Понятие политического символа. Функции и классификации политических символов
Культура в целом и национальная белорусская культура в особенности представляют собой сложный мир знаков и символов. Самым универсальным знаком является слово, посредством которого формировалась и развивалась устная и письменная речь. Среди знаков особое место занимают символы, которые служат условным обозначением какого-либо образа или идеи (памятник героям – символ патриотизма и др.). Каждый знак наделяется определенным смыслом. Смысл – это не то, что утверждает знак (слово, символ), а то, в каком смысловом значении он используется. Символичность и знаковость характеризуют и политическую жизнь.
Существует множество подходов к определению символа. По мнению российского ученого А. Ф. Лосева, символы служат для интерпретации реальности в человеческом сознании. Это идейно-образная структура, содержащая в себе «указания
на те или иные отличительные от нее предметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком»[28]. А. Ф. Лосев выделяет следующие признаки символа:
1) смысл символа должен быть определенным образом разработан и организован;
2) в символе должно содержаться обобщение, понимаемое как обобщение целого множества разных психологических и социальных моментов, в результате которого создается бесконечная смысловая перспектива;
3) организация и упорядоченность смыслового пространства символа достигается за счет идеи, которая является законом построения символа;
4) внешнее изображение в символе связывается с его внутренним идейным содержанием. Это изображение может быть незначительным, схематичным, но оно обязательно должно быть существенным и все время подчеркивать, что внешнее здесь не есть только внешнее, но и внутреннее существенное[29].
Политическая символика является неотъемлемым элементом политической культуры. Политические символы – это знаки, образы, обобщающие и олицетворяющие какие-либо политические объекты, явления, процессы.
Сегодня политические символы выполняют целый ряд функций в обществе, наиболее значимыми из которых являются: интегративная, мобилизационная, идентификационная, регулятивная, информационно-коммуникативная, идеологическая, воспитательная, функция политической социализации и др.
Интегративная функция выражается в снятии с помощью символов дистанции между правящей элитой и социальными группами, социально-политическими ценностями и императивами.
Мобилизационная функция заключается в организации общества и общественных ресурсов для достижения определенных целей, подкрепленных в сознании людей постулатами господствующей в данной системе идеологии, придании рациональным положениям политических доктрин наглядно-образной и эмоциональной окраски.
Идентификационная функция выражается в том, что политические символы устанавливают, регламентируют и охраняют «границы» между собственной и инородной политической средой, между различными социально-политическими системами.
Регулятивная функция политических символов сводится к воздействию на импульсивное поведение индивидов, социальных групп для того, чтобы обеспечивать стабильность существующей политической системы, или, наоборот, ее деформировать, или разрушить.
Информационно-коммуникативная функция выражается в передаче информации, заключенной в знаковых системах, между политическими субъектами. Символ (как разновидность знака) – всегда «элемент коммуникации, который представляет или заменяет лицо, объект, группу, процесс или идею» [30].
Идеологическая функция заключается в том, что политическая символика несет в себе идейную нагрузку определенной политической системы. Предназначение политической символики состоит в придании материального знакового выражения политическим идеологиям и социально-политическим мифам, всей политической жизни общества.
Политическая символика выполняет также функцию политической социализации членов общества. Символы участвуют в процессе становления индивида
как субъекта политических отношений, они отвечают за формирование в сознании человека определенных представлений, ориентаций и установок. В рамках данной функции можно условно выделить и воспитательную подфункцию, которая сводится к формированию у индивидов определенных социально-политических качеств, конкретных политических установок.
Некоторые исследователи выделяют также прогностически-преобразующую функцию, которая заключается в формировании долговременных прогнозов о развитии того или иного политического объекта, указании конечных целей, определении задач, постановки проблем перед участниками политического действия[31].
Важно отметить следующее: чтобы символы могли выполнять свои функции, они должны быть чувственно воспринимаемыми и узнаваемыми.
Символы, относящиеся к сфере политики, разнообразны и сегодня еще не выработано единого подхода к классификации политической символики. Р. Саркисян разделил все политические символы на следующие группы: символы-идеи, символы-действия (ритуалы), символы-объекты, символы-персоны, символы-звуки[32].
К символам-идеям относится все то, что выделяет идеологию политических субъектов: политические программы, заявления, лозунги, девизы, реплики политических лидеров, неологизмы, которые выражаются с помощью письменной или устной речи. Такие символы выполняют функцию определения и ограничения пространства политического действия, а также отражают политические мотивы их носителей.
К символам-действиям (ритуалам) относятся митинги, собрания, конференции, праздники, парады, презентации, спортивные и оздоровительные мероприятия с участием политических фигур, партийные съезды, марши протеста, инаугурация президента. Эти символы выполняют мобилизационную и социализирующую функцию.
Символы-объекты – это флаги, политические эмблемы, архитектурные сооружения: дома, площади, памятники. Они выполняют функции идентификации и принадлежности. Определяя пространство существования политической партии и движения, они отражают основную идею.
Символ-персона – это в первую очередь имя человека или название партии, организации, которое вызывает сильную эмоциональную реакцию и способно побудить к действию или объединению. Символ-персона – это прежде всего политический имидж.
К символам-звукам относятся гимн, барабанная дробь, фанфары, музыкальный слоган партии или лидера, скандирование. К символам-звукам можно причислить также народные песни, вызывающие у большинства людей позитивные или негативные чувства. В зависимости от этнокультурных особенностей, у каждого народа есть песни и музыкальные произведения, которые стали символизировать определенные ситуации или действия, их слова и музыка несут в себе дополнительное содержание
и соответственную психологическую нагрузку.
По мнению Д. Мисюрова, можно выделить другие группы политических символов.
1. Национально-государственная символика. Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства
как социокультурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы. В качестве государственных символов выступают эмблемы, гербы, флаги и др. Цель этой группы символов – привлечь внимание граждан, объединить их вокруг масштабной идеи, подвинуть на определенные действия.
2. Политические ритуально-процессуальные церемонии (празднование исторических событий государственной важности, проведение партийных съездов, демонстраций, возложение венков и цветов к национальным святыням и т. п.).
3. Скульптурно-архитектурная символика. Символом власти и государства являются дворцы, правительственные здания, площади и т. д. (Кремль, Белый дом, Красная площадь).
4. Политическая топонимика (названия стран, городов, улиц, мест, крепостей, ставших символами мужества, чести, например: Верден, Сталинград, Брестская крепость).
5. Условно-графические символы (звезда, свастика, серп и молот, Слон, Медведь и т. д.).
6. Наглядно-агитационная символика (художественно оформленные лозунги, призывы, политическая карикатура, политическая реклама и антиреклама).
7. Объективно-предметная символика, в которой материализуется память
о наиболее значимых событиях (крейсер «Аврора», «танк» у Дома офицеров в Минске).
8. Политико-музыкальные гимны, песни («Интернационал», «Марсельеза»).
9. Политическая мода (предпочтение определенной одежде, цвету, ношение определенных значков, эмблем).
10. Политический язык, политическая жестикуляция (знаменитое выражение: «Родина или смерть», а также кулак как символ единства антифашистов).
11. Роль политических символов могут играть люди, оставившие заметный след в истории (Наполеон, И. В. Сталин и др.), иногда – вымышленные персонажи (дядя Сэм, Джон Буль, Иван).
12. Существуют символы места и времени («золотой век», эпоха Петра I).
Эта группа символов неизбежно связана с утопическими представлениями в общественном сознании[33].
Политическая символика – важная часть политической культуры. По отношению большей части населения к символам (воплощающим, как правило, определенные политические ценности) можно делать выводы не только о политической культуре, но и о формировании политической нации, политического общества, живущего в едином политико-правовом пространстве, законы и нормы которого признаются универсальными, несмотря на классовые, этнические, конфессиональные и другие различия.
Сами по себе символы, не связанные с действительностью, с центральной идеей, господствующей в общественном сознании, не могут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, определяющие и регулирующие поведение отдельных индивидов и социально-политических группировок. Поэтому данные символы воплощают прежде всего идею национально-государственного единства и величия. Они являются специфическими средствами общения между людьми, помогающими им узнать их принадлежность к конкретной социальной общности, усвоить пронизывающий эту общность идеал.