Политические идеи средневековья

История политологической мысли

Софисты – «платные учителя мудрости». (Протагор, Продик, Гиппий и др.)

- всем людям присуща мудрость, и способность правильно судить относительно дел, представляющих общий интерес. - обосновывали равенство всех людей по природе – эллинов и варваров, свободных и рабов, благородных и незнатных. - несправедливость вполне естественна, зачастую выгоднее и целесообразнее справедливости. - (Фразимах): в человеческом мире не существует иной справедливости, кроме интереса сильного: справедливость – это «чужое благо, устраивающее сильнейшего».

ПЛАТОН

Три начала Мира: Космос Государство Человек Государство, как целое, необх. для удовлетворения различных потребностей людей, т.к. в одиночку им не справиться. Справедливость в том, что каждый должен заниматься своим делом, к которому предрасположен от рождения: Мудрецы – думать и править. Стражи- не должны иметь никакой собственности, беспрекословно слушать мудрецов и служить государству. Производители – должны работать и кормить всех, могут заботиться о себе, но должны беспрекословно выполнять указания свыше и под страхом смерти не лезть в дела мудрецов и стражей.
Начала чел. души Разум Ярость Вожделе-ние
Начала гос-ва Совещат. Защитн. Деловое
Сосло-вия Мудрецы философы Стражи воины Произво-дители ремесл, торговцы.
Аристократия (монархия)- власть лучших, но может деградировать до тимократии (власти честолюбивых), далее до олигархии (власти богатых) и до демократии(власти бедных),хуже которой только тирания – (власть деспота) основанная на произволе и насилии.

АРИСТОТЕЛЬ

Человек – существо политическое и имеет естественное стремление

к государственной жизни.

Формы гос. жизни: семья – селение – государство как сообщество селений.

Типология форм политического устройства по Аристотелю

Качественный критерий Количественный критерий:
власть одного немногих многих
Правильные формы правления (ориентация на обществ. благо) Монархия Аристокра-тия Полития
Неправильные формы правления (ориентация на личное благо) Тирания Олигархия Демокра-тия

Средствами, способствующими сохранению государства, являются:

- воспитание граждан в духе соответствующего государственного устройства.

- зависимость самого политического устройства от размеров территории государства, от численности и качества населения,

- умеренность (предпочтительность такого устройства, в котором «наилучшим образом смешаны все начала».

ЦИЦЕРОН

В основе права - справедливость! Не вреди другим и не покушайся на собственность!

Государство - воплощение природной справедливости, - достояние народа, возникшее в результате согласия в вопросах права и общности интересов, естественной потребности людей к общению и стремлению к безопасности, охране собственности.

Выделял три формы правления - царская власть, аристократия и народную власть (демократия). Наилучшим является государство, имеющее смешанную конституцию, из положительных свойств всех трех простых форм правления.

Прообраз такого смешанного гос. строя: римская государственность, где аналогом начал царской власти являются полномочия консулов; власти аристократов – полномочия сената; народной власти – полномочия народного собрания и народных трибунов.

Гарант равновесия, охраняющего дух законов и общественную добродетель - принцепс («первый из граждан»), который берет на себя весь груз гос. ответственности, примиряя конфликтующие стороны и восстанавливая единство общества.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Церковь в средние века пыталась взять на себя роль государства. Идеологи церкви: светские правители получили власть «через посредство церкви», авторитет которой происходит «непосредственно от Бога». След., христианские государи должны подчиняться владычеству церкви в лице ее главы – Папы римского как земного наместника Христа!

Аврелий Августин(354-430) («О граде Божием», «О свободной воле» и др.) - развивал христианскую, эсхатологическую концепцию истории человечества, по которой все социальные, государственные и правовые учреждения и установления – следствие греховной природы человека.

Наши рекомендации