Конструирование, лепка, рисование, аппликация

В течение всего года необходимо учить детей понимать, что постройка, лепная поделка, рисунок, аппликация — это изображения, отображающие свойства реальных предметов. Учить детей видеть предмет и его свойства в изображении, называть их словами. Вызывать у детей интерес к конструированию, лепке, рисованию, аппликации. Учить обыгрывать лепные поделки, постройки; радоваться яркому, красивому сочетанию цветов, чередованию форм и цветов, красивым предметам (народным игрушкам, поделкам) и изображениям. Учить детей строить, лепить, рисовать, наклеивать по подражанию действиям воспитателя, по образцу, по словесной инструкции. Подводить детей к самостоятельному предметному изображению, учить ассоциировать случайно получившиеся пересечения линий, замкнутые кривые с реальными предметами. Учить лепить, рисовать предметы простой формы с натуры. Вырабатывать у детей необходимые для всех видов деятельности умения и навыки.

Конструирование.Дети должны уметь правильно пользоваться строительным материалом: ставить бруски и кирпичики на большую и меньшую плоскость, класть их, делать простейшие перекрытия, добиваясь устойчивости конструкции; размещать элементы «Строителя» по горизонтали (дорожка, забор) и по вертикали (дом). В пределах построек использовать строительный материал разной формы с учетом устойчивости и величины.

Лепка.Знать свойства глины: мягкая, можно мять, рвать на куски, соединять куски, можно лепить. Засучивать рукава перед лепкой, лепить на дощечке (глина мажется), не разбрасывать глину; раскатывать ком глины между ладонями круговыми движениями, в длину; расплющивать шарообразный ком глины между ладонями; соединять части, плотно прижимая их друг к другу.

Рисование.Правильно сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой, правильно держать карандаш (фломастер), кисточку. Сопровождать взглядом движения руки с карандашом, кистью; следить за тем, чтобы при рисовании карандаш оставлял на бумаге четкие, заметные линии, и в то же время не слишком нажимать на карандаш, не мять, не рвать бумагу. Проводить прямые и округлые линии, замыкать их. Аккуратно набирать краску на кисть, вести кистью по бумаге без лишнего нажима, не лохматя ворс, делать мазки (примакивать).

Аппликация.Выкладывать и наклеивать элементы изображения цветной стороной вверх, намазывать клеем тыльную сторону, аккуратно набирать клей на кисть. Намазывать бумагу клеем да клеенке, пользоваться тряпочкой.

/ квартал

Конструирование.Постройка воспитателем на глазах у детей дома, ворот, мебели для кукол, большого и маленького дома. Обыгрывание. Постройка детьми по подражанию действиям воспитателя тех же предметов, по образцу, заранее заготовленному воспитателем, ворот и дома. Обыгрывание.

Лепка.Лепка воспитателем с натуры на глазах у детей шара, мишки, неваляшки, куклы, чашки и др. Обыгрывание. Знакомство с глиной, ее названием и свойствами. Действия по подражанию воспитателю: мять, рвать глину на части, соединять их.

Рисование.Рисование воспитателем на глазах у детей с натуры кубика, кирпичика, неваляшки, мяча, куклы, красного и синего шара; рисование лепных поделок и построек, сделанных воспитателем: дома, ворот, большого и маленького дома, куклы, неваляшки. Подкладывание детьми каждого рисунка воспитателя к предмету-натуре при выборе из 2 («такой», «не такой»). Рисование воспитателем красками на большом листе бумаги букета осенних листьев («красиво»). Рисование по подражанию действиям воспитателя «снега», «дождика», «огоньков» (примакивание). Рассматривание народных лепных поделок (конь, баран, барыня) —дымковских, гуцульских, рассматривание картины с изображением зимнего пейзажа.

Аппликация.Вырезывание и наклеивание воспитателем на глазах у детей неваляшки, дома, ворот с накладыванием аппликации к предмету. Знакомство с правилами пользования клеем, кисточкой, клеенкой, тряпочкой. Наклеивание воспитателем с помощью детей одежды на готовый контур куклы. Наклеивание мяча па-подражанию действиям воспитателя.

// квартал

Конструирование.Постройка дома с воротами детьми по подражанию действиям воспитателя, дома с дорожкой, мебели для кукол (стол, стул, кровать). Постройка тех же предметов по образцам, заранее заготовленным воспитателем. Обыгрывание.

Лепка.Лепка воспитателем на глазах у детей снежной бабы, конфет-шариков, конфет-палочек для кукол. Лепка детьми без задания. Лепка конфет-шариков и конфет-палочек для кукол па подражанию действиям воспитателя.

Рисование.Рисование воспитателем на доске сюжетных рисунков из жизни группы с одновременным рассказыванием; рисование вертикальных, горизонтальных, спиралевидных дорожек, по которым дети водят мишку, зайку, куклу; рисование с натуры куклы, мишки, зайки. Подкладывание детьми рисунков к предметам. Рисование детьми без задания красками, карандашами, фломастерами. Ассоциирование рисунков с предметами с помощью выбора из картинок (шар, мяч, дорожка, клубок, дом и т. д.). Рисование красками, фломастерами дорожки к дому, лент, забора, клубка по подражанию, по образцу, лент с натуры. Раскрашивание детьми конфет-шариков и конфет-палочек. Рисование панно «Зима» с участием детей. Рассматривание с детьми народных поделок, игрушек (семеновская и дымковская, городецкая игрушки). Подготовка выставки детских работ (с участием детей).

Аппликация.Наклеивание воспитателем с участием детей панно «Елка». Наклеивание детьми по подражанию действиям воспитателя дома из 2 частей, воздушных шаров, неваляшки. Раскладывание на полоске бумаги кругов и квадратов с чередованием (по подражанию действиям воспитателя) без наклеивания, с наклеиванием (4 элемента).

/// квартал

Конструирование.Постройка детьми дома, дома с дорожкой, кровати для куклы по словесной инструкции, данной в письменной (на табличках) и устной форме.

Лепка.Лепка детьми шара с натуры. Лепка детьми по образцу конфет-шариков, конфет-палочек по словесной инструкции. Обыгрывание.

Рисование.Рисование воспитателем с участием детей панно «Весна». Рисование детьми салюта по образцу, по представлению (по словесной инструкции). Рисование с натуры шара,

пирамиды из двух шаров, шара и пирамиды по представлению. Подготовка итоговой выставки детских работ.

Аппликация.Наклеивание детьми шаров и флажков по подражанию; чередование кругов и треугольников на полоске бумаги.

К концу года дети должны:

понимать, что лепная поделка, рисунок, аппликация, конструкция— изображения реальных предметов;

опознавать предмет в лепке, рисунке, аппликации, конструкции;

выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, подкладывая предмет к их изображениям или осуществляя выбор по образцу;

проявлять положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности, дорожить результатами своей работы; обыгрывать постройки, лепные поделки;

выражать чувство радости при виде красивых игрушек и их изображений;

уметь лепить, рисовать, наклеивать, строить указанные в программе модели по подражанию действиям взрослого, по образцу я словесной инструкции;

строить по подражанию действиям воспитателя незнакомые конструкции из 3—4 элементов;

ассоциировать свои каракули с предметами (подбирать картинки);

владеть предусмотренными программой умениями и навыками.

Речевой материал: круглый, квадратный, овальный; такой, не такой; белый, черный, оранжевый, голубой; клей, кубики, кирпичик, положи(те), посмотри(те); названия всех изображаемых предметов.

Покажи такой (большой, красный, круглый и т. п.). Построй дом (дом и дорогу). Лепи круглые конфеты, рисуй красные ленты, рисуй пирамиду. Я слепил (нарисовал) шар (дом...). Какого цвета? Какой формы? Какой величины? Большой красный шар внизу, маленький красный шар наверху. Засучите рукава. Какой: большой или маленький? Красный или зеленый?

III год обучения

В течение года проводить с детьми:

дидактические игры, необходимые для совершенствования, изобразительной и конструктивной деятельности детей. Развивать восприятие, моторику, зрительно-двигательную координацию; учить детей запоминать предметы, их признаки и свойства, слова, их обозначающие, т.е. формировать представления;

Игры, направленные на развитие зрительного внимания;на выделение и восприятие целостных предметов в различных связях и отношениях; на создание положительного эмоционального отношения к ним; на запоминание предметов, ситуаций, их словесных обозначений: «Что это?» (разрезные картинки из 3—5 частей), «Лото-вкладки», «Кукольный театр», «Три медведя», «Колобок», «Нарядим елку»;

Игры, направленные на восприятие свойств предметов, формирование образов восприятия и представлений:«Найти свой дом», «Найти свою пару», «Чудесный мешочек» (выбор по образцу, данному только на ощупь; по рисунку-образцу; по словесной инструкции из 4—б предметов); «Брось шар (брусок, яйцо и др.)», «Какого цвета нет?», «Найди красное (синее, голубое и т. п.)», «Раздай куклам флажки», «Три медведя», матрешка 6—9-составнаяг пирамида из 6—9 колец; «Кто скорее?» (группировка по форме, по цвету, по величине); «Лото с отсрочкой» (запоминание изображений при выборе из 6—7, слов-названий и словосочетаний при выборе из 4—6, отсрочка 15—20 сек); «Столкни мяч», «Достань игрушку», «Кто скорее свернет ленту?»;

Игры, направленные на восприятие пространственных отношений:«Внизу — наверху», «Встаньте рядом», «Поставим рядом», «Вертушка». В процессе дидактических игр детям для восприятия даются шар, куб, брусок, кирпичик, яйцо, треугольная призма и соответствующие плоскостные формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник); основные цвета, а также голубой, оранжевый, коричневый; предметы разной величины — высокие и низкие, длинные и короткие, большие и маленькие; пространственные отношения: внизу — наверху (на — под), рядом, около. Детей учат пользоваться при сопоставлении предметов по форме, величине, цвету зрительным соотнесением. При затруднении следует возвращаться к пробам, прикладыванию, накладыванию.

Наши рекомендации