Политическая символика Республики Беларусь
Официальные геральдические символы занимают особое место в любом государстве. Они являются специфическим отражением государственной идеологии
и национальной культуры, подчеркивают международный статус страны. Для общества, которое уважает свою культуру, – это политический и социально-культурный капитал всей страны и нации.
Политическая символика советского периода истории белорусского народа – это общесоюзная символика, дополняемая местным компонентом. Гимн СССР и гимн БССР, многочисленные памятники В. И. Ленина, улицы, носящие имена партийных
и государственных деятелей, иногда не имевших непосредственного отношения
к истории Беларуси, эти символы несли огромную смысловую нагрузку, закрепляли
в сознании людей определенную мировоззренческую картину. Руководители ВКП(б) прекрасно понимали значение политической символики и занимались этой проблемой с первых дней существования Советского государства.
Выбор политической символики – всегда результат общественного согласия,
о чем не следует забывать элите, решающей проблему формирования политической символики – объединяющего языка политической культуры.
Важным политическим символом политической культуры страны следует считать институт президентства. Он как бы соединяет прежнее, сакральное восприятие власти великих князей, королей и императоров, генеральных секретарей
с политическим рынком, выборным началом. Тем более что во всех странах, составлявших в свое время «социалистический лагерь», этот институт стал одним
из основных элементов формирующейся новой политической системы.
Одним из самых важных символов является празднование дня основания государства. Подходила ли на роль важнейшего общенационального символа
дата 25 марта 1918 г.? Не имеет смысла отрицать важность этого исторического события, права историков и граждан иметь различные точки зрения на «День Воли». Но поставим вопрос так: можно ли (в контексте исторического опыта белорусского народа) выбирать в качестве символической даты событие, вследствие которого Рада БНР смогла осуществлять национальное представительство в условиях немецкой оккупационной администрации? С этой точки зрения не вполне удачным оказалось решение Верховного Совета Беларуси об объявлении Днем независимости 27 июля.
Для справки:
27 июля 1942 . генеральный комиссар Генерального округа Беларусь Вильгельм Кубе подписал распоряжение:
«1. Я разрешаю в Генеральном Комиссариате Белоруссии при различных торжествах или для опознания белорусской национальности рядом с немецкими знаками различия вывешивать на домах и носить белорусские национальные значки и эмблемы.
2. За национальные значки и эмблемы белорусские на основании данного распоряжения признаются:
а) белорусская национальная «Погоня» согласно прилагаемому образцу;
б) белорусский национальный флаг также согласно прилагаемому образцу;
в) нарукавные нашивки для членов Белорусской Народной Самопомощи.
Все эти знаки и эмблемы находятся под государственным покровительством»[34].
Напротив, дата 3 июля (День освобождения Минска) является исторически более оправданной и точной. Связанные с ней события всем хорошо известны, абсолютно понятны, прочно и заслуженно заняли место в мировой истории.
Выбор того или иного события на роль символа имеет огромное значение
для исторического будущего народа, так как событие, состоявшееся в истории, превратившись в символ, начинает жить своей собственной жизнью. При этом принципиально важным является наличие консенсуса у власти и народа относительно того, что государственная символика на языке символов несет миру правду о стране
и народе. Они говорят всем о сущностных чертах страны и нации.
Выбор государственной символики принадлежит к одному из неотъемлемых прав всего народа. Более того, это является его обязанностью, поскольку принятие таких сакральных символов кулуарно, исходя из узко партийных или политических интересов отдельных индивидуумов, не всегда соответствует духу всего народа
и реальности. И как следствие, перенесение собственных политических и иных пристрастий на уровень государственной символики приводит, в лучшем случае,
к созданию досадных прецедентов, а в худшем – к исторической ошибке.
Решение о нашей символике принималось всем народом на референдуме. Именно эту символику он предпочел другим символам. Народ согласился с тем,
что именно этот герб и этот флаг несут в себе правду, отражают его, народа, дух.
Наш герб и флаг олицетворяют преемственность и непрерывность белорусской государственности, которая реально воплотилась лишь с созданием БССР. Сегодня кто-либо может не любить коммунизм и прочие идеологии, однако он не может отменить сложившееся в обществе согласие относительно исторических фактов.
Что же представляют собой главные символы нашей республики? На гербе контур Беларуси показывает территориальную целостность республики, служит своеобразной визитной карточкой страны. Восходящее солнце символизирует надежду, свет и доброту. Венок – древний символ славы, чести, величия. Все эти элементы так или иначе представлены и в символике иных государств. Итальянский герб имеет звезду и венок, на гербе США несколько звезд. Венок используется также на эмблеме главной международной организации, у истоков создания которой стоит Беларусь, – ООН.
Красный цвет флага – это не только кровь павших героев. Это и кровь как символ жизни! Это и символ солнца, тепла, отваги. Зеленый цвет – это цвет земли, травы, лесов, которыми богата наша республика и которые достойны быть представленными
в символической форме на знамени страны. При этом Беларусь – не единственная христианская страна, имеющая в своей символике зеленый цвет. Этот цвет представлен
в государственных флагах Италии, Литвы, Бразилии, Мексики и других государств.
Национальный орнамент также несет в себе глубоко символический заряд. Центральный ромб с крестом – это и древний символ солнца, и «ключ к счастью». Попарно соединенные ромбы олицетворяют идею продолжения жизни, плодородия.
В целом главная символика нашего государства несет в себе лишь позитивные, светлые идеи, чувства. В ней нет ни мечей, ни молний, ни диких животных. В ней нет агрессивного начала. Как нет его в нашем народе.
Примечательно, что Республика Беларусь – единственное государство на постсоветском пространстве, в государственной символике которого не смогли прижиться
те символы, под сенью которых в годы Великой Отечественной войны на нашей территории действовали коллаборационисты. Очевидно, что причина здесь не только
в тех жертвах, которые понес белорусский народ, но и в глубинной предрасположенности к созиданию, миру и терпимости по отношению к другим народам.
Эти характерные черты нашего народа, нашего национального характера находят свое отражение в идеологии белорусского государства, и их нельзя
не учитывать при организации идеологической работы.
Большое значение в идеологической работе играют региональные политические символы. С целью совершенствования работы в данном направлении в Республике Беларусь разработан законопроект «Об официальных геральдических символах», который был принят в первом чтении белорусскими депутатами.
В соответствии с документом координацию деятельности по проведению единой государственной политики в сфере геральдики осуществляет Геральдический совет при Президенте Республики Беларусь, который проводит официальную геральдическую экспертизу символики.
В проекте Закона к официальным геральдическим символам отнесены гербы, флаги административно-территориальных и территориальных единиц, эмблемы
и нагрудные знаки специальных фондов Президента страны, флаги, эмблемы, штандарты, нагрудные и опознавательные знаки государственных органов, их структурных подразделений и подчиненных организаций, флаги, эмблемы, штандарты, нагрудные и опознавательные знаки государственных общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, форменная одежда, в том числе военная, форма одежды работников государственных органов, иных организаций
и государственных объединений.
В частности, гербы, флаги административно-территориальных и территориальных единиц, эмблемы и нагрудные знаки специальных фондов Президента страны, флаги, эмблемы, штандарты, нагрудные и опознавательные знаки государственных органов, форменная одежда военнослужащих и сотрудников государственных органов утверждаются Президентом Республики Беларусь. Символика структурных подразделений государственных органов и организаций, а также политических партий, профессиональных союзов утверждаются данными государственными организациями, объединениями и партиями.
В целом основными принципами создания, учреждения, государственной регистрации и использования официальных геральдических символов являются законность
и сохранение общегосударственных интересов, исторических, национальных, социальных, культурных, профессиональных и других традиций, а также охрана их государством.
Сегодня в стране официально учреждены гербы и флаги всех областей
и областных центров. В частности, в Могилевской области завершен комплекс мероприятий по созданию территориальной символики, т. е. учреждены гербы
и флаги всех районных центров. В некоторых городах Гомельской области, несмотря на то что все гербы утверждены, нет своих флагов, и вопрос об их разработке
и учреждении ни одним из райисполкомов пока не инициировался. В Витебской
и Гродненской областях за последние годы проделана значительная работа,
в результате которой учреждены десятки гербов и флагов.
В настоящее время в Беларуси насчитывается 159 флагов и 197 гербов областей, районов, городов, городских поселков и деревень, в том числе: по Брестской области – 43 герба, Витебской – 42, Гомельской – 32, Гродненской – 28, Минской – 30, Могилевской – 22; среди них 65 исторических, воссозданных в последние годы. Всего в Государственном геральдическом регистре страны зарегистрировано 1256 единиц хранения различных видов символики.
Особенностью территориальных геральдических символов является
то, что большинство из них имеет значительную историю, непосредственно связанную с данным регионом, поэтому использование этих символов в идеологической работе также имеет большое значение.
Таким образом, вопрос о формировании политической символики, языке политической культуры является актуальным для идеолога.
4.3. Использование политической символики в идеологической работе
Политический символ – разновидность языка, который способен вызывать сильные эмоциональные ассоциации и облегчить процесс внедрения определенных идей в сознание людей. Это имеет решающее значение для поддержания стабильного функционирования социально-политической системы и идеологической работы. Искажение традиционных политических символов, их примитивизация могут привести к разрушению социально-политического порядка.
Идеологическое воздействие посредством политической символики – важная составляющая в воспитании патриотизма и гражданственности (особенно у молодежи), сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества.
Особое место в политической символике занимает государственная символика.
Символы государственной власти Республики Беларусь– флаг, герб, гимн.
В ст. 19 Конституции Республики Беларусь отмечается, что символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Описание государственных символов Республики Беларусь и порядок их использования устанавливаются Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь» (в ред. от 19.07.2006).
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Отношение ширины полос красного
и зеленого цвета – 2:1. Отношение ширины флага к его длине – 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к длине древка – 1:3. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.
При церемониях и других торжественных мероприятиях, а также при установке Государственного флага Республики Беларусь в служебных кабинетах на верхнем конце его древка закрепляется навершие ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичным ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Навершия изготавливаются из металла желтого цвета.
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком
из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании герба в две строки начертаны золотом слова «Рэспублiка Беларусь».
Не допускается помещение изображения Государственного герба Республики Беларусь на визитных карточках граждан Республики Беларусь, не являющихся государственными служащими.
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных
или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио-
и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, –
в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Восприятие какого бы то ни было знака или символа не является непосредственным. Знак или символ, взятые сами по себе, содержательно пусты – их восприятие всегда контекстуально, опутано сетью интерпретаций, смыслов и т. д.
Государственная символика представляет собой некоторые формализованные знаковые формы, за которыми скрывается обширная область смыслов, знаний и впечатлений. Восприятие символики в значительной степени определяется отношением людей к тому набору явлений, событий, знаковым отражением которых она является, и восприятие государственной символики не может формироваться вне смысловых связей с образами государства, страны, частной жизни ее граждан.
Данный факт подтверждают и социологические исследования, проведенные
в Российской Федерации. Проанализировав их результаты, ученые пришли к выводу о том, что отношение к символике государства питается, с одной стороны, «социализированными», идейно-нормативными переживаниями; с другой – патриотическими переживаниями, связанными с личным жизненным опытом и идентификационными структурами индивида; а с третьей – отношением к государству как властно-управленческой структуре, с которой у людей есть некоторый опыт общения
и в отношении которой существуют некоторые ожидания, требования и оценки[35]. Данные выводы следует учитывать и при организации работы, связанной с использованием политических символов в нашей стране.
Государственная символика Республики Беларусь, местные геральдические символы имеют национально-исторические корни, выражают народные традиции, поэтому пропаганда государственной символики и грамотное ее использование – один из приоритетов деятельности всей идеологической вертикали.
Наиболее эффективными формами и методами в организации данной работы являются следующие.
· Разъяснение сущности и значения государственных символов Республики Беларусь. Особая роль в организации идеологической работы в этом направлении принадлежит учебным учреждениям (организация лекций, бесед, конкурсов, акций, научно-исследовательской работы студентов и учащихся на темы, касающиеся государственной символики) и библиотекам (подбор литературы, публикаций
из периодической печати по разъяснению государственной символики страны
и основаниям ее почитания в обществе, показу образцов, примеров отношения
к государственной символике из истории и современной жизни, организация выставок политической и художественной литературы о символах государства).
· Изучение политических, исторических и других аспектов государственных символов Республики Беларусь (имеет большое значение в деле воспитания патриотизма, дает ощущение духовного родства с предками, отстоявшими честь, свободу и независимость Беларуси). В молодежной среде данное направление может осуществляться, например, в процессе учебно-исследовательской деятельности учащихся и студентов.
· Использование государственной символики в процессе проведения гражданских ритуалов, включение ее в проведение торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь, местным праздникам и знаменательным датам.
· Правильное представление о символике позволяют закрепить кружковые
и клубные занятия по геральдике и нумизматике, филателии и фалеристике, эмблематике и т. д.
· Большой потенциал имеют и средства визуальной пропаганды (заставки
на телеэкране с использованием государственной символики, на страницах печатных средств массовой информации, уголки государственной символики, информационные стенды, оформленные с использованием цветов государственной символики, и т. д.).
Важным направлением работы по пропаганде государственной символики Республики Беларусь может быть создание специальных репортажей и рубрик
в средствах массовой информации. Это общемировая практика. Например, в США, согласно директивам руководителям телеканалов, пропаганда государственной символики в различных формах должна занимать не менее 5–7% телеэфира.
Примером такой работы в Беларуси может служить проект Первого Национального канала «Герб. Гимн. Флаг», вышедший в эфир в конце 2006 г.
и посвященный 15-летию образования суверенного белорусского государства.
Целью проекта была популяризация государственных символов Беларуси,
а также информирование об истории их появления. В качестве критериев идеологической экспертизы данного проекта были выбраны, во-первых, компетентность людей, которым предстояло работать над репортажами; во-вторых, специиальное научное обеспечение. Информационно-аналитический центр Белтелерадиокомпании предварительно собрал информацию об ожиданиях зрителей от проектов, посвященных исторической тематике. Собранная информация послужила стимулом для создания проекта; в-третьих, взвешенность решения (известно, что 80 % эффекта телефильма производит видеоряд. Он был подобран с особой тщательностью, были использованы материалы архивов киностудии «Беларусьфильм» и центрального телеархива в г. Дзержинске. Для проекта отобрали героев, которых можно считать «лидерами мнений» в различных возрастных и социальных сегментах телеаудитории (политики, спортсмены, журналисты, музыканты, актеры и т. д.); в-четвертых, своевременность проекта (фильм вышел в эфир накануне 15-й годовщины декабрьских событий 1991 г., когда в Беловежской пуще были подписаны документы о распаде Советского Союза, что де-факто означало появление суверенного белорусского государства).
Большое значение для идеологической работы имеет издание буклетов, проспектов, плакатов, сувенирной продукции с элементами государственной символики, использование государственной и региональной символики при изготовлении печатной продукции. Особым направлением является работа по популяризации местных геральдических символов, практика создания символики предприятий
с использованием элементов белорусской геральдики.
В содержание идеологической работы по указанному направлению также должен входить контроль за использованием государственной символики в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь», а также идеологическая экспертиза наглядно-информационных материалов и т. д.