Сл.5. Наука в эпоху средневековья

Самым известным из английских средневековых ученых был Роджер Бэкон (1214-1292). Он предложил комбинировать линзы в телескопах и, как предполагают, изобрел очки. Бэкон чрезвычайно высоко ценил Петра Перегрина из Марикура, опубликовавшего в 1269 г. трактат о магнетизме, за его экспериментальное искусство. Бэкон подчеркивал важность эксперимента в науке и по праву считается одним из предшественников современной науки, сочетающей в себе теорию и эксперимент.

Происходит технологическая революция в агротехнике: появляется тяжелый колесный плуг, используется боронование, совершенствуется упряжь тягловых животных, что позволяет в 3—4 раза увеличить нагрузки, внедряется трехпольная система земледелия, создается земельно-хозяйственная кооперация, осваиваются новые источники энергии — сила воды и ветра (распространяются водяные и ветряные мельницы) и др. Благодаря изобретению кривошипа звено кривошипного механизма, совершающее цикловое вращательное движение на полный оборот вокруг неподвижной оси. Как правило, выступает в роли ведущего звена рычажных и зубчато-рычажных механизмов. Механизированы многие ручные операции. Производство избыточной сельскохозяйственной продукции стимулирует развитие торговли, ремесла. Усиливается тенденция урбанизации.

В то же время появляются университеты. Средневековые университеты имели четыре факультета. Первый — подготовительный; он был самым многочисленным и именовался факультетом свободных искусств. Здесь преподавали семь свободных искусств — грамматику, риторику, диалектику (искусство вести диспуты), геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Впоследствии этот факультет стали называть философским, а полученные знания подразделяли на философию натуральную, рациональную и моральную. Основными факультетами являлись медицинский, юридический и теологический.

Сл.6. Одной из определяющих черт эпохи высокого средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества — от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовых походов пришёлся на XII век, когда после первого крестового похода на отвоёванных территориях образовалось христианское государство — Иерусалимское королевство.

Клик: В то же время появились Тамплие́ры или Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона — духовно-рыцарский католический орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей после Первого крестового похода.

В XII—XIII веках орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему лично папой римским, которому орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых проживали тамплиеры. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя главной целью его учреждения была защита паломников, посетивших Святую землю.

В 1307—1314 годах члены ордена подвергались арестам и жестоким преследованиям со стороны римско-католической церкви, крупных феодалов и королей, в результате которых орден был упразднён и распущен папой Климентом V в 1312 году.

Сл.7.Король Артур Первый последовательный рассказ о жизни короля Артура появляется в «Истории королей Британии», в XII веке написанной Гальфридом Монмутским. Именно здесь Артур впервые назван «королём», впервые появляются ныне общеизвестные сюжеты.

Артур — сын короля Логрии (Британии) Утера Пендрагона. По преданию, Утер воспылал любовью к герцогине Игрейне Тинтагель и убил на поединке ее старого мужа. Вся эта интрига была организована волшебником Мерлином, который в качестве платы потребовал отдать ему младенца на воспитание. Через несколько лет Утера отравили приближенные и страна осталась без короля. Мерлин похитил младенца и наложил на него чары, придав силу, отвагу и др. положительные качества. Затем чародей отдал Артура на воспитание старому рыцарю сэру Эктору.

Сл.8.Спустя двадцать лет Мерлин и епископ Кентерберрийский в Лондоне представили собравшимся рыцарям меч, воткнутый в камень, на котором была надпись: «Кто вытащит сей меч из камня, тот и есть по праву король Британии». Ни один из королей и баронов не смог извлечь меча. Его случайно вынул юный Артур, который искал меч своему названному старшему брату сэру Кею. Мерлин раскрыл юноше тайну его происхождения и провозгласил Артура королем.

Двор Артура располагался в Камелоте, где за круглым столом собирались рыцари: Ланселот, Персифаль, Гавейн, Галахад, Вигамур, Эктор, Кей и многие другие. К циклу артуровских легенд также примыкают такие персонажи, как Тристан и Изольда. Стержневым драматическим сюжетом истории короля Артура является адюльтер его супруги Гвиневры и самого выдающегося из всех рыцарей — Ланселота, что в итоге привело к гибели всех персонажей. Главным же идеологическим сюжетом являются поиски рыцарями Круглого стола чаши под названием Священный Грааль.

После того, как Меч из Камня сломался в поединке короля с сэром Пелинором, Мерлин пообещал молодому монарху новый чудо-меч. Его выковали эльфы озера Вателин и вручили Артуру с условием: обнажать только во имя правого дела и вернуть им, когда придет срок. Меч, названный Экскалибур, разил без промаха, а его ножны защищали лучше любой брони.

Артуру удалось собрать в Камелоте лучших рыцарей Земли, и чтобы между ними не было раздоров из-за высоких и низких мест, он приказал изготовить Круглый Стол. Вскоре Артур женился на юной Гвиневре, дочери спасенного им когда-то короля Лодегранса. Однако, брак был бездетным.

По легенде, Артур погиб в битве с войсками своего племянника Мордреда, который был сыном его сестры Моргаузы. Считается, что смертельно раненый Артур был перенесен на остров Авалон — аналог кельтского рая, и в трудный час для Британии он может вернуться. Другая сестра Артура — знаменитая фея Моргана.

Сл.9. Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье обедневших дворян (по другой версии — зажиточных крестьян, хотя никогда крестьяне не имели в имени приставки «де»).

Около 1424 года Жанну стали посещать видения: ей являлись святой Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на неоккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну.

6 марта 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что «голоса» сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей.

Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил ее с войском в Орлеан. Ко времени прибытия ее в этот город (29 апреля 1429 года) молва уже утверждала, что именно она — та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, 8 мая 1429 года осада была снята.

Сл.10.17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. 23 мая 1430 года она попала в плен к англичанам. Жанну д'Арк перевезли в Руан, и 9 января 1431 года она предстала перед судом инквизиции. 2 мая 1431 года ей было предъявлено обвинение в колдовстве и было предложено отречься от веры в «голоса» и от ношения мужской одежды. Под страхом смерти она согласилась на отречение и 28 мая была приговорена к пожизненному заключению. Однако в тюрьме ей была подброшена мужская одежда, что означало рецидив преступления и автоматически вело к смерти. Несмотря на явную провокацию, Жанна заявила, что одела мужское платье добровольно, что берет отречение обратно и сожалеет о нем. Два дня спустя - 30 мая 1431 года, ее заживо сожгли на рыночной площади Руана. В 1455-1456 годах в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д'Арк. 16 мая 1920 года она была причислена католической церковью к лику святых.

Сл.11. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным.

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц.

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Он работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки.

Сл.12.Список изобретений, как реальных, так и приписываемых ему: Парашют, Колесцовый замок, Велосипед, Танк, Лёгкие переносные мосты для армии, Прожектор, Катапульта, Робот, Двухлинзовый телескоп.

Следует отметить, что в 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города.

А так же Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет.

Сл.13.Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево. Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это дополнено разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.

Леонардо да Винчи называл алхимию «исполнительницей простых произведений природы», имея в виду ту ремесленную химию, которая лабораторным путем на основе производственного опыта создает новые вещества, отсутствующие в природе. С другой стороны, Леонардо заявлял, что природа способна создавать и такие вещества, которые не в силах создать алхимики в своих лабораториях, к их числу относится золото.

Сл.14.Алхимия - система философских учений, распространенная в античности и средних веках, базирующаяся на попытках исследователей объединить научные исследования и религиозные верования с целью изменить свойства материи окружающего мира или хотя бы дать теоретическое описание подобного изменения.

Помимо поисков рецепта превращения простых металлов в золото, создания философского камня и эликсира вечной молодости, европейские алхимики Средневековья занимались и другими проблемами:

  • созданием гомункула (человекоподобного существа), легенды приписывали первый подобный опыт Арнальдо де Виланова, позже этим занимался Парацельс;
  • поиском панацеи (лекарства от всех болезней);
  • поиском алкагеста - универсального растворителя - и изучением кислот (в частности, получивший смесь азотной и соляной кислот монах Бонавентура за свои теологические труды был причислен к лику святых уже 1482 г., что не мешало церкви преследовать других химиков);
  • изучением горючих веществ, в частности, получение пороха (здесь алхимия тесным образом соприкасается с востребованным производственным процессом и военным делом).

Сл.15 Монастырь Мария Лах (1093-1156, Германия). Построенные в романском стиле здания обычно представляли собой систему простых объемов (кубов, цилиндров и т. п.). Поверхности массивных стен расчленялись лопатками, аркатурными фризами и галереями. Каждая из основных частей храма и снаружи и изнутри представляла собой обособленную от остальных пространственную ячейку. Высокие башни — один из основных элементов романской архитектуры.

Сл.16. Западный хор, неф и крипта были закончены в 1156 году, а восточный хор, вероятно, не ранее 1177 года. Базилика церкви имеет центральный неф с пятью поперечными прямоугольными травеями, два боковых нефа, каждый из которых состоит из пяти прямоугольных травей, и двойной трансепт.

Сл.17. Собор Парижской Богоматери. Строительство началось в 1163. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.

Сл.18. Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов - скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане - Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами.

Сл.19. Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. Верхняя часть собора украшена изображениями горгулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ). Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах - по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя.

Сл.20 Витраж орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла и других материалов, пропускающих свет.

Витражами украшали не только соборы, но и небольшие часовни в замках вельмож и короля. Наиболее знаменитая - Сен Шапель в Париже, построена в 1243-1248 гг. Часовня имеет высокие фундаменты, а стены полностью заполнены витражами.

Сл.21. Необходимо отметить, что в средневековье витраж воспринимался как посредник между божественными и земными сферами, поскольку магическая игра солнечного света на разноцветных стеклышках интерпретировалась как метафорическое выражение божественной любви и силы.

В 11 веке коренным образом изменился облик священных храмов, что позволило витражному стеклу стать выдающимся изобразительным средством. В этот период знаменитые средневековые витражи приобретают свою классическую форму, и появляются сюжетные витражные картины на библейские темы. Этому способствовало и появление способа изготовления тонкого листового стекла, разделение мастеров на тех, кто изготавливал витражи, и на стеклоделов, а также использование свинцового профиля при создании витражей.

Сл.22.Людям во все времена приходилось защищать себя и свою собственность от посягательств соседей, и поэтому искусство фортификации, то есть строительства укреплений, является весьма древним. Может показаться, что замок – это просто одно из всех прочих укреплений, но в действительности он сильно отличается от укреплений и крепостей, которые строились в предшествующие и последующие времена.

Сл.23.Большой внутренний двор площадью (за редким исключением) не более 2 гектаров, окружающий или примыкающий к холму, а также разнообразные жилые и хозяйственные постройки — жилища хозяина замка и его воинов, конюшни, кузницу, склады, кухню и др. — внутри него. Снаружи двор был защищен деревянным палисадом, затем рвом, который заполнялся из ближайшего водоема, и земляным валом. Пространство внутри самого двора могло быть разграничено на несколько частей, либо около холма строили несколько примыкающих друг к другу дворов. Позже в замках стали появляются казармы, суды, церкви.

Сл.24. Собственно замки появились в Средние века и были жилищами дворян-феодалов. В связи с феодальной раздробленностью и, как следствие, частыми междоусобными войнами, жилище феодала должно было выполнять и оборонительную задачу. Обычно замки строились на возвышенностях, островах, скальных уступах и других труднодоступных местах. Наибольшего расцвета замковое строительство достигло в Англии в XII веке. С окончанием эпохи Средневековья замки стали утрачивать свою первоначальную — оборонительную — задачу, которая уступила теперь место жилой. С развитием артиллерии оборонительная задача замков исчезла окончательно; черты замковой архитектуры сохранялись лишь в качестве элементов декора.

Сл.25. Замок графа Дракулы. В этом замке В XV веке жил Валахии Влад III Цепеш Дракула. Он прославился своей необычайной жестокостью, державшей в страхе всю его страну и приводившей в смущение европейских монархов, вынужденных вступать с ним в военные союзы. Влад Дракула мог приказать подвергнуть человека страшным пыткам по малейшему поводу, а то и без повода. Средневековый замок знаменитого вампира стоит на самом краю пропасти. Но даже если в истории о Дракуле люди верить не склонны, жуткая реальность вряд ли обрадует. Как-никак, в этом замке жил один из самых чудовищных людей Средневековья, Влад Протыкатель, посадивший на кол не одну сотню невинных людей.

Сл.26.Ры́царь — средневековый дворянский почётный титул вЕвропе.
Рыцари - профессиональные воины - представляли собой организацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы - носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз. Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги.

Сл.27.Оружие: Наиболее популярным оружием у рыцарей был меч, холодное колющее и рубящее металлическое оружие с длинным, до полутора метров, прямым обоюдоострым клинком. Ножны у мечей обычно деревянные и покрыты кожей или материей, они крепились к поясной. Меч с рукоятью, рассчитанной на хват исключительно двумя руками, называется двуручным. Длина двуручного меча доходила до двух метров, он носился без ножен на плече.


Сл.28.Следующие оружие-копье, холодное, колющее или метательное, оружие — древко с каменным, костяным или металлическим наконечником, общей длиной от полутора до пяти метров.

Сл.29.Не менее хорош был арбалет, холодное метательное оружие в средних веках, стальной или деревянный лук, укрепленный на деревянном станке (ложе).
Стрельба из арбалета ведется короткими стрелами с кожаным или деревянным оперением (или без него).

Сл.30. Не менее мощна и булава, холодное оружие ударного действия длиной около 0,5-0,8 м в виде тяжелой каменной или металлической головки на деревянной рукоятке.

Сл.31: доспехи 1)Бургиньот был последним средневековым и ранним современным шлемом. Будучи распространенным по всей Европе, он носился с латными доспехами. Это был легкий шлем, с открытым лицом и украшенный одним или более металлическими ребрами на вершине. Хотя бургиньот обычно был с открытым лицом.

2)Бувигер - часть латного доспеха, разработанная для защиты шеи. Он может представлять собой единую часть доспеха, или же множество пластин вокруг шеи и подбородка.

3)Бригандина - вид доспеха, состоящего из элемента одежды, обычно холстяного или кожаного, облицованной маленькими продолговатыми стальными пластинами, приклепанными к ткани.

4)Бацинет - средневековый европейский военный шлем с открытым лицом, обычно снабженный подвижным забралом.

5)Топхельм (топфхельм), или горшковый шлем, - шлем эпохи Высокого Средневековья, возникший в конце 12 века во время крестовых походов и остававшийся в использовании до 14 века.

6)Максимилиановский доспех - современный термин, относящийся к германскому латному доспеху начала 16 века.

7)Латный доспех защищает грудь и нижние конечности.

8)Кольчуга – это вид доспеха, представляющий собой небольшие металлические кольца, соединенные вместе в виде сети.

9)Кираса - латный доспех, конструктивно представляющий собой единый кусок металла или иного твердого материала, или же состоящий из двух или более частей, которые защищают грудь владельца.

10)Готический доспех - тип стального доспеха, производимых в областях Германии и Священной Римской империи в течение позднего средневековья. Готический доспех обеспечивал защиту всего тела рыцаря, носившего его.

Сл. 32. Вот как, например, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи (бань в средневековой Европе, как известно, не было, а мылись рыцари не чаще, чем три раза в год).

Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком - для дезинфекции.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял прямо в латы. Кроме того, на солнцепеке в латах ему было невыносимо жарко, но снимать свою броню во время боевого похода бесстрашный рыцарь не рисковал. Лишь в исключительных случаях, когда под лучами полуденного солнца они раскалялись так, что терпеть уже не было мочи, рыцарь велел слуге, чтобы тот вылил на него сверху несколько ушатов холодной воды. На этом вся рыцарская гигиена заканчивалась.

Сл.33. Гигиена. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться можно. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто. Духи - важное европейское изобретение - появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

А вшей в те времена называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе. Средневековые вши даже активно участвовали в политике - в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

Были и другие проблемы, например, после того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит фекалиями из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: "Берегись!" Примерно в 17 веке для защиты голов в таких случаях были придуманы широкополые шляпы.


Сл.34. Как обедали воспетые в балладах Доблестные Рыцари? В старинных обеденных залах по углам частенько валялись экскременты, а палаты кишели вшами и клопами. Известен, например, обычай вытирания жирных рук о волосы пажей и шерсть собак. Вот как описывает обеденные ритуалы Средневековья Иштван Рат-Вег, венгерский историк.
В 1624 году мажордом одного из австрийских великих герцогов счел необходимым предупредить господ кадет инструкцией, как надлежит вести себя за столом великого герцога, если они будут к нему приглашены. В инструкции говорилось:

«Во-первых. Его Высочеству надлежит отдавать приветствие всегда в чистой одежде и сапогах и не являться в полупьяном виде.

Во-вторых. За столом не раскачиваться на стуле и не вытягивать ноги во всю длину.

В-третьих. Не запивать каждый кусок вином. Если управились с тарелкой блюда, то можете выпить только половину кубка; прежде чем испить, утрите чисто рот и усы.

В-четвертых. Не лезть в тарелку руками, не бросать костей себе за спину либо под стол.

В-пятых. Не обсасывать пальцев, не сплевывать в тарелку и не вытирать нос о скатерть. В-шестых. Не напиваться до такой степени, чтобы падать со стула и быть не в состоянии ходить прямо». Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами. Следует добавить, что в Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком. Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собаки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Сл.35. Что касается пресловутого рыцарского отношения к женщинам, то здесь писатели-романисты все перевернули с ног на голову.
Средневековые архивы дают массу свидетельств того, что женщинам во времена рыцарей жилось весьма несладко. Особенно худо было простолюдинкам. Оказывается, в рыцарской среде было принято во время походов насиловать молодых деревенских девственниц, и чем больше таких «подвигов» совершал странствующий рыцарь – тем больше его уважали.

Представления о защите женской чести у рыцарей тоже были весьма специфичными: по понятиям того времени каждый рыцарь считал, что его собственные честь и достоинство оскорблены, если он видел женщину, принадлежащую другому рыцарю. Отбить женщину у собрата по мечу каждый рыцарь считал своим долгом. С этой целью он либо сразу бросался в бой, либо, сражался с ним на рыцарском турнире. Причем мнения той, из-за которой разгоралась драка, никто не спрашивал – дама автоматически доставалась тому, кто побеждал в рыцарской разборке.

Сл.36. Не завидным было положение женщин в Средневековье, но самым страшным испытанием стала охота на ведьм. Пособниками ведьм считали кошек, поэтому их убивали. Из-за уничтожения кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы. В те времена и появилась легенда о гамельнском крысолове.

Сл.37. Га́мельнский крысоло́в, гамельнский дудочник — персонаж средневековой немецкой легенды. Согласно ей, музыкант, обманутый магистратом города Гамельна, отказавшимся выплатить вознаграждение за избавление города от крыс, с помощью колдовства увёл за собой городских детей, сгинувших затем безвозвратно.

Легенда о крысолове, предположительно возникшая в XIII веке, является одной из разновидностей историй о загадочном музыканте, уводящем за собой околдованных людей или скот. Подобные легенды в Средние века имели весьма широкое распространение, при том, что гамельнский вариант является единственным, где с точностью называется дата события — 26 июня 1284 года, и память о котором нашла отражение в хрониках того времени наряду с совершенно подлинными событиями. Всё это вместе взятое заставляет исследователей полагать, будто за легендой о крысолове стояли некие реальные события, уже со временем приобретшие вид народной сказки.

В 1553 году бургомистр Бамберга, оказавшийся в Гамельне в качестве заложника, записал в своём дневнике легенду о флейтисте, который увёл детей и запер их навсегда в горе Коппенбург. Уходя, он якобы пообещал вернуться через триста лет и вновь забрать детей, так что его ждали к 1583 году.

Немецкая исследовательница Эмма Бухайм обращает внимание на бытующую во Франции легенду о таинственном монахе, который освободил некий город от крыс, но обманутый магистратом, увёл за собой весь скот и всех домашних животных.

Ирландия также знает историю о волшебном музыканте, впрочем, не флейтисте, но волынщике, уведшем за собой молодёжь. История о неизвестном, который появился ниоткуда и без каких-либо объяснений увёл за собой городских детей, есть и в Бранденбурге. Единственное отличие состоит в том, что колдун играл на органиструме и, выманив свои жертвы, навсегда скрылся с ними в горе Мариенберг.

Наши рекомендации