Профилактика и преодоление межэтнических конфликтов
Проблемамежэтнических конфликтов актуальна для многих государств мира, включая «благополучные» США и страны Западной Европы. Страдают от таких конфликтов и страны Африки, Азии и Дальнего Востока: в Индии, например, за последние пять лет зафиксировано более 3800 конфликтов на религиозной почве. Конфликты на религиозной почве захлестнули государства Северной Африки.
Не избежала этой участи и Россия, в том числе и в новейшие времена своей истории (Кондапога, Манежная площадь, Сагра).
Любой конфликт легче предупредить, чем преодолевать, когда он разгорелся. Поэтому профилактика конфликтов, в том числе межэтнических, должна лежать в основе осознанной политики государства.
Решение проблемы в России осложнялось тем, что с распадом СССР Россия оказались на грани, а в отдельных регионах – и за гранью гражданской войны на этнической почве. Огромным напряжением сил, большими жертвами эти очаги были погашены. Тем не менее попытки разжигания межэтнических конфликтов на территории России не прекращаются.
При этом следует иметь в виду, что за конфликтами, имеющими внешние признаки межэтнических, этнорелигиозных в действительности стоят инициаторы и организаторы, преследующие совершенно иные, собственные цели не имеющими ничего общего с провозглашаемыми лозунгами.
Так, многие исследователи в событиях, связанных с «цветными революциями» в странах, богатых нефтью (Ирак, Ливия, Сирия и т.д.) усматривают цели передела сфер влияния, вытеснения или ослабления позиций конкурентов (в частности, России) в этих странах. В событиях на Северном Кавказе также просматривается след иностранных спецслужб, выполняющих поручение по дестабилизации ситуации в этом регионе. Цель очевидна: вытеснение России из этого стратегически важного района на стыке Европы и Азии, окружение России враждебными ей режимами, ослабление позиций России в прилегающих к ней регионах.
Профилактика и преодолениемежэтнических конфликтов становятся задачей сохранения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Кандидат в Президенты Российской Федерации В.В. Путин в одной из своих программных предвыборных статей (январь 2012 г.) пишет: национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений, которые разрушают, подтачивают государства и разделяют общества. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчёт в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие[25].
В основе профилактики межэтнических конфликтов должен лежать простой и понятный всем принцип: никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства.
Конституция Российской Федерации, формулируя основные права и свободы человека и гражданина, принципы гарантий и защиты государством этих прав, недопустимости дискриминации людей по любым признакам создаёт надлежащие предпосылки и основания для профилактики, предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов.
Для решения указанных проблем необходима целостная система политических и государственно-правовых решений. В состав таких решений, по мнению В.Н. Алфимцева, должны входить следующие меры профилактического характера:
- выработка единой национальной идеи, которая будет способствовать консолидации общества перед лицом опасности, таящейся в межэтнических и межнациональных противоречиях;
- разработка новой концепции государственной национальной политики, опирающейся на современную социально-правовую парадигму;
- создание государственной системы мониторинга межнациональных отношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- разработка нормативно-правовых актов, регулирующих профилактику межэтнического и межнационального антагонизма в молодежной среде;
- решение вопроса о государственно-правовом статусе «русского народа», так как от состояния самого многочисленного народа РФ зависит и благополучие остальных народов и всего государства в целом;
- укрепление федеративных отношений[26].
В.В. Путин особо предостерегает от опасности разыгрывания карты русского национализма под лозунгом «защиты прав русских». Когда речь заходит о том, что в России, а в особенности на исторических русских территориях, ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач – не защищают жизнь, права и безопасность граждан. И поскольку большинство этих граждан – русские, то возникает возможность паразитировать на теме «национального угнетения русских» и облечь обоснованный общественный протест в самую примитивную и вульгарную форму межнациональных беспорядков. И одновременно по всякому поводу голосить про «русский фашизм»[27].
Профилактика конфликтов на религиозной почве должна строиться на понимании того, что в основе православия, ислама, буддизма, иудаизма – при всех различиях и особенностях – лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации С. Фридинский выделяет основные задачи государства и общества по противодействию религиозному экстремизму. В состав этих задач входит:
- нормализация политической обстановки в стране, формирование духа социального мира, спокойствия, недопущение политических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, социальных разногласий в обществе;
- выявление и постепенное устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению религиозного экстремизма;
- повышение культурно-образовательного уровня населения, изучение религии, истории, культуры, традиций, повышение межрелигиозного взаимопонимания;
- формирование толерантности между этноконфессиональными образованиями;
- противодействие вовлечению граждан в религиозно-экстремистские группы, сообщества, организации;
- противодействие распространению информации и литературы, экстремистских материалов, направленных на разжигание межконфессиональных конфликтов;
- выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности субъектов противодействия экстремистской деятельности по профилактике религиозного экстремизма, совершенствованию методов и технологий взаимодействия их с общественными и религиозными объединениями.
Автор называет первоочередные меры, которые, по его мнению, должны быть предприняты в контексте согласованных мер правового, экономического и организационного характера, направленных на противодействие экстремизму:
- инициирование на федеральном уровне разработки и принятия комплексной программы занятости молодежи – основного контингента, подпитывающего религиозные экстремистские организации;
- активизация роли Духовного управления мусульман России и его региональных управлений, которые уступают свои позиции в идеологической борьбе с ваххабизмом;
- образование экспертного совета для проведения оценки содержания поступающей в Российскую Федерацию религиозной литературы с включением в его состав ученых-религиоведов, представителей мусульманского духовенства, юристов;
- создание на Северном Кавказе высшего духовного образовательного учреждения;
- поддержка уже существующих исламских учебных заведений, если они являются проводниками традиционного ислама и противниками распространения среди верующих экстремистских религиозных течений;
- запрет распространения ваххабизма;
- проведение органами государственной власти субъектов РФ проверок правомерности ведения образовательной деятельности религиозными учебными заведениями и разрешение их функционирования только при условии всестороннего контроля за работой со стороны официальных мусульманских структур и соответствующих государственных органов, осуществление контроля за направлением российских граждан на учебу в иностранные государства;
- разработка эффективной системы контроля за электронными средствами массовой информации для пресечения их использования лицами, причастными к фундаменталистским течениям;
- организация эффективной антиэкстремистской контрпропаганды, которая должна быть направлена на создание объективного общественного мнения по проблемам экстремизма и способам противодействия ему как в Южном федеральном округе, так и в масштабах России и за её пределами[28].
М.А. Касьяненко обращает внимание на необходимость использования не только правовых, но и «общегражданских» механизмов противодействия этническим конфликтам, понимая под этим подключение институтов гражданского общества к решению указанных проблем, формированию в обществе идеологии и практики толерантного поведения[29].
Данная позиция заслуживает всяческой практической поддержки: усилиями одного государства, без подключения общественности не удастся разорвать цепочку нигилизм → экстремизм → этнические конфликты на территории нашей страны.
Решение этой задачи должно иметь системный и комплексный характер, начинаться с воспитания детей в семье, иметь программный характер обучения и воспитания в общеобразовательной школе, на выходе из которой каждый молодой человек – гражданин Российской Федерации должен иметь стойкий иммунитет к проявлениям нигилизма и экстремизма, иметь твёрдое убеждение в личной необходимости соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, не участвовать лично и активно пресекать попытки разжигания этнических конфликтов.
Особую роль и ответственность в профилактике и преодолении межэтнических конфликтов любой природы несут на своих плечах сотрудники правоохранительных органов.
Эта ответственность имеет две стороны: во-первых, это умение видеть зарождение подобных конфликтов на той территории, где проходит служба «силовика», и принимать незамедлительные меры к их пресечению сообразно имеющимся служебным полномочиям (лично или передачей соответствующей информации по команде).
Во-вторых, это недопущение любых проявлений дискриминации в собственной среде, на своей службе, а также в личном общении с гражданами. «Нужно отдавать отчёт, какие риски и угрозы заключены в ситуациях, чреватых переходом в стадию национального конфликта. И соответствующим, самым жёстким образом, без оглядки на чины и звания, оценивать действия или бездействие правоохранительных структур, органов власти, которые привели к межнациональному напряжению»[30].
В составе мер правового характера, направленных на преодоление возникающих этнических конфликтов, в полную силу должны работать также меры их силового пресечения – там и тогда, где и когда подобные конфликты выходят за рамки закона, несут угрозу общественной безопасности и безопасности государства. Подобный опыт в России уже имеется[31], его следует изучать и осваивать всем территориальным органам МВД России.
В уже цитированной статье В.В. Путин обращает внимание на этническую преступность – преступления, совершаемые представителями некоренного населения, а также соответствующими преступными группами. Отмечая, что преступные группировки, построенные по национальному, клановому принципу, ничем не отличаются от обычных банд, автор подчёркивает, что в наших условиях этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. И к ней надо соответствующим образом относиться.
В системе МВД России деятельность по предупреждению и преодолению межэтнических конфликтов осуществляют Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Главное управление по противодействию экстремизму, поскольку межэтнические конфликты нередко приобретают экстремистскую окраску.
Важную роль в профилактике межрелигиозных конфликтов играет создан в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России, объединяющий духовных лидеров и представителей четырёх традиционных конфессий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Целями деятельности Совета являются координация совместных действий и противодействие использованию религиозных чувств для разжигания межэтнических конфликтов, утверждение в обществе традиционных духовных ценностей, согласия и стабильности, диалог с государственной властью России и других стран.