Сущность процесса подготовки кадров. Основные методы подготовки кадров в сфере околотаможенного сервиса

Согасно ТК РФ гл.31, квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Подготовка кадров — это процесс обучения, в результате которого человек получает необходимую теоретическую подготовку и практические навыки. В настоящее время в России имеются централизованная система профессионального образования и система обучения непосредственно на производстве. Централизованно в специальных учебных заведениях или курсах готовят работников по массовым профессиям. К государственной системе подготовки кадров относят сеть профессионально-технических училищ, средние специальные и высшие учебные заведения.

Переподготовка кадров — это обучение новым профессиям или специальностям. При переподготовке используются те же формы обучения, что и при подготовке кадров, но менее продолжительное время. В настоящее время это направление приобретает особую значимость в связи с перепрофилированием многих производств.

Ссылка на таблицу д.б. в тексте

Таблица 1.1

Методы обучения персонала на рабочем месте

Метод обучения Характерные особенности метода
1. Направленное приобретение опыта Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения
2.Производственный инструктаж Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой
3.Смена рабочего места(ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)
4.Использование работников в качестве ассис-тентов. стажеров Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности
5.Подготовка в проектных группах Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач

Компании используют данный метод для обучения по следующим причинам: есть возможность учесть корпоративную специфику; экономятся значительные средства; сохраняются корпоративные тайны.

Таблица 1.2

Методы обучения персонала вне рабочего места

Метод обучения Характерные особенности метода
1. Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта
2.Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний
3.Конференции, семинары Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях
4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений
5. Деловые игры Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения
6. Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)
7. Рабочая группа («кружок качества» и «вместо учебы») Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений

Таким образом основными методами обучения вне рабочего места являются: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, тренинги, самообучение.

Подготовка кадров является важнейшей составляющей таможенного дела, потому что именно она определяет эффективность деятельности таможенных органов. В настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных кадров. А ведь одним из принципов гражданской службы является профессионализм и компетентность гражданских служащих.

Руководство должно оказывать поддержку и помощь тем, кто готовит кадры. Со своей стороны таможенники проводят встречи с учащимися вузов, организуют экскурсии и прохождение практики в таможне, преподают специализированные предметы имеющие непосредственное отношение к их служебной деятельности, участвуют в заседаниях итоговой государственной аттестационной комиссии по выпуску студентов. Таким образом, вносят свой вклад в дело подготовки кадров.

Бытует мнение, что на работу в таможенные органы устроиться не так уж просто. Ранее это осуществить было гораздо сложнее, потому что предъявляемые суровые требования к стажу (не менее 2-х лет) создавали преграды на пути выпускников. Сегодня же, из-за положительных изменений в законодательстве выпускники могут принять участие в конкурсах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Процедура совсем не сложная, достаточно просмотреть предлагаемые вакансии, соответствовать квалификационным требованиям, собрать необходимый пакет документов и подать заявление на участие в конкурсе.

Выпускники поступают на работу в таможенные органы по распределению, а студенты внебюджетных вузов, по окончанию подготовки и переподготовки не имеют такой возможности. Вполне возможно, что в условиях нехватки кадров в таможенной системе, имеющих специальное таможенное образование уравнивание прав студентов вузов при поступлении на службу, отчасти стало бы решением проблемы.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ обязывает гражданского служащего поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. [7]

Руководство таможни всячески способствует реализации права гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку и уже с начала года ее прошли 141 сотрудник таможни, как с выездом в учебные заведения других городов, так и дистанционно, без отрыва от службы.

Сегодня в таможне проходят службу 98 % должностных лиц, с высшим профессиональным образованием[15].

Бесспорно, качество работы зависит от уровня подготовки специалистов, знания законодательной базы, умения использовать нормативные документы на практике. Все это способствует достойному выполнению задач, поставленных перед таможенными органами Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности отделов по подготовке кадров являются:

Подготовка сотрудников, впервые принятых на работу в таможенные органы, с целью получения ими необходимых профессиональных знаний, а также повышения квалификации некоторых категорий специалистов таможенных органов.

Развитие у слушателей навыков использования информационно-вычислительной техники, технических средств, новейших технологий и методов таможенного контроля.

Совершенствование форм и методов проведения учебных занятий и самостоятельной работы слушателей.

Оказание методической помощи преподавателям-практикам с целью повышения их педагогического и методического мастерства.

Оказание практической и методической помощи таможенным органам в организации и проведении учебных сборов по основным направлениям деятельности.

Комплексная оценка профессиональных знаний у закончивших обучение слушателей и выработка рекомендаций по их использованию в дальнейшей работе.

Совершенствование и улучшение учебно-материальной базы, создание для слушателей необходимых бытовых условий, организация их культурного досуга.

Выявление, изучение и обобщение передового опыта в организации таможенного дела, учебно-методической работе и использование его в учебном процессе.

В вопросах подготовки кадров ФТС РФ сотрудничает с Всемирной таможенной организацией и Комиссией Европейских Сообществ [9, c.32].

Должностной рост на конкурсной основе, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка в порядке, установленном Федеральным Кодексом и другими федеральными законами входят в основные права гражданского служащего.

Гражданский служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанност [8, c.3].

Профессиональная служебная деятельность осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, к образованию и стажу.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Каким образом все эти процессы реализуются в коммерческих организациях применительно к околотаможенному сервису? Дополнить

Чем отличаются процессы:

1. Подготовка

2. Переподготовка

3. Сделайте схемы процессов

Вывод. Подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации - важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Действительно, меняя профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых последними к качеству рабочей силы.

Выводы пишутся по всем параграфам

Глава 2. Анализ процесса подготовки организации кадров на предприятии ООО СВХ «Миком»

Наши рекомендации