Схема анализа воспитательного дела

I. Целенаправленность (для чего?)

1. Соответствие цели и задач воспитательного дела общей цели воспитания в Республике Беларусь на современном этапе.

2. Четкость формулировки воспитательных задач мероприятия (формирование понятий и представлений, воспитание чувств и отношений, норм и привычек поведения).

3. Соответствие поставленной цели и задач уровню воспитанности, возрастным особенностям и потребностям учащихся.

4. Место данного мероприятия в системе воспитательной работы школы, класса.

5. Осознание самими учащимися значимости и целесообразности воспитательного дела.

6. Соответствие содержания, методов и форм воспитательной деятельности целевым установкам.

II. Содержание (о чем?)

1. Актуальность темы и содержания воспитательного дела.

2. Доступность содержания (учет возрастных особенностей, уровня развития и подготовленности учащихся).

3. Новизна информации, ее педагогическая адаптация.

4. Воспитывающая ценность содержания, возможности эмоционального воздействия.

5. Связь содержания деятельности с жизненным опытом учащихся. Уровень владения материалом организаторами воспитательного дела, степень их профессиональной компетентности.

III.Технология проведения (как?)

1. Обоснованность выбора методов и форм проведения мероприятия, их соответствие поставленной цели и содержанию.

2. Организационная четкость, целесообразность распределения времени.

3. Активность, самостоятельность учащихся, методы и приемы, обеспечивающие их. Роль органов самоуправления.

4. Соотношение индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

5. Роль обстановки (место проведения, оформление), использование специальных приемов для создания необходимой эмоциональной среды.

6. Использование наглядности, ТСО.

7. Способы активизации внимания учащихся на различных этапах проводимого мероприятия, создание коллективного переживания.

8. Соотношение заранее подготовленного материала и импровизации (как у педагога, так и учащихся), целесообразность этого соотношения.

9. Наличие эмоционального контакта между участниками воспитательного дела и его организаторами, пути и средства его достижения.

10. Использование элементов игры, реализация принципа романтики.

11. Влияние личности педагога на подготовку и проведение воспитательного дела, его педагогические способности.

IV. Результативность (что получилось?)

1. Достижение поставленной цели, уровень реализации воспитательных задач.

2. Отношение учащихся к проведенному мероприятию, их интерес, активность.

3. Познавательная эффективность: какие новые знания получили учащиеся, какие умения и навыки сформированы, закреплены.

4. Какие социальные установки, чувства убеждения формировались у школьников? Проявилось ли это в их оценочных суждениях?

5. Влияние проведенного дела на формирование мотивов поведения учащихся.

6. Возможные пути дальнейшего развития, закрепления достигнутого в ходе воспитательного дела.

7. Анализ и (само) оценка результативности проделанного воспитательного дела педагогом, учащимися.

8. Недостатки, обнаруженные в ходе подготовки и проведения воспитательного дела, их причины и возможные пути устранения.

9. Рекомендации по совершенствованию методики проведения аналогичных мероприятий.

Подготовка и структура внеклассного занятия (классного часа)

Результат воспитательной работы зависит от изучения детского коллектива педагогом и умения моделировать воспитательные занятия, структура которых состоит в следующем:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Оборудование.

4. Форма проведения.

5. Ход.

В названииотражается тема внеклассного занятия. Оно должно быть лаконичным, привлекательным по форме и точно отражать содержание. Цель формулируется как общее направле­ние работы, а задачи должны быть конкретными, направленны­ми на развитие конкретных качеств, отношений в вашем классе, и отражать содержание данного занятия. К оборудованию вне­классного занятия относятся различные пособия, игрушки, схе­мы, литература, аудио- и видеосредства записи. Формой прове­дения может быть викторина, конкурсы, экскурсии и т.д., долж­ны быть указаны способы организации деятельности детей (распределение на команды, размещение детей). Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания, мо­жет представлять собой подробное описание как от первого ли­ца, так и тезисный план с основным содержанием. При модели­ровании содержания важно учитывать его продолжительность и структуру.

Начинающему педагогу при моделировании содержания внеклассного занятия необходимо подобрать несколько допол­нительных заданий, так как него не выработано еще чувство времени.

Ход занятия включает в себя четыре основных этапа:

1. Организационный момент(1–3 мин).

Цель: переключить детей на другой вид деятельности, вы­звать интерес и положительные эмоции.

2. Вводная часть (9–15 мин).

Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию. Можно использовать разнообразные средства активиза­ции деятельности учащихся – задания на смекалку: ребус, кроссворд, шараду, головолом­ку, проблемную беседу и т. д.

3. Основная часть (20–25 мин), по времени самая продолжи­тельная.

Цель: реализация основной идеи занятия, требует особой эмоциональной атмосферы. Педагог использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения, воспитывающие ситуации, игры, приучения, поручения и т.д.

4. Заключительная часть (9–11 мин).

Цель: систематизация детьми полученного опыта.

Педагог использует конкретные задания тестового характера в форме кроссвордов, мини-викторин, игровых ситуаций.

Литература

1. Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск, 1994.

2. В помощь классному руководителю. – Минск: «Красико-Принт», 2003.

3. Горбачева, Л. Словарь современных форм воспитательной работы /

Л. Горбачева // Воспитание школьников. – 2002. –№ 1–3; № 8-10.

4. Дереклеева, Н.И. Направления работы классного руководителя в современных условиях / Н.И. Дереклеева. – Минск, 1999.

5. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел

/ И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989.

6. Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция; Программа на 2006–2010 годы. – Минск: НИО, 2007.

7. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе /

В.П. Сергеева. – М.; Ставрополь; Н. Новгород, 2000.

8. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М., 2000.

9. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса /

Н.Е. Щуркова. – М., 1994.

10. Щуркова, Н.Е. Собрание пестрых дел: методический материал для работы с детьми / Н.Е. Щуркова. – М., 1994.

Адреса сайтов по проблемам воспитания

1. Аудиториум. ru http://www.auditorium.ru

2. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности http://elib.albertina.ru/htmlink/greben

3. Каталог ПИНГВИН http://www.pingwin.ru

Наши рекомендации