Политические идеи М. Вебера
Макс Вебер (1864—1920)—крупный немецкий политический мыслитель и социолог. Если К. Маркса считают идеологом рабочего класса периода индустриализма, то Макса Вебера — теоретиком буржуазного общества. Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Политика как призвание и профессия» (1918), «Хозяйственная этика мировых религий» (1919), «Хозяйство и общество» (1921) и др.2
Основной вклад М. Вебера в политическую науку состоит в разработке проблем современного ему капитализма как воплощения принципа рациональности принципов легитимности политической власти, концепции рациональной бюрократии, теории «плебисцитарной» демократии, влияния религиозной этики на социальное развитие и др.
В основе учения М. Вебера — проблема рациональности в истории человечен ва. Он полагал, что прогресс человечества — это рационализация способа веДе ния хозяйства, управления, социальной политики, культуры и т.д. По Вебе] рационализация — судьба западной цивилизации: в ее основе лежат достижен» античных точных наук, римского права, рациональный способ ведения
1 Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич.Политология. Методы исследования Ч
с англ. — М., 1999.
2 Вебер М.Избранные произведения / пер. с нем. — М., 1990.
(капиталистический), протестантская этика труда и другие факторы, поз-лившие преодолеть традиционализм, достичь индустриальной и постиндуст-
альной стадий развития общества. В этой связи он рассматривает дихотомию
ддипионное современное общество».
Как политолог М. Вебер выделял следующие типы господства в обществе: легальное (законная, конституционная власть), традиционное (наследственная власть „ди в силу обычая) и харизматическое (власть пророков, мулл и т.п.). Особое внимание он уделял анализу бюрократии, полагая, что в принципе она необходима, а избежать ею крайностей можно посредством демократизации управления и общества в целом. Кстати, М. Вебер полагал, что «государственный социализм» будет представлять собой доведенную до предела бюрократизацию общества, и в силу Этого скептически относился к «социалистическому эксперименту» в России.
М. Вебер отмечал две разновидности капитализма: один в лице спекулянтов и предпринимателей, стремящихся к быстрому обогащению любой ценой, другой — в виде «трудоголиков» — людей, для которых главное — сам труд и возможность саморазвития в этом процессе, а также благотворительная помощь обществу. Он писал, что капитализм Нового времени связан не с притоком новых денег, а нового духа.
М. Вебер классифицировал граждан по характеру их участия в политической деятельности. Так, он выделял политиков «по случаю» (эпизодическое участие в голосовании и т.п.), политиков «по совместительству» (доверенных лиц, членов руководства неполитических организаций), «профессиональных политиков» (живущих либо «для» политики, либо «за счет» политики).'
В трудах Вебера также прослежена связь мировых религий с экономикой и политикой, разработаны принципы объективистского подхода к анализу политических процессов. Он широко использовал понятие «идеального типа» (бюрократии, капитализма и др.), чтобы проникнуть в сущность сложнейших социальных явлений.
Вебер — основатель понимающей социологии, науки, «которая хочет понять социальное действие и благодаря этому причинно объяснить его в протекании и его последствиях». Он выделяет следующие типы социального (и политического) действия: 1) целенаправленно-рациональное (критерий—экономический или иной успех любой ценой); 2) целостно-рациональное (достижение морально-эти-кских, религиозных, моральных политических целей); 3) аффективное (эмоциональное); 4) традиционное, обычное, повседневное действие, через привычку.
Сегодня ряд исследователей вновь обращается к трудам этого ученого, что->Ы найти ответы на вопросы о том, как в современном обществе сформировать °ответствующую ему трудовую этику и использовать ее в качестве ускорите-я обЩественного прогресса.