Продуктивная технология формирования профессиональной компетентности будущих инженеров

Концептуальная основа. Указанная продуктивная технология формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики заключается в реализации студентами активного поиска решений эвристических индивидуальных заданий с профессиональной тематикой, многие из которых ставятся и решаются студентами самостоятельно. Педагогическое руководство, сопровождение и контроль качества выполнения заданий изначально предполагает эвристический характер развития продуктивного творческого мышления студентов, связанного с освоением недостающих знаний и направленного на решение поставленных профессионально-квали-фикационных задач средствами физико-математического аппарата.

Концептуально-методологические основы репродуктивной и продуктивной деятельности и развитие творческого потенциала субъекта труда описывалась Овчинниковым В. Ф. [170]. Вопросом формирования готовности студентов к продуктивной профессиональной самореализации занималась Левова Г. А. [132]. Каплунович С. М. описана реализация деятельностного подхода к продуктивному обучению студентов в профессиональном образовании [101]. Шхацева К. Л. обосновала модульно-рейтинговую систему оценки качества обучения студентов вуза в условиях продуктивного образовательного процесса [272]. Павлуцкая Н. М., Шелехова Н. О. разрабатывали методику организации продуктивного мышления и продуктивной познавательной деятельности в процессе обучения физики [175, 265]. Методика формирования приемов продуктивного мышления при обучении общей физике разработана Рупасовой Г. Б. [204]. Попкова Е. А. описывала формирование умений продуктивной учебной деятельности у будущего инженера в процессе обучения физике: «Учебная деятельность – это специально организованная деятельность студентов, направленная на развитие, самоизменение студентов результатом которой является формирование способа действий на использовании которых основывается их будущая профессиональная деятельность. Продуктивная учебная деятельность это вид учебно познавательной деятельности в процессе обучения физики направленный на получение студентом объективно нового или субъективно нового результата (продукта)» [196, С 53].

Описанный опыт организации продуктивной (в том числе и контрольно-оценочной) деятельности преподавателей и студентов в процессе изучения физики был использован в целях теоретико-методического обоснования продуктивной технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. По итогам обнаружения закономерности в данных эксперимента был сформулирован следующий принцип: самостоятельная деятельность студентов под руководством преподавателя по получению объективно и/или субъективно новых материальных и интеллектуальных продуктов эффективна для формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики.

Если результат выполнения студентами репродуктивных заданий и задач по физике может оцениваться по степени соответствия имеющемуся образцу, то компетентностный потенциал продуктивных творческих заданий позволяет получать квалификационно и социально значимые продукты за счет приобретения и экстериоризации востребованных в предстоящей профессии знаний по курсу физики.

Реализация продуктивной технологии ориентирует личностную направленность будущих инженеров на предстоящую профессиональную деятельность, сочетая в себе гностический, эмоциональный и творческий компоненты обучения курсу физики. В то время как использование в процессе изучения физики репродуктивных методик наоборот актуализирует проекцию деятельности студентов в настоящем на уже приобретенный опыт шаблонного выполнения алгоритмов, действий и операций.

б) Содержательная часть обучения физике:

– цели обучения физике - общие и конкретные.Повышение уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики за счет приобретения недостающих и экстериоризации имеющихся знаний по курсу физики в процессе постановки и выполнения будущими инженерами творческих заданий, связанных с модернизацией объектов и процессов предстоящей квалификационной деятельности.

– содержание методик формирования профессиональной компетентности будущих инженеров с использованием учебного материала курса физики.В приведенной ниже Таблице 3.3.1. производится описание методик, в совокупности составляющих содержание продуктивной технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики.

В Таблице 3.3.1. указано содержание деятельности преподавателя и студентов на каждом из этапов (подготовительном, содержательно-процессуальном и заключительном) в соответствии с указанием выбранного в качестве примера конкретного физического содержания применяемых профессионально-ориентированных заданий. Варианты заданий могут меняться в зависимости от направления подготовки будущих инженеров, содержания изучаемого раздела курса физики, уровня физико-технической подготовленности студентов, а так же уровня профессиональной компетентности будущих инженеров.

Таблица 3.3.1.

Наши рекомендации