Семинар 6. Наука и образование в эпоху Средневековья.
Семинар 1 Мировоззрение в античной Греции.
Текст. Гомер. Илиада Песни 3,5,6,9,23,24
Прежде чем начать работу с источником необходимо разобраться в следующих проблемах:
1.историческая основа мифа о Троянской войне
2. время Гомера и и время его героев
3. устная эпическая традиция, аэды, рапсоды
Вопросы к тексту:
а) Представления греков о богах: взаимоотношения богов, взаимоотношения между людьми и богами. Какое отношение боги имеют к нравственности? Как должен человек воспринимать дары богов?
б) Представления греков о судьбе, роке. Кто их определяет? Как к ним относится человек?
в) Представления о загробном мире, душе.
г) Характеры Ахилла и Гектора как примеры героического выбора человека:
- общее и особенное в характерах Ахилла и Гектора;
- их представления о судьбе, роке;
- их представления о чести;
- основные ценности, которые отстаивают Ахилл, Гектор;
д) Существовало ли в древнегреческом обществе представление о свободе воли, или все было предопределено богами?
Семинар 2. Система ценностей в Древнем Риме периода империи.
Цель семинара: выявить и проанализировать особенности системы ценностей древнеримского общества периода империи.
Основные вопросы:
1. Причины изменения республиканской системы ценностей.
2. А) Текст 1. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. (Письма: 6, 11-17, 28, 30-31, 34, 37, 44, 50-59, 95, 98, 105).
Вопросы к тексту:
1. Какие добродетели выделяет Сенека?
2. Отношение Сенеки к душе, жизни, смерти, разуму, общественной деятельности, богатству?
Б) Текст 2.Тацит Корнелий. Жизнеописание Юлия Агриколы
Вопросы к тексту:
1. Какие добродетели выделяет Тацит?
2. Каков должен быть идеальный принцепс по Тациту? Как Тацит относится к свободе?
3. Каков идеал жизни по Тациту?
4. Как Тацит относится к общественной деятельности?
5. Как Тацит относится к прошлому, настоящему. Почему?
6. Общее и особенное в отношении Тацита и Сенеки к общественной жизни, идеальному принцепсу, идеалу жизни?
Семинар 3 Наука и образование в Античности.
Цель семинара: выявить значение науки и образование для древних греков и римлян, определить какую роль играло воспитание молодежи в античном обществе.
Текст 1. Аристотель. Политика. //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.4. М.,1984. Книга 8. С.627-644.
Вопросы к тексту:
1. В чем заключалась необходимость образования для древних греков.
2. Взаимосвязь досуга и образования.
3. Роль искусства в воспитании.
4. Значение музыки в образовании: нужно ли ее изучать и почему, каким образом музыка влияет на развитие человека, влияет ли музыка на нравственные качества человека.
Текст 2. Марк Фабий Квинтилиан. Риторические наставления. Книга I, главы 1(о воспитании будущего оратора), 2 (лучше ли учить детей дома или отдать в училище), 3 (как распознать способности в детях).
Вопросы к тексту:
1. Значение ораторского искусства в Древнем Риме.
2. Почему необходимо обучение риторике.
3. Определение ораторского искусства, в чем заключается его специфика.
4. Каким образом происходит воспитание оратора и какова его цель.
Семинар 4 Идеология средневекового рыцарства на примере «Песни о Роланде».
Вопросы к тексту:
- Система ценностей главных героев (Карл, Роланд, Оливье). Представления о храбрости, мужестве, чести, государстве, боге, смерти, судьбе, родине. Языческие представления.
- Идеальный сеньор и идеальный вассал. Взаимоотношения сеньор-вассал.
- Роль церкви. Как совмещаются ценности духовенства и рыцарства.
- Тема предательства. Ганелон, является ли он идеальным сеньором, идеальным вассалом.
- Образ неверных в песни.
Семинар 5. Человек эпохи Возрождения на примере Петрарки.
Текст: Петерарка. Лирика// Письмо к потомкам
Вопросы к тексту:
1. отношение к древности, к современности
2. что говорит о риторике
3.отношение к телу
4. идеал жизни, система ценностей, отношение к славе
5. тема одиночества, что пишет о друзьях
6. тема бога
Семинар 6. Наука и образование в эпоху Средневековья.
Текст: Пьер Абеляр. История моих бедствий.
Вопросы к тексту:
- отношение Абеляра к вере и роли разума в образовании
- философские споры Абеляра с Гильомом из Шампо
- отношение церкви к учению Абеляра. Церковный собор в Суассоне.
- Отношение учитель – ученик. Почему к школе Абеляра был проявлен такой большой интерес со стороны молодежи.
- возможна ли личная жизнь для философа, на примере отношений Абеляра и Элоизы.
Семинар 7. Культура Нового времени Текст: Вольтер "Кандид или оптимизм"
Вопросы к тексту:
- Цель написания философского романа, отношение к церкви, религии, Богу, отношение к власти, сословному строю, войне.
- Почему в обществе преобладает зло, всесильно ли оно.
- Отношение к разуму.
- В чем смысл главы об Эльдорадо, отношение Вольтера к Эльдорадо.
- Как Вольтер относится к философии Панглоса.
- Система ценностей, которую пропагандирует Вольтер, в чем смысл вывода Вольтера, который он делает в конце романа.
Семинар 8. Наука и образование эпохи Просвещения.
Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо. Текст «Эмиль или О воспитании». Предисловие, Кн.II
Вопросы к тексту:
- цель написания произведения;
- критика феодальной системы воспитания;
- в чем заключалась идея естественного воспитания, на каких принципах строилось естественное воспитание, связь педагогических взглядов Руссо с его социальными взглядами;
- роль опыта, примера в познании;
- принцип «естественных последствий»;
- доступна ли идея собственности пониманию ребенка.