Продуктивные виды деятельности — рисование, лепка, аппликация

В ходе рисования (лепки, аппликации) можно создать особую ситу­ацию речевого общения (см. выше описание «сюжетного рисования (лепки, аппликации)»). При этом главной задачей занятия являет­ся не только обучение навыкам рисования (лепки, аппликации), но и развитие речи и общения. На таких занятиях обязательно ис­пользуется простой сюжет.

Приведем пример. Взрослый кладет на стол резиновую птичку, лист картона и пластилин, предлагает ребенку поиграть: «Давай поиграем! Пришла к нам в гости... Кто пришел? Правильно, курица. Говорит курочка: "ко-ко-ко!" —Давай покормим курочку». Взрос­лый показывает, как нужно отщипывать небольшие кусочки плас­тилина и класть их на картон — это крошки. Все действия ком­ментируются: «Это у нас хлеб. На, курочка, хлеб! Не ест... Как ты Думаешь, почему? Правильно, хлеб большой, курочка подавится. Давай дадим курочке крошки — вот так. Какие крошки? Правиль­но, маленькие. Сколько крошек? Да, много крошек!». И т.д.

Игры, а также различные занятия и спонтанно возникающие ситуации, направленные на развитие делового общения, вначале

предполагают двух партнеров — взрослого и ребенка. Позже (ближе к 3 годам) становится возможным организовывать игры детей составе 2-3 участников. При этом взрослый помогает, незаметно руководит игрой. В играх со сверстниками у ребенка появляется дополнительный стимул развития речи, он получает возможность применить свои навыки в новой ситуации.

Однако нередко случается так, что в незнакомой ситуации (^ детской площадке, в гостях и т.п.), при общении с малознакомыми людьми (как взрослыми, так и детьми) ребенок теряется и оказы­вается не в состоянии применить отработанные на занятиях уме ния, использовать свои новые речевые возможности в полной мере Тем не менее необходимо не только увеличивать речевой арсенал ребенка, но и постепенно расширять сферу его применения. Поэто­му взрослый должен помочь ребенку не растеряться, попробовать ответить на заданные вопросы, договориться с другим человеком. Лучше, если такая поддержка будет неявной. Иногда оказывается достаточно лишь присутствия рядом близкого человека, чтобы ре­бенок почувствовал себя более уверенным в общении с другими людьми.

Развитие

Слухового восприятия

Продуктивные виды деятельности — рисование, лепка, аппликация - student2.ru

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, с другой —восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух. Оба правления имеют для человека жизненно важное значение начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух— это улавливание и дифференци­ация различных звуков окружающего мира (кроме звуков челове­ческой речи), различение звуков по громкости, а также определе­ние источника и направления звука.

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но остро­та слуха быстро усиливается. Одновременно он начинает разли­чать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замеча­ет звуков.

Тем не менее неречевые звуки играют большую роль в ориенти­ровании человека в окружающем мире. Различение неречевых зву­ков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых су­ществ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориенти­роваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) — важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не воззникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы, ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия,

которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливав и различать разнообразные звуки. По большому счету, цель предлагаемых ниже игр — научить детей осознанно пользоваться возможностями данного от природы слуха.

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям. Специальное обучение ребенка в данном направлении поможет ему лучше ориентироваться в пространстве, избежать несча­стных случаев (например, при переходе через улицу). При этом следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение (слухозрительно), что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:

звуки природы:шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;

звуки, которые издают животные и птицы:лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;

звуки, которые издают предметы и материалы:стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шурша­ние пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.; 1

транспортные шумы:сигналы автомобилей, стук колес поезда! скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;

звуки, которые издают различные звучащие игрушки:погремуш­ки, свистульки, трещотки, пищалки;

звуки детских музыкальных игрушек:колокольчик, барабан, бу­бен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки му­зыки. Однако знакомство ребенка с различными музыкальными произведениями — тема отдельного разговора и в данном пособий не рассматривается.

Предлагаемые ниже игры, развивающие физический с можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Наши рекомендации