Семинар 6. Наука и образование в эпоху Средневековья.

Семинар 1 Мировоззрение в античной Греции.

Текст. Гомер. Илиада Песни 3,5,6,9,23,24

Прежде чем начать работу с источником необходимо разобраться в следующих проблемах:

1.историческая основа мифа о Троянской войне
2. время Гомера и и время его героев
3. устная эпическая традиция, аэды, рапсоды

Вопросы к тексту:

а) Представления греков о богах: взаимоотношения богов, взаимоотношения между людьми и богами. Какое отношение боги имеют к нравственности? Как должен человек воспринимать дары богов?

б) Представления греков о судьбе, роке. Кто их определяет? Как к ним относится человек?

в) Представления о загробном мире, душе.

г) Характеры Ахилла и Гектора как примеры героического выбора человека:

- общее и особенное в характерах Ахилла и Гектора;

- их представления о судьбе, роке;

- их представления о чести;

- основные ценности, которые отстаивают Ахилл, Гектор;

д) Существовало ли в древнегреческом обществе представление о свободе воли, или все было предопределено богами?

Семинар 2. Система ценностей в Древнем Риме периода империи.

Цель семинара: выявить и проанализировать особенности системы ценностей древнеримского общества периода империи.

Основные вопросы:

1. Причины изменения республиканской системы ценностей.

2. А) Текст 1. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. (Письма: 6, 11-17, 28, 30-31, 34, 37, 44, 50-59, 95, 98, 105).

Вопросы к тексту:

1. Какие добродетели выделяет Сенека?

2. Отношение Сенеки к душе, жизни, смерти, разуму, общественной деятельности, богатству?

Б) Текст 2.Тацит Корнелий. Жизнеописание Юлия Агриколы

Вопросы к тексту:

1. Какие добродетели выделяет Тацит?

2. Каков должен быть идеальный принцепс по Тациту? Как Тацит относится к свободе?

3. Каков идеал жизни по Тациту?

4. Как Тацит относится к общественной деятельности?

5. Как Тацит относится к прошлому, настоящему. Почему?

6. Общее и особенное в отношении Тацита и Сенеки к общественной жизни, идеальному принцепсу, идеалу жизни?

Семинар 3 Наука и образование в Античности.

Цель семинара: выявить значение науки и образование для древних греков и римлян, определить какую роль играло воспитание молодежи в античном обществе.

Текст 1. Аристотель. Политика. //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.4. М.,1984. Книга 8. С.627-644.

Вопросы к тексту:

1. В чем заключалась необходимость образования для древних греков.

2. Взаимосвязь досуга и образования.

3. Роль искусства в воспитании.

4. Значение музыки в образовании: нужно ли ее изучать и почему, каким образом музыка влияет на развитие человека, влияет ли музыка на нравственные качества человека.


Текст 2. Марк Фабий Квинтилиан. Риторические наставления. Книга I, главы 1(о воспитании будущего оратора), 2 (лучше ли учить детей дома или отдать в училище), 3 (как распознать способности в детях).

Вопросы к тексту:

1. Значение ораторского искусства в Древнем Риме.

2. Почему необходимо обучение риторике.

3. Определение ораторского искусства, в чем заключается его специфика.

4. Каким образом происходит воспитание оратора и какова его цель.

Семинар 4 Идеология средневекового рыцарства на примере «Песни о Роланде».

Вопросы к тексту:

  1. Система ценностей главных героев (Карл, Роланд, Оливье). Представления о храбрости, мужестве, чести, государстве, боге, смерти, судьбе, родине. Языческие представления.
  2. Идеальный сеньор и идеальный вассал. Взаимоотношения сеньор-вассал.
  3. Роль церкви. Как совмещаются ценности духовенства и рыцарства.
  4. Тема предательства. Ганелон, является ли он идеальным сеньором, идеальным вассалом.
  5. Образ неверных в песни.

Семинар 5. Человек эпохи Возрождения на примере Петрарки.

Текст: Петерарка. Лирика// Письмо к потомкам

Вопросы к тексту:
1. отношение к древности, к современности
2. что говорит о риторике
3.отношение к телу
4. идеал жизни, система ценностей, отношение к славе
5. тема одиночества, что пишет о друзьях
6. тема бога


Семинар 6. Наука и образование в эпоху Средневековья.

Текст: Пьер Абеляр. История моих бедствий.

Вопросы к тексту:

  1. отношение Абеляра к вере и роли разума в образовании
  2. философские споры Абеляра с Гильомом из Шампо
  3. отношение церкви к учению Абеляра. Церковный собор в Суассоне.
  4. Отношение учитель – ученик. Почему к школе Абеляра был проявлен такой большой интерес со стороны молодежи.
  5. возможна ли личная жизнь для философа, на примере отношений Абеляра и Элоизы.

Семинар 7. Культура Нового времени Текст: Вольтер "Кандид или оптимизм"

Вопросы к тексту:
- Цель написания философского романа, отношение к церкви, религии, Богу, отношение к власти, сословному строю, войне.
- Почему в обществе преобладает зло, всесильно ли оно.
- Отношение к разуму.
- В чем смысл главы об Эльдорадо, отношение Вольтера к Эльдорадо.
- Как Вольтер относится к философии Панглоса.
- Система ценностей, которую пропагандирует Вольтер, в чем смысл вывода Вольтера, который он делает в конце романа.


Семинар 8. Наука и образование эпохи Просвещения.

Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо. Текст «Эмиль или О воспитании». Предисловие, Кн.II

Вопросы к тексту:

- цель написания произведения;

- критика феодальной системы воспитания;

- в чем заключалась идея естественного воспитания, на каких принципах строилось естественное воспитание, связь педагогических взглядов Руссо с его социальными взглядами;

- роль опыта, примера в познании;

- принцип «естественных последствий»;

- доступна ли идея собственности пониманию ребенка.

Наши рекомендации