Политические взгляды М. Вебера. Теория легитимности и типология лидерства.

Термин «легитимность» (от лат. legitimus – законный) принято использовать для характеристики власти, которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям.
Легитимация – это процесс утверждения законности или правомочности власти в обществе.Сущность этого процесса выражается в постоянном стремлении лиц, находящихся у власти, к подтверждению своей правомочности и политической состоятельности. Можно сказать, что политическая власть правомочна, если способы ее установления и результаты деятельности согласуются с политическим сознанием, правовыми и нравственными нормами, существующими в демократических обществах, со взглядами, убеждениями и принципами большинства граждан.

В политологии широко известна веберовская концепция правомочности политической власти или систем господства.

1) традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. В рамках этого типа лидерства отношения между лидерами и последователями основываются на личной преданности последних своему руководителю отчасти в силу традиции, отчасти в силу произвола лидера, которому позволительная свобода действия, основывающаяся на традиции. Безграничное почитание лидера – основа его легитимности. Деятельность лидера как опирается на традиции, так и ограничена ими.

2) харизматическое лидерство, основывающееся на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. «Харизмой», отмечал Вебер, обозначается определенное качество личности, считающееся необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такое свойство личности может рассматриваться в качестве божественного

3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов. В отличие от двух предыдущих типов, рационально-легальное лидерство в наибольшей степени институционализировано. Оно подчиняется официально установленным нормам, правилам и процедурам.

Меняющаяся внешняя среда международной безопасности. Стратегия «Казахстан – 2050».Десять глобальных вызовов.

Одним из основных процессов сегодняшней мировой политики и международных отношений являет­ся глобализация.Для нее характерно качественное усиление плотности и глубинывзаимозависимости в экономической, политической, идеоло­гической и других областях мирового взаимодействия. Происходит «сжатие» мираи осознание его как единого целого.Из этого следует существенное возрастание степени взаимозависи­мости действующих лиц и функциональных областей международной безопасности. Она становится более плотной и неделимой. В индиви­дуальных комплексах «национальных интересов» государств увеличи­вается удельный вес общего, глобального интереса. Одновременно уси­ливается глубина взаимодействия внутренних и внешних аспектов безопасности. Глобализация сопровождается более широким и энергич­ным выходом на международную арену негосударственных действую­щих лиц, как конструктивных, так и деструктивных. Угрозы, генериру­емые деструктивными негосударственными действующими лицами, дополняют традиционные угрозы, исходящие от традиционных действу­ющих лиц — государств.

Глобальных вызовов века

1.Ускорение исторического времени.

2.Демографический дисбаланс.

3. Угроза мировой продовольственной безопасности.

4. Дефицит воды.

5. Потребность в энергии.

6. Исчерпаемость природных ресурсов.

7. Третья индустриальная революция.

8. Нарастающая социальная нестабильность.

9. Кризис цивилизационных ценностей.

10. Угроза мировой дестабилизации.

Новая экономическая политика в стратегии "Казахстан - 2050"

Стратегия «Казахстан - 2050» была разработана для успешной модернизации различных сфер деятельности государства. Конечно, экономика, в данном случае, является наиважнейшим аспектом.

В стратегии указано всего 7 направлений: управление, энергетика, экология, наукоёмкая экономика,

человеческий капитал, урбанизация и международная интеграция.

Политические конфликты: сущность, типология, способы преодоления.

Теоретики: Козер, Дарендорф

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Различают три основных типа политических конфликтов.

1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах.
2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем.
3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой).

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.

В самом общем виде политические конфликты можно разделить на внутриполитические и внешнеполитические (международные).

Внутриполитические конфликты протекают внутри общества, государственной и политической системы, политической партии и т.д. Они обусловлены различными интересами своих субъектов по вопросам политической власти и подразделяются на:

- конфликты между классами, социальными слоями и группами - конфликты между политическими партиями или между фракциями внутри партии - конфликты между основными ветвями власти

- конфликты на межличностном уровне (между отдельными политическими деятелями).

Внешнеполитические (международные) конфликты.

Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу.

1. Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:

o достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;

o соглашение, основанное на взаимных уступках;

o истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;

o обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

Наши рекомендации