Цели и сущность модульно-организованного процесса профессиональной подготовки инженеров.

Принципы учебной деятельности.

11. 1) динамичность – видение современных и новых тенденций и перспектив развития науки, техники, производства и образования; системность, позволяющая целостно представить проектируемый и конструируемый технический объект, видеть его связи с другими объектами, с окружающей средой и еще на этапе проектирования исключать возможные негативные явления и их последствия; 2) целостность – отражение в содержании и процессе подготовки инженеров специфики профессиональной деятельности и адекватного ей целостного содержания этой подготовки; 3) интеграция и дифференциация подготовки специалистов; 4)профессиональная направленность – ориентация содержания образования, методов и форм обучения на конечную цель подготовки специалиста; 5) преемственность – отражение прошлого, настоящего и будущего в содержании образования, связь учебно-воспитательного процесса с предстоящей профессиональной деятельностью; 6) «мини-макс» – достижение максимально возможного в данных условиях результата при минимальных финансовых, материальных и иных затратах; селективные параметры – оптимизация по конкретным социальным параметрам, являющихся наиболее существенными (доминантным) в сложившейся ситуации.

Принципы учебной деятельности:

· Наследование культуры

· Социализация (каждый твой знакомый – твой учитель)

· Последовательность

· Самоопределение (не говори, что можешь все)

Цели и сущность модульно-организованного процесса профессиональной подготовки инженеров.

содержание учебных материалов представляется в виде законченных самостоятельных учебно-методических комплексов, освоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Описание цели изучения модуля содержит не только перечень формируемых компетенций, но и критерии оценки разных уровней их сформированности;

· изменяется форма общения преподавателя со студентами: оно осуществляется через модули, реализуется процесс индивидуального общения;

· студент максимум учебного времени работает самостоятельно, приобретает навыки целеполагания, самопланирования, самоорганизации и самоконтроля;

Использование принципа модульности формирования учебного материала соответствует реализации следующих идей:

· модульность учебного материала создает основу для использования деятельностного подхода: только тогда учебное содержание сознательно усваивается студентом, когда оно становится предметом его активных системных действий. Разрабатывая индивидуальные задания, преподаватель ориентируется на состав студентов, ориентирует их на достижение цели учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему самоконтроля и самооценки, обеспечивая рефлексивный образовательный процесс;

· модульная структура учебного материала обеспечивает возможность для реализации развивающей функции обучения. Преподаватель предлагает студентам учебные задания, или студенты самостоятельно выбирают их с учетом индивидуальных зон ближайшего развития.

Цели:

– это содействие развитию самостоятельности будущих инженеров, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

- обеспечение организационно-педагогические условия для получения и сопровождения функционально завершенных результатов образовательно-научно-производственной деятельности студентов в рамках каждого цикла подготовки, для освоения и закрепления инвариантных обобщенных способов продуктивной деятельности, для формирования личностных, социальных и профессиональных компетенций в процессе выполнения личностно значимых системных заданий профессионального содержания, для целенаправленного повышения уровня формируемых компетенций при переходе от одного модуля к другому, для освоения новой модели мышления, которая многократно используется в течение последующей работы.

Модульное обучение.

27. понимают под модулем формирование самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей. Существуют и другие определения учебного модуля. Например, часто под модулем понимают автономную порцию учебного материала. Особый смысл в определение учебного модуля вкладывает А.А. Вербицкий. Он ввел понятие «деятельностного модуля», рассматривая его в качестве особой «единицы», осуществляющей переход от профессиональной деятельности – к учебной, от реальных проблем и задач – к аудитории обучающихся. А.А. Вербицкий подчеркивает принципиальную разницу между понятиями «деятельностный модуль» и «обучающий модуль». Обучающий модуль – это фрагмент содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему. А.А. Вербицкий группирует деятельностные модули в следующие блоки: общеметодологический, конкретно-методологический, теоретический, практический и социальный, совокупность которых и составляет модуль специалиста [49].

Наши рекомендации