Геополитическая ситуация и внешняя политика СССР в 80-е годы. Политические и экономические причины распада СССР. Россия после распада СССР

С приходом к власти нового вождя, М.С.Горбачева, с середины 80-х годов стало модным говорить, что при Брежневе наступили годы застоя. Экономика, конечно, буксовала со второй половины 70-х годов. Сельское же хозяйство, на мой взгляд, все-таки развивалось, но оно нуждалось в умной реформе, которая бы укрепила, а не разрушила его потенциал. Советское общество крайне нуждалось в развитии идеологии демократического социализма, теории создания стабильного гражданского общества. Эту работу ни Брежнев, ни Андропов, ни Черненко по разным причинам так и не начали.

При Брежневе и Устинове Советская Армия была надежным щитом безопасности страны. С СССР и его союзниками считались все наши соперники и противники, включая США и НАТО.

Геополитическое, особенно географическое, положение Советского Союза в те времена совпадало с тем, каким оно было в царской России, в целом конечно. Территориальные потери Советской России были связаны с предоставлением Лениным независимости Польше и Финляндии, а также трем провинциям в Прибалтике. Из Второй мировой войны Советский Союз вышел с укрепившимся геополитическим пространством. Так, в его состав на признанной международной правовой основе вошла территория бывшей Пруссии, рассадника милитаризма в Европе на протяжении многих десятилетий. К западу от советских границ появился массив контролировавшихся Москвой восточноевропейских государств, за исключением Югославии.

В 1949 году СССР приобрел сильного союзника в Азии - Китай. В этом же году в Западной Европе было создано НАТО. В ответ в 1955 году сплачивается Варшавский блок, и на мировой арене возникают две системы: страны капитализма и страны социализма.

В международных отношениях сила использовалась всегда. И будет использоваться. Германия, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Турция, Израиль, Аргентина, а в последнее десятилетие особенно часто США, неоднократно прибегали к использованию военной силы и даже ядерного оружия. Конечно, ни одно правительство не хочет выглядеть агрессором. Для этого используются многочисленные юридические и пропагандистские приемы, особенно двойного стандарта, для оправдания действий по сохранению и расширению зон влияния на соперников и противников.

При Брежневе 7 октября 1977 года принимается последняя Советская Конституция. В 50-е годы в мире появилось ядерное оружие, и Советский Союз вместе с США стал его обладателем.

До 1985 года руководители советской внешней политики достаточно эффективно удерживали и как бы расширяли геополитическое пространство государства. В военном отношении Советский Союз прочно, стоял в центре Европы. Его южные границы были хорошо защищены. Это обеспечивалось достаточно сильной экономикой.

Причины распада СССР:

• центробежные националистические тенденции, проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

• авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, идеологическая, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции);

• растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

• диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления,

• кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества.

• ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

• неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);

• снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;

• моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

• Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

Россия после распада СССР:

После распада СССР Российская Федерация (РФ) объявляет себя его правопреемницей. Российское руководство заявило о сохранении курса на демократические преобразования и создание правового государства. В условиях нестабильной политической власти радикалы-реформаторы стремились создать в кратчайшие сроки слой собственников, который смог бы стать прочной опорой новой власти. Это отражает одну из главных задач экономических преобразований начала 1990-х гг.

В октябре 1991 г. V Съезд народных депутатов согласился с предложенным Президентом проектом радикальной экономической реформы, которая включала: либерализацию цен (освобождение их от государственного контроля), ускоренную приватизацию (разгосударствление) промышленности, введение частной собственности на землю, реформирование банковской системы. Либерализация цен усилила социальную дифференциацию населения.

После подавления сопротивления оппозиции и разгона Верховного Совета 26 октября 1993 г. Указом Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращалась деятельность местных советов, а их функции перешли к главам местной администрации. 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Государственную Думу. Одновременно с ними был проведен референдум по принятию новой Конституции. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Советская власть, просуществовавшая в нашей стране 76 лет, была ликвидирована.

11. Геополитическое положение Российской Федерации на современном этапе: особенности, проблемы, динамика развития

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств.

С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.

Со второй половины 1980-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.

Основные магистрали России - Южсиб и Транссиб - проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.

Новые геополитические реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям.

Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к "допетровским временам". Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия.

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была "незападной".

Задача, которую Россия сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.

Наши рекомендации