Прочтите текст и выполните задания С4-С7
Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной. Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными; здесь развертывается производство идей; здесь в значительной степени происходит и их потребление. Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности.
Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Есть еще одна важная функция духовного производства - производство общественного мнения. Не трудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент.
(С. Э. Крапивенский)
С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С 2. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.
С 3. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.
С 4. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.
С 5. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения "рельефно выражается идеологический момент". Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.
С 6. Автор выделяет духовную сферу, как самую возвышенную. Можно ли назвать какую – либо сферу общественной жизни наиболее важной и значимой? Дайте ответ, опираясь на знания курса обществознания, и приведите два аргумента в подтверждения вашего мнения.
Вариант 2.
Часть 1.
А1. Новаторство в развитии культуры проявляется в:
1) прочтении стихотворения А. Блока
2) создании нового направления в музыке
3) просмотре модного фильма
4) решении задачи из школьного учебника
А2. Произведения, создаваемые анонимными творцами, не имеющими, как правило, профессиональной подготовки, характерны для культуры:
1) народной 2) массовой 3) популярной 4) элитарной
А3. Характерным признаком массовой культуры является:
1) сложность содержания
2) доступность широким слоям населения
3) ориентация на узкий круг ценителей
4) анонимность большинства произведений
А4. Мыльные оперы, популярные блокбастеры, литературные бестселлеры характерны для культуры:
1) массовой 2) элитарной 3) народной 4) андерграундной
А5. На материальную и духовную традиционно разделяют:
1) культуру 2) мораль 3) науку 4) религию
А6. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать:
1) культурой 2) экономикой 3) мировоззрением 4) историей
А7. К элитарной культуре относится:
1) «мыльная опера»
2) народная песня
3) шлягер
4) симфоническое произведение
А8. Комиксы являются частью культуры:
1) национальной 2) массовой 3) элитарной 4) народной
А9. Элитарная культура в отличие от массовой:
1) ориентирована на получение коммерческой выгоды
2) учитывает запросы самых широких слоев общества
3) характеризуется сложностью форм художественного освоения
4) имеет развлекательный характер
А10. Что из перечисленного характеризует новаторство в культуре:
1) празднование Нового года
2) религиозные нормы
3) изобретение радио
4) правило этикета, предписывающее пропускать женщин вперед
А11. Какое положение характеризует явление новаторства в культуре:
1) создание нового, приращение культурного богатства в процессе изобретений
2) передача культурных ценностей от поколения к поколению
3) накопление и передача художественных произведений, научных открытий
4) элементы культурного наследия, складывающиеся на протяжении многих поколений
А12. Произведения творцов-новаторов являются, как правило, элементами:
1) массовой культуры 2) элитарной культуры
3) народной культуры 4) экранной культуры.
А13. Форма культуры, сформировавшаяся одновременно с обществом массового производства и потребления, — это:
1) элитарная 2) народная 3) массовая 4) экранная
А14. К какой культуре относятся такие характеристики как: искусство «антиусталости», кич, поп – культура, полукультура:
1) массовая 2) элитарная 3) народная 4) духовная
А15. Формула «искусство для искусства» характерна для:
1) народной культуры
2) массовой культуры
3) элитарной культуры
4) культуры как таковой.
А16. Культура, связанная с компьютерной революцией, сложившаяся на основе синтеза компьютера и видеотехники, называется:
1) массовой 2) народной 3) элитарной 4) экранной
А17. «Второй природой» называют:
1) технику 2) искусство 3) культуру 4) сельское хозяйство