Воспитание и образование в эпоху Средневековья

Материалы к практическому занятию в форме прессконференции по курсу «Философия и история образования»

Организация прессконференции

Прессконференция:

В журналистике: пресс-конференция собрание представителей печати, радио, телевидения, официально созываемое для какой-нибудь важной информации, для ответов на вопросы

В бизнесе : активно используется в бизнесе для целей рекламы.

Пресс-конференция имеет некоторое сходство с презентацией. Как и презентация, пресс-конференция это представление товара или услуг, предлагаемых фирмой, или реклама бизнеса. Но в отличие от презентации пресс-конференция предполагает обязательное присутствие работников СМИ: журналистов, корреспондентов.

В педагогике: форма ролевой организации обучения, предполагающая разделение участников на две группы: одна группа выступает в роли представителей СМИ, науки, либо общественности – ее функции задавать вопросы, участвовать в обсуждении заявляемых позиций. Другая группа выступает в роли ученых, специалистов, экспертов, сведущих в заявленной заранее теме. Ее функция – донести до аудитории в яркой и аргументированной форме знания, научные достижения, позиции и подходы по объявленной теме. Эта группа участников сначала делает небольшие презентации (фиксированные выступления)) по теме, затем отвечает на вопросы. На следующем занятии эти две группы участников меняются своими ролями.

Может выбираться экспертная группа, которая оценивает как выступления, так и сами вопросы. По итогам двух занятий выставляются баллы участникам по заранее принятой шкале оценок.

Порядок подготовки и проведения прессконференции.

  1. Преподаватель по согласованию со студентами определяет тему прессконференции.
  2. Группа разделяется на две команды.
  3. Определяются темы выступлений – презентаций (не более 5-ти – на 7 мин. каждое) и выступающие от команды специалистов. Фиксированные выступления должны сопровождаться презентацией в POWER POINT
  4. Команда СМИ готовит вопросы.
  5. Дается время для подготовки (одна - две недели).
  6. Преподаватель знакомит с системой балльной оценки.
  7. По итогам проведения прессконференции преподаватель оглашает результаты работы команд – дает оценку по принятым критериям (содержательно и в баллах). Оценка дается командам, отмечаются лучшие участники и их результаты.
  8. Лучшие участники получают преимущества, и при выполнении всех видов самостоятельной работы на должном уровне могут получить зачет автоматически.


Тематика прессконференций и темы сообщений

Тема 1. МИР ОБРАЗОВАНИЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ АНТИЧНОСТИ. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОГО МИРА

Темы сообщений:

Воспитание и образование в эпоху классической Античности

1. Становление теоретического знания – цивилизационная революция античности и основа формирования образования как социального института.Разложение крито-микенского общества. Возникновение городов-полисов, объединявших свободных граждан. Преобразование форм знания (от практического – к теоретическому, от сакрального, тайного – к светскому, открытому). Развитие социальных механизмов генезиса теоретических знаний. Роль философии в становление теоретического знания и форм образования.

2. Изменение социальной роли образования. Понятие «пайдейя» (παιδεία). Ценностно-целевые основания «пайдейи». Исключительная роль риторического образования в классической Античности и факторы его становления. Софистическое просвещение.

3. Философия образования в эпоху классической античности Философские теории «пайдейи». Сократовская идея воспитания как «самопознания».

4. Философия образования в эпоху классической античности Философские теории «пайдейи». Теория «пайдейи» Платона

5. Философия образования в эпоху классической античности Философские теории «пайдейи». Теория «пайдейи» Аристотеля

6. Особенности образовательных систем в эпоху классической Античности. Принципы, парадигмы, типы образовательных систем, основные формы образовательной практики.

Воспитание и образование в эллинистическую и римскую эпохи.

7. Формирование программы «циклического образования» (ε̉γκύκλιος παιδεία). «Свободные» и «механические» искусства.

8. Культурно-образовательная эллинизация Римской республики. Дидактико-просветительский характер римской науки.

9. Цицероновский проект синтеза философского и риторического образования. Понятие о римском «гуманизме» (humanitas).

10. Психагогический аспект педагогики стоицизма. Идея «заботы о себе» и терапевтическая функция античных практик самовоспитания.

11. Особенности образовательных систем в эллинистическую и римскую эпохи. Принципы, парадигмы, типы образовательных систем, основные формы образовательной практики.

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А.Н. Джуринский – М. : Гуманитар. изд. центр Владос, 2010 – 400 с.

2. История педагогики и образования : учебное пособие для вузов / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др. / Под ред. З. И. Васильевой. – 4-е изд., испр. – М. : Академия, 2008. – 427 с.

3. Латышина Д.И. История педагогики и образования: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гардарики, 2008. – 527 с.

4. Аристотель. Политика // Он же. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – С.375–644. (См. особенно книгу VIII).

5. Марру А.-И. История воспитания в Античности. – М.: ГКЛ, 1998. – 425 с.

6. Платон. Государство // Он же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – С.79–420. (См.: Кн. II, 374e–383c; Книги III, VII, X).

7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х т. Т. 1. – М.: Наука, 1994. – 702 с. (См. жизнеописание Ликурга).

8. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М.: Наука, 1972. – 471 с. (См. согласно принятой пагинации: «Об ораторе», Книга I, 1–73, 219–233; Книга III, 56–95, 120–143; «Оратор», 1–19, 113–120).

Тема 2. МИР ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Темы сообщений:

Воспитание и образование в эпоху Средневековья

1. Социокультурные факторы становления средневековой образовательной традиции. Теософия образования. Представления о мире, человеке, обществе и целях образования в эпоху Средневековья. Исповедь Августина как выражение христианского миросозерцания. «Педагогическое» мироощущение христианина.

2. Роль Северина Боэция в формировании традиций средневекового образования. Содержание образования (trivium и quadrivium). Основные парадигмы (светская, религиозная и эзотерическая) и педагогические принципы.Основные формы педагогической практики.

3. Схоластика как метод исследования текста и метод обучения. Вклад Петра Абеляра в развитие схоластического критицизма.

4. Становление дидактики. Дидаскалион Гуго Сен -Викторского.

5. Становление университета в эпоху Высокого средневековья. Генезис, структура университета, организация учебного процесса, методы обучения. Роль Церкви в становлении средневекового университета. Научно-образовательная деятельность в университетах XIII – XIV вв. Десакрализация книги в средневековом университете. Возрастание роли учебно-методической и справочной литературы в учебном процессе.

Наши рекомендации