Модель профессиональной компетентности будущих инженеров

Понятие профессиональной компетентности специалистов для современной педагогической науки не является новаторским, и имеет определенное развитие в истории педагогики, так как теоретико-методические основы ее формирования в академической среде высшей школы являются неотъемлемой частью системы управления качеством профессиональной подготовки специалистов. Определение этого понятия является необходимым для осуществления процессов диагностики и формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики.

Понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo - совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность» [217, 243]. Толковый словарь русского языка Ушакова Д. Н. трактует компетентность как осведомленность, авторитетность в разных вопросах, слово компетентный означает «способный, соответствующий, обладающий компетенцией, знающий, сведущий в определенной области» [243]. В процессе зарождения интеграционных концепций развития профессиональной компетентности указанное понятие трактовалось либо как сумма знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе обучения, либо как результат интеграции различных аспектов знаний (интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических, политических). В современном научно-теоретическом исследовательском аппарате преобладают интегративные функционально-деятельностные тенденции, указывающие на способность и готовность личности к реализации профессиональной деятельности. «Компетентность – наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности. Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности» [218, С. 10.].

Содержание понятия «профессиональная компетентность будущих инженеров» уточнялось и совершенствовалось следующими учеными. Белоновская И. Д. приводит определение понятия инженерной компетентности, как интегративного личностного качества, сущностью которого является готовность специалиста решать актуальные инженерные задачи, осознавая их социальную значимость и личную ответственность за результаты деятельности, необходимость постоянного совершенствования, благоприятную личностно-профессиональную перспективу [24, С. 98.]. Софьина В. Н. считает, что «профессиональная компетентность специалиста с высшим техническим образованием представляет собой динамично развивающуюся характеристику личности, интегрирующую способности, знания, умения, деловые и личностные качества, проявляющиеся во владении современными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющие осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью» [225, С. 13.].

В современной педагогической литературе разрабатывались различные модели профессиональной компетентности, в которых указывался определенный набор ключевых компетенций, необходимых для успешного осуществления должностных обязанностей и адаптации специалистов к условиям рынка труда. Интегративная структура понятия профессиональной компетентности будущих инженеров современными учеными определяется через взаимосвязь элементарных составляющих – компетенций. Матвеева Т. А. считает, что «профессиональная компетентность – результат подготовки студентов определенного направления подготовки, выраженный в уровне освоения соответствующих универсальных и профессиональных компетенций». Под компетенциями она понимает способность и готовность личности к той или иной деятельности. «Компетенции специалистов являются интегративным качеством, позволяющим осваивать и применять междисциплинарные знания и умения в профессиональной деятельности» [146, С. 6.]. Гладких В. Г. и Попов А. В. считают, что профессиональная компетенция будущих инженеров «представляется в общем виде как способность специалиста мобилизировать в профессиональной деятельности умения, а также обобщенные способы выполнения действий» [40, С. 89.]. Елагина Л. В. рассматривает компетенции как отчужденное, заранее заданное социальное требование (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений) к образовательной подготовке личности, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность она трактует как «актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленном опыте социально-профессиональной жизнедеятельности человека (то есть реальная деятельность в конкретных ситуациях)» [55, С. 28.].

Обобщение научно-педагогического опыта определения и уточнения понятия профессиональной компетентности будущих инженеров на основании различных педагогических подходов можно представить в Таблице 1.1.

Конструирование модели профессиональной компетентности будущих инженеров производилось с учетом запросов государственной политики и производственных отраслей, для которых осуществляется подготовка специалистов.

Таблица 1.1.

Наши рекомендации