В результате этого наступления русские войска вернули почти всю Буковину, создали угрозу вторжения в Венгрию. Войска противника оказались на грани разгрома. На Кавказском фронте русские овладели Эрзерумом и Трапезундом.
Но война в этот период уже резко обострила внутренние противоречия в России. Самодержавие не справлялось с переводом экономики на военные рельсы. Война стала катализатором развития революционных событий 1917 г. После Февральской революции Временное правительство стремилось укрепить отношения с союзниками. Антанта потребовала нового наступления российской армии.
В июне 1917 г. русские войска Юго-Западного фронта начали наступать, но очень быстро потерпели неудачу, так как встретили мощный отпор под Тарнополем.
После октябрьских событий 1917 г. и принятия большевиками Декрета о мире Россия вышла из войны. 3 марта 1918 г. был подписан Брест-Литовский мир, унизительный для России: 1) Россия теряла Прибалтику, часть Белоруссии; 2) к Турции возвращались все захваченные русскими крепости на Кавказе; 3) Россия должна была заплатить большую контрибуцию.
Мир был необходим большевикам для укрепления своей власти в стране.