Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Профессионально-прикладная физическая подго-товка (ППФ) представляется, как специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Целью ППФП является достижение психо-физической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Задачи ППФП студентов:

· формирование и совершенствование прикладных знаний, умений и навыков;

· воспитание прикладных физических качеств, отвечающих требованиям будущей профессии;

· развитие специальных качеств прикладного характера и психических качеств и свойств личности, требующихся в трудовой деятельности.

Основные методы исследования профессиональной деятельности:

· хронометрия – метод, изучающий временные характеристики рабочих операций;

· хроноциклография – метод, изучающий характер рабочих движений.

· профессиография – психофизиологическое описание профессии.

Основные формы ППФП:

· учебные занятия (обязательные и факультативные);

· самостоятельные занятия;

· физические упражнения в режиме дня;

· массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Средства ППФП: физические упражнения; естественные факторы природы; гигиенические факторы.

Средства комплексного формирования профес-сионально важных качеств специалистов:

· занятия профилированными видами спорта;

· выполнение специально разработанных комплексов ППФП;

· упражнения на тренажерах;

· преодоление полос препятствий.

Производственная физическая культура (ПФК) – система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса.

Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда работающего.

Основные задачи ПФК:

· подготовить организм человека к включению в трудовой процесс;

· поддерживать высокий уровень работоспособности в течение рабочего дня и обеспечивать восстановление организма после окончания работы;

· профилактика влияния неблагоприятных факторов труда, способствующая повышению устойчивости организма к их воздействию.

Методические особенности ПФК:

· чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

· чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами производственной физической культуры;

· чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях производственной физической культуры.

Формы производственной гимнастики:

· вводная гимнастика;

· физкультпауза;

· физкультминутки общего или локального воздействия;

· микропаузы активного отдыха.

Вводная гимнастика – это комплекс специально подобранных физических упражнений, систематическое выполнение которого помогает сократить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности.

Профессиональное заболевание – это категория болезней, вызываемых влиянием производственной среды или трудового процесса.

Основные неблагоприятные факторы, характерные для умственного труда:

· ограниченная двигательная активность;

· неудобная рабочая поза;

· повышенная нервно-эмоциональная напряженность;

· монотонность в работе;

· постоянная концентрация внимания.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник для вузов / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2005. – 366 с.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / Л.П. Матвеев.– СПб.: Лань, 2004. – 160 с.

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.– М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 480 с.

Дополнительная

1. Волков В.Ю. Физическая культура: Учебное пособие. / В.Ю. Волков. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

2. Грязев М.В. Оздоровительные и прикладные аспекты физического воспитания студенческой молодежи: Метод. пособие / М.В. Грязев, А.Н. Лотарев, А.В. Артемов; Тула: изд-во ТулГУ, 2004. – 72 с.

3. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие. / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 382 с.

4. Решетников Н.В. Физическая культура. Учебное пособие / Н.В. Решетников. –М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 152 с.

В.Н. Егоров, Э.М. Попов, Шишкова Ж.А.

тематический глоссарий

Физической культуры студентов

Авторское редактирование

Изд. Лиц. ЛР №020300 от 12.02.97. Подписано в печать

Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 2,5 Уч.-изд. л. 2,0

Тираж 100 экз. Заказ № 378

Тульский государственный университет

300600, г. Тула, просп. Ленина, 92

Отпечатано в издательстве ТулГУ

300600, г. Тула, ул. Болдина, 151

Наши рекомендации