Главсевморпути при совнаркоме ссср
Москва, 16 февраля 1938 года
16 февраля 1938
Дорогие товарищи.
Спасибо за внимание, за добрые пожелания и за теплые слова, которыми Вы оцениваете мое служение советскому театру1. Очень хочу быть достойным их. Жалею, что состояние здоровья не позволяет мне увидеть ваш театр, обслуживающий весь необъятный север, где до революции не было ничего, кроме непроходимых болот и снегов.
Желаю, чтобы число таких театров росло и чтобы каждый из них был достоин нашей великой социалистической родины.
Народный артист Союза ССР
К. Станиславский
Орловскому областному колхозному театру
Москва, 16 февраля 1938 года
16 февраля 1938
Дорогие товарищи.
Меня глубоко тронуло теплое приветствие вашего коллектива. Я счастлив, что дожил до такого времени, когда театр проник во все уголки нашей родины, когда колхозы имеют свои театры и любят искусство.
Прошу принять мою искреннюю благодарность и горячий привет.
Народный артист Союза ССР
К. С. Станиславский
Вл. И. Немировичу-Данченко
27 февраля 1938
Москва
Милый и дорогой Владимир Иванович.
В последние годы между нами было много недоразумений, запутавших наши добрые отношения.
Постигшее Вас тягчайшее горе возвращает мои мысли к прошлому, тесно связанному с дорогой покойницей. Думая о ней, я думаю и о наших прежних, хороших отношениях. Под впечатлением этих воспоминаний мне хочется писать Вам. О чем?..
Я не посмею утешать Вас в неутешном горе; у меня нет специальных дел, о которых надо писать...
В эту тяжелую минуту мне хочется и надо сказать Вам несколько искренних и простых слов -- так, как я их говорил в прежнее время. Мне чувствуется, что это будет приятно милой Екатерине Николаевне.
Мне хочется по-дружески сказать Вам, что я искренно и глубоко страдаю за Вас и ищу средства помочь Вам.
Может быть, мой дружеский, сердечный порыв придаст Вам сил, хотя бы в самой малой степени, для перенесения посланного Вам тяжелого испытания.
Искренно преданный и любящий Вас
К. Станиславский
1938--27--II
А. В. Богдановичу
4--IV--38
4 апреля 1938
Москва
Дорогой и искренно любимый Александр Владимирович!
В день юбилея Вашей тридцатипятилетней артистической и общественной деятельности хочется от всей души приветствовать, поздравить Вас и вспомнить прошлое.
С первых дней Вашего вступления на сцену я знаю Вас и люблю как прекрасного певца и культурного артиста.
Но познакомился и сблизился я с Вами лишь в первые годы революции, при создании Оперной студии при ГАБТ.
Это было трудное время, когда нормальная жизнь еще не успела вполне наладиться, благодаря чему возникали трудности, с которыми приходилось бороться.
Благодаря энергии артистов, Ваших товарищей, Вашей инициативе, вере в новое дело -- студия была основана.
Через несколько лет, во время которых удалось коллективу достигнуть каких-то результатов, я должен был вместе с труппой МХАТ на два года уехать в Америку.
В это время благодаря заботам нашего правительства, руководителей студии, участников, деятелей ее и Вашей охране молодого дела -- оно не только не закрылось, а расширилось. Спектакли были перенесены на большие сцены Москвы и Ленинграда, где студия завоевала себе успех 1.
После, когда Студия Большого театра переменила свое название и превратилась в Оперный театр, Ваша плодотворная работа в нем не прекратилась. Она продолжалась, вместе с дорогой и всеми нами любимой Маргаритой Георгиевной, которая оказалась такой же энтузиасткой молодого дела, как и Вы.
Спасибо Вам за эту незабываемую помощь. Ее я особенно остро чувствую сегодня. Тем крепче хочется обнять Вас, расцеловать и еще раз от всего сердца поздравить 2.
Шлю мой дружеский привет и поздравление дорогой Маргарите Георгиевне.
Искренно любящий
К. Станиславский
Л. Я. Гуревич
Москва, 10 апреля 1938 года
10 апреля 1938
Дорогая Любовь Яковлевна.
Приношу Вам глубокую, сердечную благодарность за Ваше любезное согласие взять на себя общее редактирование моих литературных и научных трудов, издание которых предусмотрено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24-го января 1938 г.
В связи с этим прошу Вас принять на себя труд по просмотру и отбору из передаваемых мною Вам материалов всего того, что Вы найдете нужным и интересным.
Народный артист Союза ССР
К. С. Станиславский
Н. У. Родионовой-Авранек
26 мая 1938
Москва
Глубокоуважаемая Наталья Ульриховна.
Большое Вам спасибо за памятку о дорогом Ульрихе Осиповиче, которую Вы передали в Музей нашего театра 1. Благодарная память об Ульрихе Осиповиче живет в нашем коллективе, и все вспоминают о нем с чувством глубокой любви и признательности. Меня всегда искренно трогало его замечательное отношение к делу и та чуткость, с которой он, общепризнанный, большой мастер, неизменно относился к интересам нашей молодежи.
Наш Музей еще совсем молодое начинание, и внимание и доверие к нему, которое в данном случае Вы оказали, принеся свой дар, служат ему большой моральной поддержкой.
Еще раз позвольте Вас поблагодарить.
Народный артист СССР
К. Станиславский
Б. Н. Ливанову
26 мая 1938
Москва
Милый, дорогой Борис Николаевич!
Я давно собираюсь написать Вам это письмо, во-первых, для того чтобы развлечь Вас, а во-вторых, чтобы поддержать Ваше терпение, от которого зависит Ваше выздоровление и дальнейшая жизнь, не только человека, но и артиста 1.
Мои добрые намерения совпали со многими злыми препятствиями: во-первых, я, не став еще настоящим писателем, подающим надежды, получил уже профессиональную писательскую болезнь -- болезнь руки, лишающую меня возможности владеть пером. Приходится утруждать других и диктовать письмо, что я сейчас и делаю, но когда ко мне приходит вдохновение, то нет поблизости того, кто любезно хочет помочь писанием, а когда это лицо свободно, то я бываю занят. Теперь у меня особенно много работы, так как в школе-студии проходят годовые зачеты и экзамены. Просмотр их меня очень утомляет, тем не менее зачеты по актерскому мастерству прошли хорошо: "Три сестры", "Вишневый сад", "Дети Ванюшина" и опера "Виндзорские проказницы". Остается просмотреть сцены из "Гамлета", сцены из "Ромео и Джульетты", всю оперу "Чио-Чио-Сан" в нескольких составах, оперу "Иоланта" и много этюдов. Так утомишься за день, что к вечеру раскиснешь и не можешь заставить себя взяться за перо.
При всей этой большой для меня работе мое здоровье далеко не блистательно. Все это время я чувствую себя неважно и очень утомляюсь. Новой, хотя и приятной для меня нагрузкой является выпуск моей книги, по этому делу издательство то и дело меня подгоняет2. Думаю, надеюсь, что Ваши дела идут хорошо, что здоровье Ваше восстанавливается всем нам на радость. Если любите искусство и театр, то берегите себя.
Обнимаю. Любящий Вас
К. Станиславский
26 --V --38
Б. И. Вершилову
Телеграмма
31 мая 1938
Москва
Слухи ложны, работайте спокойно1. Прошу труппу следить за репутацией театра. Всем привет, обнимаю.
Станиславский
М. П. Лилиной
Телеграмма
3 июня 1938
Москва
Здоров, осторожен. Был Фромгольд, остался доволен 1. Прекрасно показали "Чио-Чио-Сан"2. Письмо послано с Андровской. Обнимаю.
Костя
Л. М. Леонидову
Телеграмма
3 июня 1938
Москва
Поздравляю Вас, старый друг и любимый артист, в день Вашего 65-летия. С восхищением вспоминаю пройденный Вами артистический путь, радуюсь блестящему началу Вашей режиссерской и педагогической деятельности. Крепко обнимаю.
Станиславский
К. А. Треневу
Телеграмма
17 июня 1938
Москва
Сердечно приветствую дорогого Константина Андреевича, достойного продолжателя великих реалистических традиций русского искусства, и поздравляю с сорокалетием литературной деятельности и с высокой наградой правительства.
Станиславский
М. П. Лилиной
Телеграмма
21 июня 1938
Москва
Здоровье хорошо. От всех показов отказался, будь спокойна, не торопись возвращаться, отдыхай. Обнимаю.
Костя