Виды изобразительной деятельности и их значение в умственном, нравственном, эстетическом, физическом развитии школьников. (Рисование, лепка, аппликация, конструирование).
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ИЗО Ректор ФГБОУ ВПО «НИСПТР»
к.п.н., доцент __________Ф.З. Мустафина
___________ С.Р. Гильмутдинова «____»_________2012
«___»____________2012.
Вопросы к государственному экзамену
(специальность 050602.65 «изобразительное искусство»)
История методов обучения изобразительному искусству
Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте.
Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции (Эфесская, Сикионская, Фиванская школы).
Методы обучения изобразительному искусству в Древнем Риме.
Рисование в Средние века. Искусство и религия.
Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования (Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, А.Дюрер, Микеланджело. Метод обрубовки. Метод завесы).
Академическая система художественного образования в XVI - XII веках (Педагогические идеи Я.А. Коменского, Д.Локка, Ж.Ж. Руссо, Гете).
Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И.Г. Песталоцци (И. Шмидт, П. Шмидт, братья Дюпюи).
Рисование в России XVIII века. (Прейслер, Г.А. Гиппиус).
9. Художественное образование в XIX веке. Рисовальные школы. «Курс рисования» и наглядные пособия А.П. Сапожникова.
Педагогические взгляды П.П. Чистякова.
Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России XVIII -XIX веков (Императорская Академия художеств).
12. Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века (Биогенетическая концепция изобразительного творчества детей и теория свободного воспитания. К.Риччи, Лампрехт, Г.Кершенштейнер).
Советский период художественного образования. Художественное образование в первое десятилетие советской власти. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе 20-х - 30-х годов (Формалистические и реалистические направления художественной жизни. Российская Академия наук. Становление системы высшего графического образования. Педагогическая система Д.Н. Кардовского).
14. Становление системы высшего художественно-графического образования. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до 60-х годов XX века (Научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности детей – Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, В.С. Кузин).
Российская школа и художественная педагогика с 60-х г.г. до настоящего времени (Е.И. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, В.С. Щербаков, Б.М. Неменский, М.Н. Сокольникова, Ю.А.Полуянов, Б.П.Юсов).
Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.
Теория методики обучения изобразительному искусству в школе
Методика как наука. Методы и приемы обучения изобразительному искусству в средней общеобразовательной школе.
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.
Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях (Анализ программ по изобразительному искусству, утвержденные и рекомендованные Министерством образования и науки (Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский, М.Н. Сокольникова, Ю.А.Полуянов, Б.П.Юсов).
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе (Раскрыть сущность принципов активности и сознательности, принципа доступности и прочности, принципов воспитывающего обучения, принципа научности, принципа систематичности и последовательности в обучении изобразительному искусству).
21. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. Наглядные пособия на уроках изобразительного искусства. Виды наглядных пособий. Требования к наглядным пособиям
Урок как основная форма организации учебного процесса по изобразительному искусству в школе. Типы уроков. Структура урока ИЗО. Учебно-воспитательные задачи урока. Современные требования к подготовке и проведению уроков изобразительного искусства
Виды изобразительной деятельности и их значение в умственном, нравственном, эстетическом, физическом развитии школьников. (Рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.