Положение о ГАФ СССР и ГАУ при СМ СССР от 4 апреля 1980 г. Попытка создания Закона об архивах.

В апреле 1980 г.Совет Министров СССР принял постановление «Об утверждении Положения о Государственном архивном фонде СССР и Положения о Главном архивном управлении при СМ СССР». Авторами-разработчиками этих документов были А.В. Елпатьевский и Б.Н. Богатов.

Этот Положение отличало несколько принципиально новых моментов. Прежде всего, в кратком введении к Положению о ГАФ СССР, которого не было в предыдущих положениях, говорилось, что документальные памятники, входящие в состав ГАФ, являются достоянием всего народа. Цель создания ГАФ СССР – централизованный учет, хранение и использование документов.

В этом правительственном акте содержался ряд новых моментов, уже вошедших, как правило, в практику, но еще законодательно не закрепленных. В частности речь шла:

- О создании СФ на особо ценные документы, как в государственных, так и в ведомственных архивах;

- О привлечении к ответственности лиц, виновных в хищении, сокрытии, порче, бесхозяйственном хранении, незаконном уничтожении и купле-продаже документов;

- О расширении состава ГАФ за счет машинографических документов;

- Об изменении сроков ведомственного хранения документов и т.д.

К Положению о ГАФ СССР также содержалось два приложения.

Вприложении № 1 закреплялась сеть центральных государственных архивов СССР, находившихся в непосредственном ведении Главархива СССР.

В приложении № 2 давался перечень отраслевых государственных фондов, министерств, ведомств СССР и организаций, осуществляющих государственное хранение документов ГАФ СССР. К ним были отнесены: объединение «Всесоюзный геологический фонд», Государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, Центральный картографо-геодезический фонд Главного управления геодезии и картографии при СМ СССР, Всесоюзный государственный фонд кинофильмов Государственного комитета СССР по кинематографии, Министерство иностранных дел СССР и т.д.

В этом же документе было закреплено понятие Государственной архивной службы (ГАС). То есть, практическая деятельность Государственной архивной службы получила правовое закрепление:

· Главархиву СССР предоставлялись полномочия осуществлять контроль за состоянием и использованием всех документальных памятников (кроме печатных) независимо от места их хранения и принадлежности (включая собственность граждан);

· Все ценные документы подлежали обязательному государственному учету;

· Собирание документов на территории страны могло проводиться только с разрешения учреждений ГАС СССР.

· Расширялся круг министерств, ведомств и организаций, имевших право государственного хранения документов.

Уже к 1976 г. ГАС СССР имела установившуюся структуру:

1.Органы управления архивным делом.

Возглавляло ГАС Главное архивное управление при СМ СССР, в ведении которого находился весь ГАФ СССР. В союзных республиках руководство архивным делом осуществляли главные архивные управления при СМ союзных республик. В автономных республиках – архивные управления при СМ этих республик. В краях, областях, городах республиканского подчинения (Москве и Ленинграде) архивным делом руководили архивные отделы соответствующих исполкомов Советов народных депутатов.

3. Государственные архивы.

Разделялись на две группы – государственные архивы с постоянным составом документов и государственные архивы с переменным составом документов.

Архивы постоянного хранения подразделялись на несколько категорий:

· ЦГА СССР (12);

· ЦГА союзных республик и их филиалы;

· ЦГА автономных республик;

· Государственные архивы краев, областей и их филиалы, ряда городов республиканского подчинения (Москвы и Ленинграда, Киева, Ташкента).

Государственные архивы с переменным составом документов – райгоргосархивы (РГГА) создавались в районах, республиках, краях, областях, а также в ряде крупных городов, имевших развитую промышленность.

3. Научные учреждения (ВНИИДАД, ВНИЦТД).

ВНИИДАД (Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела) и ВНИЦТД (Всесоюзный научно-исследовательский центр технической документации)осуществляли разработку теоретических проблем и методических пособий по вопросам архивоведения и делопроизводства, а также вспомогательные центральные лаборатории по микрофильмированию и реставрации документов в Москве и Ленинграде.

Основные задачи и функции ГАС:

- комплектование ГАФ СССР;

- обеспечение сохранности документов;

- организация их использования.

Сразу после выхода в свет этих документов в руководстве Главархива было принято решение повысить статус «Положения о ГАФ» до уровня закона. Архивисты страны сознавали абсурдность положения, при котором СССР, кичащийся своим первородством в деле централизации архивного дела, оставался одним из немногих государств, в которых отсутствовал закон об архивах.

В 1983 г. уже Ф.И. Долгих был признан неблагонадежным – его смени Ф.М. Ваганов, твердый защитник принципа партийности и классовости в архивном деле – именно Ваганов станет последним советским руководителем архивного главка.

Ваганов с интересом отнесся к новой идее архивистов – в ее осуществлении он видел возможность повышения собственного авторитета и престижа своего ведомства в коридорах власти. Не исключено, что им руководили и соображения о необходимости усиления внимания со стороны властей и к архивному делу в целом. Тем более, что в условиях начавшейся перестройки следовало позаботиться об упрочении ведомственного положения Главархива в нестабильной иерархической структуре правительственных учреждений. Как бы то ни было, от идеи разработки всеобъемлющего закона об архивном деле его авторами пришлось отказаться на первом же этапе. Главархиву было рекомендовано ограничиться законом о Государственном архивном фонде. Вопрос об узаконении статуса архивного главка оставался открытым. Это было первым тревожным сигналом. Проект нового закона о ГАФ, разработанный в основном членами коллегии главка А.В. Елпатьевским, А.С. Прокопенко, В.В. Цаплиным, а также некоторыми другими представителями «либерального» крыла Главархива в конце 1988 г. вновь был представлен на рассмотрение в Совет Министров СССР. Затем еще год продолжалась работа по учету замечаний, поступивших из республиканских министерств и местных архивных ведомств. В это время даже само название закона претерпело важное изменение – в аппарате Совета Министров было предложено изъять определение «государственный» в понятии ГАФ, и к лету 1989 г. проект получил наименование «Закон об архивном фонде СССР». В этом проявилось стремление учесть отношение к различным формам собственности, которое было зафиксировано в общегражданским законодательством.

Ваганов был настолько доволен, что считал уже дело решенным. Однако в декабре 1989 г. правительство отказалось утвердить проект и предложило возобновить его рассмотрение.

Вопрос оказался сложнее, чем представляли себе руководители Главархива. Дело в том, что к середине 1980-х годов управление архивами перестало быть «келейным» делом партии и правительства. Пришло время, когда в архивное дело начинает активно вмешиваться профессиональная общественность, которой перестройка даровала гласность и свободу слова.

Достаточно упомянуть, что группировавшиеся вокруг МГИАИ историки и архивисты выступили с целой серией публикаций, направленных на коренной пересмотр официальной идеологии архивного дела, сложившейся за десятилетия тоталитарной системы управления им.

Дело дошло до того, что основополагающий тезис Ваганова («ответы на важнейшие вопросы истории нашей партии уже были научно обоснованы и поэтому нет необходимости переписывать историю») был буквально освистан даже на дискуссии в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Его статьи «Не идеализировать, но и не драматизировать», «Жизненность ленинских принципов архивного строительства» и т.п. воспринимались как свидетельство закостенелого консерватизма. В дискуссию по архивным вопросам включились самые популярные журналы – «Крокодил» и «Огонёк», - посвятившие положению в архивном деле публикации под симптоматичными названиями «Архивы вне закона» и «Украденная история».

Даже в самом Главархиве против руководящей линии Ваганова открыто выступали ведущие сотрудники аппарата.

На Всесоюзной юбилейной научно-практической конференции «Ленинские принципы социалистического архивного строительства – основа перестройки и совершенствования архивного дела» атмосферу заседания буквально взорвал директор Центрального государственного архива Народного хозяйства В.В. Цаплин. Он едва ли не первым из авторитетных теоретиков и практиков архивного дела поставил перед представительной аудиторией целый ряд вопросов, суть которых сводилась к необходимости пересмотра оценок переломных моментов в истории архивного строительства годы сталинских репрессий. Он изложил собственную программу демократизации управления архивным делом, призвав прежде всего упразднить «силовой, чисто административный орган и заменить его общественным «Архивным советом». Главархиву отводилась роль его «исполнительного органа…».

Требования объективно разобраться, наконец, в существе тех самых основополагающих «ленинских» принципов, которые столько десятилетий были ограждены от анализа идеологическими запретами, стали раздаваться все громче и настойчивее. Одновременно на повестку дня выдвигались вопросы о роли самого архивного управления в «закрепощении» архивов, в создании «архивного ГУЛАГа». И наконец, ставилась под сомнение его способность возглавить и направить работу по кардинальной реформе архивного дела, необходимость которой осознавалось всей научной общественностью.

Именно в такой кризисной, накаленной обстановке, когда речь шла о выживании Главархива (хотя это было делом отнюдь не первостепенной важности для сторонников радикальной реформы отечественного архивного дела), проект нового закона об Архивном фонде СССР был отправлен аппаратчиками на очередную «доработку». Тщетно Главархив пытался спасти положение. Были попытки публикации проекта в ведомственном журнале «Советские архивы». Однако работники аппарата Верховного Совета СССР настоятельно рекомендовали не делать этого, справедливо усматривая в такой попытке стремление архивистов оказать давление на общественное мнение.

Дело здесь вовсе не в том, что правительство не желало принимать закон об Архивах. Скорее дело заключалось в нежелании правительства демонстрировать свою поддержку явно устаревшей, отставшей от жизни и хода событий организации в лице Главархива во главе с Вагановым – тем более, Что в МГИАИ шел процесс разработки альтернативного закона об отечественном архивном деле (Б.С. Илизаров, А.Б. Каменский, Э.И. Хан-Пир и пр.).

Кризис будет разрешен только после распада СССР – когда рухнет вся союзно-республиканская архивная структура вместе с Главархивом. Архивное законодательство и строительство архивов в целом будет разрабатываться на принципиально новых основах.

Главархив СССР будет ликвидирован в конце 1990 г. как общесоюзное отраслевое ведомство. Все его функции были переданы центральным архивным органам союзных республик, ставших самостоятельными независимыми государствами.

Архивные и научные учреждения, которыми Главархив руководил непосредственно (ЦГА СССР, ВНИИДАД, НИЦТД и пр.) были переданы Государственному комитету по делам архивов при СМ РСФСР (Госкомархив РСФСР), преобразованному из Главного архивного управления при СМ РСФСР.

Так, в конце 1980-х гг. рушиться система «архивного ГУЛАГа», система тоталитарной централизации архивного дела. Перед отечественными архивистами встают новые задачи, но основная цель их деятельности сводиться к одному – разработке и проведению в России архивной реформы.

Наши рекомендации