Проблема природы политического лидерства в основных политических теориях. Функции лидера

Лидерство - явление многогранное и многозначное. Контекст использования этого понятия достаточно широк - от характеристики доминирования определенной особи в животной среде до проявления руководящих начал в жизни того или иного сообщества людей. Действительно, формирование и развитие любой социальной общности приводит к появлению лидера. Поэтому лидерство также старо, как и само человечество, и как социальное явление оно вездесуще и неизбежно. Можно говорить о лидерах в политике, бизнесе, искусстве, науке, религии, в партиях, семье, студенческой группе и т.д.

Английское слово «lider» означает «ведущий». Смысл данного слова точно отражает предназначение такого человека и его функции. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные социальные общности - от небольших групп людей до сообществ государственного уровня, они объединяют и координируют индивидуальные усилия людей. Лидер - это авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах.

С понятием лидер тесно связано другое понятие «лидерство». Лидерство - сложное, многоаспектное явление. В качестве своего центрального звена оно включает механизм взаимодействия лидера и его последователей. С одной стороны, оно предполагает действенное влияние лидера на отдельных людей или их группы, а с другой - основывается на их подчинении лидеру, поддержке его решений и действий, готовности следовать за ним.

Несмотря на то, что в качестве ключевой фигуры этого взаимодействия выступает лидер, не следует упускать из виду и вторую его составляющую. Ведь словосочетание «одинокий лидер» звучит абсурдно, и лидером можно быть только по отношению к другим людям. Кроме того, специфике взаимодействия в рамках лидерства в большей степени соответствует термин «последователи», нежели «ведомые». Такое обозначение более уместно, так как предполагает активную позицию тех, кто поддерживает лидера и следует за ним, равно как отражает статус самого лидера, который не навязывается извне, а добровольно предоставляется человеку с его окружением.

Среди различных форм лидерства политическое лидерство занимает особое положение в силу того, что в общественной жизни оно наиболее зримо, значимо влияет на ход событий, затрагивающих судьбы большого числа людей. Обладая рядом общих черт, характерных для любых форм лидерства, политическое лидерство имеет ряд специфических особенностей.

Политическое лидерство в целом носит опосредованный характер. Взаимодействие политического лидера и общества осуществляется через посредство различных институтов: политические партии, группы интересов, органы государственного управления, СМИ и т. д.

Современное политическое лидерство многолико. Например, за таким понятием как «президентство», скрывается сложная структура и деятельность многих людей. Если президент готовится сделать программное заявление по какому-либо политическому вопросу, то он проводит консультации со специалистами по этой проблеме, советники помогают ему оценить ситуацию, спичрайтеры подключаются к работе над текстом заявления. В таком контексте лидерство можно, конечно, рассматривать как свойство отдельной личности, но в действительности оно есть результат коллективных действий. В этом состоит важное отличие политического лидерства от лидерства в малых группах.

Если в малых группах, основанных на непосредственных контактах, на первом месте оказываются способность и готовность личности исполнять роль лидера, то в политике, где действуют большие массы людей, необходима формализация позиции лидера. Поэтому политическое лидерство включает, с одной стороны, неформальный аспект (и в этом смысле оно предполагает общественное признание возможностей лидера выполнять свою роль и основывается на авторитете), а с другой - формальный аспект (и в этом смысле оно представляет собой «приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии»).

В политике уровень авторитета личности не обеспечивает ей автоматически соответствующей властной позиции. Однако само по себе высокое статусное положение не способно сделать человека политическим лидером, поскольку влияние лидера должно опираться хотя бы на признание правомерности руководства. Кроме того, некоторые политики, формально занимая высокую государственную должность, не обладают возможностью сколько-нибудь заметного влияния на ход политических событий (например, президенты в парламентских республиках).

В подавляющем большинстве политические лидеры - мужчины. Примерами редких исключений могут служить такие известные женщины-политики, как М. Тэтчер, Б. Бхутто, И. Ганди. По данным Межпарламентского Союза, в общем числе членов депутатского корпуса планеты женщины составляют лишь 13%, причем лишь немногие из них могут считаться политическими лидерами. Эту особенность политического лидерства выделял и французский политолог Ж. Блондель, отмечая, что «национально-политические лидеры никогда не рекрутировались пропорционально тем группам, которые образует руководимое ими население».

Чтобы добиться признания в мире политики женщина, как правило, должна обладать отнюдь не женскими чертами характера. М. Тэтчер, для того чтобы стать лидером консервативной партии и впоследствии получить пост премьер-министра, должна была продемонстрировать жесткость, резкость, решительность, за что, впрочем, она и получила прозвище «железная леди».

Сложностью феномена политического лидерства объясняется существование нескольких подходов к трактовке этого понятия:

1) разновидность власти. Такая интерпретация лидерства опирается на ту точку зрения, что в любом «политическом вопросе», по словам М.Вебера, интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на данный вопрос;

2) влияние на других людей. Для него характерны следующие особенности: (а) влияние должно быть постоянным. К политическим лидерам нельзя относить людей, оказавших разовое воздействие на политические процессы; (б) воздействие политического лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество; (в) влияние политического лидера опирается на авторитет, доверие его сторонников, признание правомерности руководства;

3) управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений;

4) особого рода предпринимательство, при котором политические «предприниматели» обменивают свои программы решения общественных проблем, реализации интересов граждан на руководящие должности. Не случайно политические лидеры так щедры на обещания и посулы во время выборов, правда, придя к власти, чаще весьма скупы на их выполнение.

Приведенные выше трактовки понятия политического лидерства концентрируют внимание на различных аспектах этого явления. Но, пожалуй, точнее других сущность данного феномена отражает следующее определение. Политическое лидерство - это постоянное и легитимное влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

Функции политических лидеров

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Характеристика этой стороны политического лидерства неразрывно связана с рассмотрением функций, выполняемых политическими лидерами. Среди наиболее значимых функций можно выделить следующие.

Аналитическая функция - глубокий и всесторонний анализ сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов политической жизни, разработка программы действий, обоснование стратегических приоритетов и тактических способов их достижения.

Организаторская функция - мобилизация масс на реализацию политических программ и целей, сплочение сторонников, объединение усилий различных слоев населения, формирование команды помощников, планирование политических действий, регулирование и контроль за ходом преобразований.

Интегративная функция - объединение и согласование различных социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов, консолидация разного рода общественных и политических сил. Показателен в этом смысле пример американского президента Ф. Рузвельта, который умело управлял интересами различных политических сил и был мастером создания коалиций для конструктивного решения различных социальных и политических проблем.

Новаторская функция - внесение новых, конструктивных идей, инициирование обновления. При этом политическому лидеру не стоит пускаться в масштабные и малоподготовленные перестроечные акции, так как «ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как радикальные нововведения». Примерами крупных инновационных концепций и программ могут служить «Новый курс» Ф.Рузвельта, идея «общеевропейского дома» Ш. де Голля, концепция «народного капитализма» М. Тэтчер.

Коммуникативная функция - обеспечение устойчивой связи между властью и различными социальными группами, что весьма актуально для современной Украины, где в последние годы прослеживается неуклонное снижение доверия граждан к власти. Классическим образцом реализации коммуникативной функции может служить пример введения в практику Ф.Д.Рузвельтом в 30-х годах еженедельных радиообращений к гражданам - его знаменитых «бесед у камина», в которых он разъяснял проводимый им «Новый курс» по преодолению кризиса. При этом он сумел не только наладить контакт с американцами, вселить в них надежду, сохранить доверие избирателей, но и заручиться поддержкой самых широких слоев населения и вторично стать президентом.

Функция гаранта справедливости, законности и порядка в большей степени характеризует общенационального политического лидера. Показательна в данном случае ситуация во Франции в 1958 г., когда в условиях угрозы гражданской войны во многом способность выполнить именно эту миссию принесла генералу де Голлю поддержку разнородных политических сил и широких слоев населения.

Типы и стили лидеров

Понятно, что каждый лидер обладает специфическими характера, методами руководства, воздействия на массы. Исходя из ряда критериев, можно выделить различные типы лидеров. Одна из старейших классификаций лидеров (Макиавелли и др.): лидеры делятся на лис и львов. Идеальный тип – политик, обладающий сокрушающей силой и твердостью льва и хитростью и ловкостью лисы.

Классиком типологизации лидерства считается Макс Вебер. Он понимал под лидерством способность обдавать приказы и добиваться повиновения. Вебер различал 3 типа лидерства: 1) традиционное, 2) рационально-легальное и 3) харизматическое.Традиционное основано на вере в святость традиций. Например, старший сын короля после его смерти становиться сам королем.Рационально-легальное, или бюрократическое лидерство, базируется на вере в законность и разумность существующего порядка. Лидер-чиновник выступает не как личность, от которой исходит власть. А как представитель, агент государственной системы. Большинство политологов связывают этот тип лидерства с индустриальным обществом, где лидер должен продемонстрировать определенный уровень компетенции, двигаясь по ступенькам бюрократической карьеры. В современном обществе лидер-бюрократ стал основной фигурой. Вебер связывает два этих типа рутинными. А вот харизматическое лидерство возникает на крутых поворотах истории. Понятие «харизма» заимствовано Вебером из раннехристианской литературы и означает «боговдохновленность». Этот термин применяется к личности, выделяющейся из среды обычных людей, которая считается наделенной сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями. Причем неважно, действительно ли эти способности столь необыкновенны, главное, чтобы их такими видели последователи. И если бюрократическое лидерство безлично, то харизматическое носит глубоко личностный характер. Большинство политологов считают, что харизматическое лидерство особенно характерно для тоталитарных структур и режимов (исключения:Де Голь и др.). Представляется, что для СССР был характерен смешанный традиционно-рациональный тип лидерства, а для современного постиндустриального общества –смешанный рационально-харизматический ( Клинтон, Блэр – из-за СМИ).

Интересная типология лидеров предложена Маргарет Херманн. Она различает среди лидеров: «знаменосца» (у него есть идеал, ради которого он стремиться изменить политическую систему; он определяет цели и указывает направления деятельности своим соратникам), «торговца» (ему свойственна способность привлекательно преподнести свои идеи, заставить «купить» их), «марионетку» (служит интересам своих приверженцев, которые руководят им и придают ему силу) и «пожарника» (отличается быстротой реакции на потребности момента.Ситуация рождает спрос, лидер дает ответ.). В реальной политической практике большинство лидеров используют все 4 типа лидерства в различном сочетании.

Интересная типология лидеров предложена Маргарет Херманн. Она различает среди лидеров: «знаменосца» (у него есть идеал, ради которого он стремиться изменить политическую систему; он определяет цели и указывает направления деятельности своим соратникам), «торговца» (ему свойственна способность привлекательно преподнести свои идеи, заставить «купить» их), «марионетку» (служит интересам своих приверженцев, которые руководят им и придают ему силу) и «пожарника» (отличается быстротой реакции на потребности момента.Ситуация рождает спрос, лидер дает ответ.). В реальной политической практике большинство лидеров используют все 4 типа лидерства в различном сочетании.

Политолог Бернс разделяет лидеров на 2 категории: лидеры-преобразователи и лидеры-дельцы. Первые действуют в соответствии со своей концепцией, идеями, а вторые сосредотачиваются на деталях без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в итоге.

Политолог Бернс разделяет лидеров на 2 категории: лидеры-преобразователи и лидеры-дельцы. Первые действуют в соответствии со своей концепцией, идеями, а вторые сосредотачиваются на деталях без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в итоге.

Польский политолог Ежи Вятр по отношению к идеологии выделяет типы лидера-идеолога и лидера-практика. Первый верен идеологии своего движения даже при угрозе потери власти, а второй способен отказаться от принципов во имя сохранения власти. По отношению к сторонникам: лидер-харизматик (формирует волю других) и лидер-представитель (выражает волю тех, кто за ним стоит). По отношению к противникам Вятр выделяет тип лидера-соглашателя (стремиться к соглашению конфликта) и лидера-фанатика (стремится к обострению конфликта, уничтожению противника любой ценой). В зависимости от способности учитывать чужие мнения и воспринимать критику Вятр выделяет тип открытого лидера и лидера-догматика.

Польский политолог Ежи Вятр по отношению к идеологии выделяет типы лидера-идеолога и лидера-практика. Первый верен идеологии своего движения даже при угрозе потери власти, а второй способен отказаться от принципов во имя сохранения власти. По отношению к сторонникам: лидер-харизматик (формирует волю других) и лидер-представитель (выражает волю тех, кто за ним стоит). По отношению к противникам Вятр выделяет тип лидера-соглашателя (стремиться к соглашению конфликта) и лидера-фанатика (стремится к обострению конфликта, уничтожению противника любой ценой). В зависимости от способности учитывать чужие мнения и воспринимать критику Вятр выделяет тип открытого лидера и лидера-догматика.

Стили лидерства. Выделяют авторитарный, демократический и «невмешательский» (либеральный) стили.Авторитарный лидер требует монопольной власти, единолично определяет цели группы или общества и способы их достижения его власть основана на угрозе наказания. Его последователи превращаются в покорных исполнителей его воли.Демократический лидер пробуждает в людях чувство собственного достоинства, стимулирует политич. активность. Он всегда – внутри группы, стремиться максимально активизировать вклад каждого в деятельность группы, создает атмосферу сотрудничества.«Невмешателький» лидер избегает конфликтов, передает свои функции заместителям, не вмешивается в ход работы.

Наши рекомендации