Тема 8. Общие и профессиональные компетенции как цели и результат профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов

Современные требования к подготовке профессиональных кадров.

В стандарте предусмотрено использование следующих уровней усвоения:

1.Как параметр мастерства условно – это «ученический уровень деятельности», деятельность по узнаванию, репродуктивная, алгоритмическая;

2.Самостоятельное выполнение по памяти типовых действий. Это – «уровень воспроизведения», при котором заданы цель и ситуация (условия), а от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по выполнению задания, решению задачи;

3.Продуктивная деятельность эвристического типа с опорой на схожие алгоритмы, но в не стандартные ситуации, - «уровень умений».

Понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним, а компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенция – некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, компетентность – уже состоявшееся его личностное качество.

Общие и профессиональные компетенции.

Под общими компетенциями понимают умения, основанные на знаниях, опыте, ценностях, которые получают во всех типах образовательной практики. Их ещё можно назвать базовыми или ключевыми. А профессиональные компетентности — это связанные с областью деятельности навыки, соответствующие методы и технические приемы, свойственные различным предметным областям.

Функциональный анализ деятельности спе­циалиста. Структура трудовой деятельности.

В основе методики разработки профессиональных стандартов,

предлагаемой в настоящем пособии, лежит метод функционального анализа. Данный метод предполагает проведения «инвентаризации» определенной области профессиональной деятельности с точки зрения тех функций, которые должны быть выполнены для того, чтобы эта область профессиональной деятельности могла выполнить свое предназначение. Метод функционального анализа предполагает проведение широкого опроса предприятий отрасли (области профессиональной деятельности), а также учет перспективных тенденций ее развития, включая международные

Связь функционального анализа профессиональной деятельности с профессиональными модулями и профес­сиональными компетенциями.

Использование метода функционального анализа позволяет прозрачно инепротиворечиво описывать требования к трудовой деятельности,которые проецируются в результаты обучения и требования к оценке достижения этих результатов.

В нормативных документах РФ профессиональная компетентность определяется как качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности. Модель компетенций – это перечень компетенций с конкретными показателями их проявлений в профессиональной деятельности. В модель включаются компетенции наиболее важные для организации на данном этапе развития.

Тема 9. Содержание образования

Проблема содержания обучения и воспитания.

Современные психолого-педагогические взгляды на суть обучения и воспитания основываются на том, что обучение является процессом формирования сознания, а воспитание апеллирует главным образом к подсознанию. На социальном уровне имеет наивысший объем понятия "воспитание". На этом уровне оно рассматривается как форма передачи социального опыта. На педагогическом уровне воспитания, как и обучение, рассматривается как путь образования, их диалектическое единство и составляет образование. Образование - это педагогический процесс, цель которого заключается в выявлении и максимальному развитию индивидуально наиболее значимых позитивных и задатков человека.

Зависимость содержа­ния образования от полити­ческих, социально-экономических, национальных и культурных факто­ров.

Роль образования заключается, однако, не только в получении человеком определенных знаний. Одновременно оно выполняет и другую функцию - прививает способность человеку понимать других людей и взаимодействовать с ними. В российских кризисных условиях задача подготовки мыслящего специалиста должна дополняться не менее важными социокультурными ориентирами. В условиях той угрозы, которую кризис несет духовности человека, упадку его социальных и жизненных сил, остро встают вопросы передачи того, что порой называют "генетическим кодом общества", то есть моральных норм, традиций, ценностей. Сложный социокультурный контекст существования человека важный с точки зрения возможностей его самоопределения, выработки духовно-ценностных ориентаций, которые необходимы для формирования автономной, самоактуализирующейся личности, нынешняя модель образования учитывает лишь в малой степени.

Воздействие развития науки и техники на содержа­ние образова­ния.

На содержание образования влияют потребности общества, которые выступают в качестве объективного фактора. Еще одним из факторов, влияющих на содержание обучения, являются изменения в развитии науки и техники.

Под содержанием образования понимают систему знаний, умений, навыков, а также систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения. Все, что необходимо передать учащимся, должно отбираться в соответствии с поставленными целями развития человечества, в виде информации передается ему.

Принципы отбора содержания образования: интеграция, гуманизация, диф­ференциа­ция и индивидуализация, демократизация и централизация.

Гуманитаризацияпрофессионального образования представляет собой путь, ведущий студента к культуре, к пониманию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений, техники. Ее сущностью является «очеловечивание» знаний, превращение их в инструмент духовного формирования личности. Этот процесс может и должен происходить не только при изучении гуманитарных Демократизацияобразования представляет собой следствие гуманизации и рассматривается как расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего студентов, через предоставление им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования: индивидуального обучения, экстерната, дистанционного обучения и т. д.; увеличения их роли в решении организационных проблем в учреждении образования, вырабатывания студенческого самоуправления.

Интеграция образования. Тенденция к интеграции определена необходимостью предоставления наибольших возможностей студенту в получении интегрированной профессиональной подготовки, которая дает его свободное перемещение в быстро изменяющейся сфере образования, успешную социализацию и вхождение в культуру.

Со­циокультурный, предметно-информационный, квалификацион­но уровне­вый подходы к содержанию образования.

Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека. В концепции информатизации образования отмечается, что изменение содержания образования возможно по нескольким направлениям: а) становление учебных дисциплин, обеспечивающих общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики; б) расширение использование средств информатизации, что влечет за собой изменение содержания всех учебных дисциплин на всех уровнях образования; в) моделирование качественно новых целей обучения в направлении подготовки членов будущего "информационного общества", для которого способность к человеческим коммуникациям, активное овладение научной картиной мира, гибкое изменение своих функций в труде и творческое мышление станут очевидной жизненной необходимостью.

В основе термина «квалификационный подход» лежит понятие «квалификация». До недавнего времени все формы работы, связанные с подготовкой кадров, оценкой профессиональной компетентности руководителей, и в том числе в системе художественного образования связывались с понятием «квалификация».

Принципы государст­венной поли­тики в области содержания образования: гуманистический ха­рактер образо­вания, гуманитарная направленность, приоритет общечеловече­ских ценно­стей, жизни и здоровья человека, свободного разви­тия личности.

- основные положения, на к-рых базируется государственная политика в области образования. Основные принципы государственной политики в области образования закреплены в действующем в настоящее время Федеральном законе от 10 июля 1992 го № 3266-1 «Об образовании»: Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих цен ностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Федеральный государст­венный образовательный стандарт.

Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты» с 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

Тема 10. Содержание профессиональной подготовки будущих ра­бочих и специалистов

Структура и содержание профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального обучения.

Начальное профессиональное образование обеспечивает работникам возможность иметь рабочую квалификацию или квалификацию служащего по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе полученного основного общего образования. Такое образование, соответствующую квалификацию рабочего или служащего и разряд могут быть получены обучающимися в профессионально-технических и иных училищах, лицеях соответствующего уровня и вида. Нормативная продолжительность обучения в подобного типа образовательных учреждениях составляет 2-3 года. Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена. Программы среднего профессионального образования реализуются в техникумах, колледжах, а также в вузах. Национальная система хозяйствования в настоящее время испытывает колоссальную потребность в специалистах среднего звена, таких как бухгалтеры, экономисты, программисты, правоведы, работники культуры. Экономические издержки на подготовку специалистов среднего звена примерно в 1,5-2,0 раза ниже, чем на подготовку бакалавров по направлению или дипломированных специалистов с высшим образованием.

Факторы, детермини­рующие содержание образования: особенности региональной системы ПО, особенности регионального рынка труда.

Региональная образовательная политика направлена на решение социальных задач данного территориального образования, прежде всего его социально-экономическое развитие, удовлетворение потребностей местных рынков труда, а также запросов населения в сфере получения образовательных услуг. На региональную образовательную политику все большее влияние оказывают проблемы занятости и трудоустройств населения региона, миграции и др. Поэтому при организации образовательного процесса должны учитываться экономические, культурологические, географические факторы и интеллектуальный потенциал региона. Эффективность социального взаимодействия общего и профессионального образования в регионе зависит от многих факторов, таких как принципов управления образованием на региональном уровне, удовлетворения потребностей местных рынков труда, законодательной основы взаимодействия указанных уровней образования,запросов населения в сфере получения образовательных услуг и т.д

Основная профессиональная образовательная программа.

Ссогласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Учебно - программная документация, регламентирующие содержание образования.

РАБОЧАЯ УЧЕБНО-ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - это учебный план для обучения по определенной профессии, разработанной для конкретного учреждения начального профессионального образования, и соответствующие ему учебные программы. Учебно-программная документация (УПД) – это совокупность нормативных документов, определяющих цели, задачи и содержание образования по конкретной специальности. К учебно-программной документации относятся: учебный план специальности; учебные планы специализаций; учебные программы дисциплин. Учебный план специальности – документ, определяющий содержание общеобразовательной, общепрофессиональной и специальной подготовки специалистов конкретной квалификации.

Учебный план. Перечень учебных дисциплин с указанием объема их изучения, в том числе объема аудиторных занятий, с разбивкой по учебным периодам, с указанием видов аттестации и сроков её проведения.

Назначение и структура общепрофессионального цикла.

Общепрофессиональный цикл объединяет дисциплины общеобразовательного компонента и общепрофессионального цикла – это: анатомия, фармакология, латинский язык, основы патологии, информационные технологии, химия, биология, микробиология, здоровый человек и его окружение, основы медицинской генетики, медицинская психология и др. предметы. Изучение этих дисциплин создает прочную основу для освоения клинических дисциплин и подготовки конкурентоспособных специалистов.

Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Рабочая программа – нормативный документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также объем, порядок, содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины, профессионального модуля, учебной и производственной практики. Рабочая программа разрабатывается по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю для всех форм обучения: очная и заочная, для каждой специальности.

Профессиональный модуль: назначение, струк­тура.

Профессиональный модуль - это часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) результатам образования, предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого вида деятельности. В состав модуля входит следующий комплект документации:1. Спецификация модуля.2. План обучения и сценарии занятий.3. Руководство по оценке модуля.4. Памятка по оценке для студента.5.Практические задания. 6.Комплексное практическое задание.7. Контрольная ведомость студента.

Понятие «междисциплинарный учебный курс»: интеграция содержа­ния, структура построения.Междисциплинарные курсы - (далее МДК) учебные дисциплины, содержание которых ориентировано на максимальную адаптивность к требованиям и потребностям учеников. Междисциплинарность курсов определяется взаимосвязью с несколькими науками и предметными областями, максимальной гибкостью содержания, высокой степенью свободы учителя в выборе форм и методов обучения. Содержание МДК определяется познавательными и возрастными особенностями учеников, логикой изложения МДК, научными предпочтениями учителя и требованиями к результатам обучения. МДК чаще всего входят в вариативную часть учебного плана.

Учебная практика: образовательные цели, функ­ции и содержание.

Это составная часть программы высшего образования, одна из форм учебного процесса на первом или втором курсе вуза. Она заключается в практической подготовке будущего специалиста и закрепляет полученные теоретические знания. Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта. Реализация этой цели предусматривает: общее знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления, и законодательных актов, которые регулируют деятельность предприятия; практическое знакомство с вашей специальностью и её особенностями; сбор материалов для написания курсовых работ..

Производственная практика: образовательные цели, функ­ции и содержание.

Производственная практика – неотъемлемая часть учебного процесса в подготовке квалифицированных специалистов. Эту форму учебных занятий студенты вузов и ссузов проходят на предприятиях и в учреждениях, соответствующих их специальности. Задачами производственной практики являются: закрепление и проверка теоретических знаний, приобретенных в университете или в колледже, освоение технологических процессов, приобретение профессиональных навыков, адаптация студентов к реальным производственным условиям. Условия производственной практики максимально приближены к будущей профессиональной деятельности студентов.

Наши рекомендации