Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
Профессионально-прикладная физическая подго-товка (ППФ) представляется, как специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Целью ППФП является достижение психо-физической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.
Задачи ППФП студентов:
· формирование и совершенствование прикладных знаний, умений и навыков;
· воспитание прикладных физических качеств, отвечающих требованиям будущей профессии;
· развитие специальных качеств прикладного характера и психических качеств и свойств личности, требующихся в трудовой деятельности.
Основные методы исследования профессиональной деятельности:
· хронометрия – метод, изучающий временные характеристики рабочих операций;
· хроноциклография – метод, изучающий характер рабочих движений.
· профессиография – психофизиологическое описание профессии.
Основные формы ППФП:
· учебные занятия (обязательные и факультативные);
· самостоятельные занятия;
· физические упражнения в режиме дня;
· массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
Средства ППФП: физические упражнения; естественные факторы природы; гигиенические факторы.
Средства комплексного формирования профес-сионально важных качеств специалистов:
· занятия профилированными видами спорта;
· выполнение специально разработанных комплексов ППФП;
· упражнения на тренажерах;
· преодоление полос препятствий.
Производственная физическая культура (ПФК) – система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса.
Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда работающего.
Основные задачи ПФК:
· подготовить организм человека к включению в трудовой процесс;
· поддерживать высокий уровень работоспособности в течение рабочего дня и обеспечивать восстановление организма после окончания работы;
· профилактика влияния неблагоприятных факторов труда, способствующая повышению устойчивости организма к их воздействию.
Методические особенности ПФК:
· чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;
· чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами производственной физической культуры;
· чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях производственной физической культуры.
Формы производственной гимнастики:
· вводная гимнастика;
· физкультпауза;
· физкультминутки общего или локального воздействия;
· микропаузы активного отдыха.
Вводная гимнастика – это комплекс специально подобранных физических упражнений, систематическое выполнение которого помогает сократить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности.
Профессиональное заболевание – это категория болезней, вызываемых влиянием производственной среды или трудового процесса.
Основные неблагоприятные факторы, характерные для умственного труда:
· ограниченная двигательная активность;
· неудобная рабочая поза;
· повышенная нервно-эмоциональная напряженность;
· монотонность в работе;
· постоянная концентрация внимания.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник для вузов / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2005. – 366 с.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / Л.П. Матвеев.– СПб.: Лань, 2004. – 160 с.
3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.– М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 480 с.
Дополнительная
1. Волков В.Ю. Физическая культура: Учебное пособие. / В.Ю. Волков. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
2. Грязев М.В. Оздоровительные и прикладные аспекты физического воспитания студенческой молодежи: Метод. пособие / М.В. Грязев, А.Н. Лотарев, А.В. Артемов; Тула: изд-во ТулГУ, 2004. – 72 с.
3. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие. / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 382 с.
4. Решетников Н.В. Физическая культура. Учебное пособие / Н.В. Решетников. –М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 152 с.
В.Н. Егоров, Э.М. Попов, Шишкова Ж.А.
тематический глоссарий
Физической культуры студентов
Авторское редактирование
Изд. Лиц. ЛР №020300 от 12.02.97. Подписано в печать
Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 2,5 Уч.-изд. л. 2,0
Тираж 100 экз. Заказ № 378
Тульский государственный университет
300600, г. Тула, просп. Ленина, 92
Отпечатано в издательстве ТулГУ
300600, г. Тула, ул. Болдина, 151