Понятие политического символа. Функции и классификации политических символов

Культура в целом и национальная белорусская культура в особенности представляют собой сложный мир знаков и символов. Самым универсальным знаком является слово, посредством которого формировалась и развивалась устная и пись­менная речь. Среди знаков особое место занимают символы, которые служат услов­ным обозначением какого-либо образа или идеи (памятник героям – символ патри­отизма и др.). Каждый знак наделяется определенным смыслом. Смысл – это не то, что утверждает знак (слово, символ), а то, в каком смысловом значении он ис­пользуется. Символичность и знаковость характеризуют и политическую жизнь.

Существует множество подходов к определению символа. По мнению россий­ского ученого А. Ф. Лосева, символы служат для интерпретации реальности в чело­веческом сознании. Это идейно-образная структура, содержащая в себе «указания
на те или иные отличительные от нее предметы, для которых она является обоб­ще­нием и неразвернутым знаком»[28]. А. Ф. Лосев выделяет следующие признаки символа:

1) смысл символа должен быть определенным образом разработан и организован;

2) в символе должно содержаться обобщение, понимаемое как обобщение целого множества разных психологических и социальных моментов, в результате которого создается бесконечная смысловая перспектива;

3) организация и упорядоченность смыслового пространства символа дости­гается за счет идеи, которая является законом построения символа;

4) внешнее изображение в символе связывается с его внутренним идейным содержанием. Это изображение может быть незначительным, схематичным, но оно обязательно должно быть существенным и все время подчеркивать, что внешнее здесь не есть только внешнее, но и внутреннее существенное[29].

Политическая символика является неотъемлемым элементом политической культуры. Политические символы – это знаки, образы, обобщающие и олицетворя­ющие какие-либо политические объекты, явления, процессы.

Сегодня политические символы выполняют целый ряд функций в обществе, наиболее значимыми из которых являются: интегративная, мобилизационная, идентификационная, регулятивная, информационно-коммуникативная, идеологи­ческая, воспитательная, функция политической социализации и др.

Интегративная функция выражается в снятии с помощью символов дистанции между правящей элитой и социальными группами, социально-политическими цен­ностями и императивами.

Мобилизационная функция заключается в организации общества и обществен­ных ресурсов для достижения определенных целей, подкрепленных в сознании людей постулатами господствующей в данной системе идеологии, придании рациональным положениям политических доктрин наглядно-образной и эмоциональной окраски.

Идентификационная функция выражается в том, что политические символы устанавливают, регламентируют и охраняют «границы» между собственной и инород­ной политической средой, между различными социально-политическими системами.

Регулятивная функция политических символов сводится к воздействию на импуль­­сивное поведение индивидов, социальных групп для того, чтобы обеспечивать стабильность существующей политической системы, или, наоборот, ее деформиро­вать, или разрушить.

Информационно-коммуникативная функция выражается в передаче инфор­мации, заключенной в знаковых системах, между политическими субъектами. Символ (как разновидность знака) – всегда «элемент коммуникации, который представляет или заменяет лицо, объект, группу, процесс или идею» [30].

Идеологическая функция заключается в том, что политическая символика несет в себе идейную нагрузку определенной политической системы. Предназначение политической символики состоит в придании материального знакового выражения политическим идеологиям и социально-политическим мифам, всей политической жизни общества.

Политическая символика выполняет также функцию политической социализа­ции членов общества. Символы участвуют в процессе становления индивида
как субъекта политических отношений, они отвечают за формирование в сознании человека определенных представлений, ориентаций и установок. В рамках данной функции можно условно выделить и воспитательную подфункцию, которая сводится к формированию у индивидов определенных социально-политических качеств, конкретных политических установок.

Некоторые исследователи выделяют также прогностически-преобразующую функцию, которая заключается в формировании долговременных прогнозов о разви­тии того или иного политического объекта, указании конечных целей, определении задач, постановки проблем перед участниками политического действия[31].

Важно отметить следующее: чтобы символы могли выполнять свои функции, они должны быть чувственно воспринимаемыми и узнаваемыми.

Символы, относящиеся к сфере политики, разнообразны и сегодня еще не выра­ботано единого подхода к классификации политической символики. Р. Саркисян разделил все политические символы на следующие группы: символы-идеи, символы-действия (ритуалы), символы-объекты, символы-персоны, символы-звуки[32].

К символам-идеям относится все то, что выделяет идеологию политических субъектов: политические программы, заявления, лозунги, девизы, реплики полити­ческих лидеров, неологизмы, которые выражаются с помощью письменной или уст­ной речи. Такие символы выполняют функцию определения и ограничения простран­ства политического действия, а также отражают политические мотивы их носителей.

К символам-действиям (ритуалам) относятся митинги, собрания, конференции, праздники, парады, презентации, спортивные и оздоровительные мероприятия с участием политических фигур, партийные съезды, марши протеста, инаугурация президента. Эти символы выполняют мобилизационную и социализирующую функцию.

Символы-объекты – это флаги, политические эмблемы, архитектурные сооруже­ния: дома, площади, памятники. Они выполняют функции идентификации и при­надлежности. Определяя пространство существования политической партии и движе­ния, они отражают основную идею.

Символ-персона – это в первую очередь имя человека или название партии, организации, которое вызывает сильную эмоциональную реакцию и способно по­будить к действию или объединению. Символ-персона – это прежде всего поли­тический имидж.

К символам-звукам относятся гимн, барабанная дробь, фанфары, музыкальный слоган партии или лидера, скандирование. К символам-звукам можно причислить также народные песни, вызывающие у большинства людей позитивные или негатив­ные чувства. В зависимости от этнокультурных особенностей, у каждого народа есть песни и музыкальные произведения, которые стали символизировать определенные ситуации или действия, их слова и музыка несут в себе дополнительное содержание
и соответственную психологическую нагрузку.

По мнению Д. Мисюрова, можно выделить другие группы политических символов.

1. Национально-государственная символика. Неотъемлемой частью форми­рования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства
как социокультурной и политической общности являются национально-госу­дарствен­ные символы и идеалы. В качестве государственных символов выступают эмблемы, гербы, флаги и др. Цель этой группы символов – привлечь внимание граждан, объединить их вокруг масштабной идеи, подвинуть на определенные действия.

2. Политические ритуально-процессуальные церемонии (празднование исто­рических событий государственной важности, проведение партийных съездов, демонстраций, возложение венков и цветов к национальным святыням и т. п.).

3. Скульптурно-архитектурная символика. Символом власти и государства являются дворцы, правительственные здания, площади и т. д. (Кремль, Белый дом, Красная площадь).

4. Политическая топонимика (названия стран, городов, улиц, мест, крепостей, ставших символами мужества, чести, например: Верден, Сталинград, Брестская крепость).

5. Условно-графические символы (звезда, свастика, серп и молот, Слон, Мед­ведь и т. д.).

6. Наглядно-агитационная символика (художественно оформленные лозунги, призывы, политическая карикатура, политическая реклама и антиреклама).

7. Объективно-предметная символика, в которой материализуется память
о наиболее значимых событиях (крейсер «Аврора», «танк» у Дома офицеров в Минске).

8. Политико-музыкальные гимны, песни («Интернационал», «Марсельеза»).

9. Политическая мода (предпочтение определенной одежде, цвету, ношение определенных значков, эмблем).

10. Политический язык, политическая жестикуляция (знаменитое выражение: «Родина или смерть», а также кулак как символ единства антифашистов).

11. Роль политических символов могут играть люди, оставившие заметный след в истории (Наполеон, И. В. Сталин и др.), иногда – вымышленные персонажи (дядя Сэм, Джон Буль, Иван).

12. Существуют символы места и времени («золотой век», эпоха Петра I).
Эта группа символов неизбежно связана с утопическими представлениями в обществен­ном сознании[33].

Политическая символика – важная часть политической культуры. По отноше­нию большей части населения к символам (воплощающим, как правило, определенные политические ценности) можно делать выводы не только о полити­ческой культуре, но и о формировании политической нации, политического общества, живущего в едином политико-правовом пространстве, законы и нормы которого признаются универсальными, несмотря на классовые, этнические, конфессиональные и другие различия.

Сами по себе символы, не связанные с действительностью, с центральной идеей, господствующей в общественном сознании, не могут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, определяющие и регулирующие поведение отдельных индивидов и социально-политических группировок. Поэтому данные символы воплощают прежде всего идею национально-государственного единства и величия. Они являются специфическими средствами общения между людьми, помогающими им узнать их принадлежность к конкретной социальной общности, усвоить пронизывающий эту общность идеал.

Наши рекомендации