Философия и наука в эпоху Средневековья

Средневековье длилось более тысячи лет (V-XVI)вв. Это период всемирной истории, который следует за историей Древнего мира и предшествует Возрождению – связующему звену между Средневековым и Новым временем. В этот период происходят огромные изменения в мировой истории: разрушилась римская империя (5 в. н.э.), затем Византия (XV в.). Варварские племена после завоевания Рима создали на европейском континенте собственные государства (с развивающейся национальной культурой).

Западноевропейский тип цивилизации складывался на основе синтеза античного наследия, христианства и варварского языческого мира. Главную роль в становлении и развитии средневековой культуры сыграло христианство. Но большое значение в формировании единой средневековой цивилизации сыграла и латынь, сохранившая своё значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. В средние века – умение «читать» - это умение читать по-латыни. Латинский язык в средние века был сакральным языком, гарантом единства веры и основой развития науки.

В эпоху средневековья философии и науке были присущи теологизм и догматизм, они обслуживали социальные и практические потребности религиозной культуры. В этих условиях наука была вынуждена согласовывать свои истины («истины разума») с богословскими догмами («истинами веры»). Вместе с богословием (теологией) философия и наука направлены на достижение благодати и спасения.

Историческая периодизация средневековой культуры и философии:

1.Переходный этап (I-V вв.) – этому периоду соответствует:

−развитие Апологетики (II-III вв.) (от греч. apologia – восхваление, защита) – философии защитников церкви, для которой характерно полное отрицание достижений античной культуры, полное преобладание веры над разумом, религии над наукой,

−становление Патристики (III-IX вв.) – философии Отцов Церкви (от лат. pater – отец), для которой характерно стремление к рациональному обоснованию положений веры. Один из ведущих представителей Западной патристики – Аврелий Августин (354-430 гг.).

2.Раннее Средневековье (V-IX вв.) – дальнейшее развитие патристики, интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики на основе синтеза с философией Платона и неоплатонизма.

3.Высокое Средневековье (X-XIII вв.) – формируется третий этап средневековой философии и науки - Схоластика (от лат. scholia – школа) – систематизация христианской философии под влиянием наследия Аристотеля. Один из важнейших представителей схоластики Фома Аквинский (1225-1274 гг.) формирует главный принцип схоластики: «гармония веры и разума», религии и науки.

4.Позднее Средневековье (XIV-XVI)вв. – дальнейшее развитие схоластики, расцвет Оксфордской школы (Р. Гроссетет, Р. Бэкон, У. Оккам и др.)

Формирование системы образования в эпоху раннего Средневековья. Роль Северина Боэция (480-524 гг.), «последнего римлянина» в создании концепции семи свободных искусств и сохранении античного культурного наследия в образовании. Флавий Кассиодор (487-578) – основатель «Вивария» - первого проекта европейского университета, «центра утешения и образования». Бенедикт Нурсийский (480-547) – создатель первого устава монашеской жизни, в XX веке присвоен титул «Патрона и Отца Европы». Монастыри как культурно-образцовые, просветительские центры, центры научных знаний и их трехчастная структура: библиотека (сохранение знаний), скрипторий (распространение знаний), школа (подготовка носителей знаний). Монастыри как очаги организованного и концентрированного труда, центры внедрения передовых методов земледелия, развития строительства и ремесел. Творчество Аврелия Августина, «Учителя Запада», как энциклопедия христианской культуры.

Культура средневековья не только сохранила объем знаний, доставшихся от античной цивилизации, но и внесла существенный вклад в науку:

−открытие христианством истории и отказ от круговорота событий;

−внимание к личной духовной жизни и выработка методов интроспективного анализа;

−совершенствование логико-грамматических процедур анализа и т.д.

Арабская наука и её влияние на западную культуру

В VII-IX вв. в связи с арабскими завоеваниями обширных территорий (земли Ирана, Северной Африки, азиатских провинций Византии, части римской империи) образовался арабский халифат. Арабский мир сыграл большую роль в развитии науки в эпоху Средневековья. Труды ученых разных стран, которые оказались на территории халифата, переводятся на арабский язык. В городах халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах и мечетях. Багдад – первый научный центр (кон. VIII – нач. X вв.), там были сосредоточены ученые, переводчики, переписчики из разных стран, располагалась библиотека, работала своеобразная академия «Дом Мудрости», на базе которой была создана обсерватория. В XI веке Запад оказался под сильным влиянием восточной культуры. Традиции античной науки были спасены от забвения арабскими учеными: на арабский язык были переведены труды Птолемея «Альмагест», труды Аристотеля, «Начала» Евклида, труды Архимеда и др. Будучи по преимуществу прикладной и практической арабская наука достигла больших успехов в области медицинских, математических, астрономических знаний.

Достижения арабских ученых:

Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми (780-850гг.)– создатель книг по арифметике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями; заложил основы алгебры.

Аль-Фараби (870-950 гг.) – первым среди арабских ученых осмыслил и доработал логическое наследие Аристотеля, написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по логике. Получил титул «Второй учитель» (Первым считался Аристотель).

Аль-Бируни (973-1048 гг.) – ученый – энциклопедист. В его произведениях трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, геологии, ботаники, этнографии, истории. Сделал предположение о возможности вращения Земли вокруг Солнца.

Омар Хайям (1048-1131 гг.) – великий иранский поэт, философ, ученый. Автор знаменитых четверостиший, «рубай». Написал комментарий к «Началам» Евклида, в области астрономии ввел солнечный календарь.

Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037гг.)– философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу.

Ибн Рушд (Аверрэс) (1126-1198гг.)– философ, естествоиспытатель, добился больших успехов в алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля. Стремился объединить философию с мусульманской религией.

Арабские ученые называли свое знание натуральной магией, которая понималась как знание скрытых сил и законов Вселенной. Широко известна деятельность арабских ученых в области алхимии, которая хотя и преследовала недостижимые цели (превращение неблагородных металлов в благородные), но в процессе этих многовековых поисков были открыты новые элементы (ртуть, сера), впоследствии используемые химией. Итак, натуральная магия, алхимия, астрология – те области знания, которые в некоторой степени подготавливали возможность рождения современной науки.

Организация науки в средневековых университетах в эпоху Высокого Средневековья

Если в предшествующий период основными центрами культуры и науки были монастыри и церкви, то с XI в. эта роль переходит к европейским городам. Расцвет средневековых европейских городов (с XI в.) как центров зарождения нового мировосприятия – важный фактор развития средневековой цивилизации. Развитие ремесел, массовых форм обмена, которые пришли на смену натуральной форме хозяйства, распространение письменной культуры, образование различных союзов (городов-коммун, гильдий купцов, корпораций мастеров и ремесленников и т.д.). Образование университетов (от лат. universitas – общность, совокупность) – свободных ассоциаций преподавателей и студентов с целью получения и передачи знаний – очагов образования и движения научной мысли, центров культурной жизни Европы. В 1119 г. – был основан Болонский университет, в 1167 г. – Оксфордский, в 1209 г. – Кембриджский, в 1215 г. – Парижский, а позже университеты в Неаполе, Праге, Кракове. В конце XVI века в Европе насчитывалось 63 университета. Формирование структуры университетского образования.

Младший факультет (артистический), выполнявший функцию введения в образование, состоял из семи «свободных искусств»:

−тривиум (трехпутье) включал грамматику, риторику, логику;

−квадривиум (четырехпутье) – арифметику, геометрию, астрономию, музыку.

Закончившие этот факультет получали степень бакалавра.

Старший факультет включал собственно образовательные дисциплины и каждый мог выбрать: либо право, либо медицину, либо теологию. Этот факультет давал возможность получения степени магистра или доктора.

Научная мысль XIII – XIV вв. в основном концентрировалась в двух университетских центрах – Парижа и Оксфорда. Парижский университет – центр схоластической, теологической мысли; Оксфордский, оставаясь в традициях схоластики, становится центром естественнонаучной мысли Средневековья.

Господство схоластики в средневековых университетах. Схоластика – система религиозной философии, занимающаяся логическим анализом философских понятий и религиозных догм. Схоластический метод как способ познания путем обращения к Авторитету (тексты Библии, Аристотеля, Отцов Церкви), из которых с помощью дедукции выводились заключения. Формирование экзегетики, искусства интерпретации Библии, схоластической учености с её рассудочными способами обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Рационализм схоластического мышления (диспуты, практика логического обоснования аргументов, разработка формально-логических процедур, фиксированных правил рассуждения) как база для становления научного мышления. Фома Аквинский – систематизатор схоластики. Гармония веры и разума как схоластический идеал знания. Средневековая иерархическая картина мира. Борьба между реализмом и номинализмом в рамках схоластической традиции по поводу универсалий (от лат. univeralis – общий), общих понятий. Реалисты утверждали, что универсалии (общие понятия) существуют реально, «до вещей» и отдельно от вещей (Ф. Аквинский). Номиналисты (от лат. nomen – имя) были убеждены, что универсалии не присутствуют «до вещей», в объективной реальности (они лишь слова и имена, например белизна, плотность). Универсалии существуют лишь «после вещей» в человеческом мышлении (У. Оккам). В реальности существуют только единичные вещи.

Оксфордский университет и формирование идеалов опытного знания в культуре позднего Средневековья

Историки средневековой науки отмечают, что в XIV-XV веках естествознание близко подошло к созданию методов новой науки. Были возрождены натуралистические труды Аристотеля. Развиваются идеи о том, что умозрительные науки не могут обойтись без экспериментальных исследований, способных открыть перед учеными тайные силы и законы Вселенной. Большую роль в развитии и распространении естествознания сыграл Оксфордский университет. Основатель школы Роберт Гроссетест(1175-1253) – «Большеголовый». Написал труд «О свете или начале форм». Его научные интересы: оптика, математика, астрономия. В его работах проводится мысль о том, что изучение природы начинается с опыта, затем выдвигаются гипотезы, из которых дедуктивно выводятся следствия, за которыми вновь идет опытная проверка. Роль творчества Гроссетеста в формировании идеалов опытного знания.

Ученика Гроссетеста – Роджера Бэкона (1214-1292), называли удивительным доктором (doctor mirabilis). Схоластике он противопоставил программу практического назначения знания. В своих исследованиях отталкивался от наблюдений и критически воспринимал тогдашнюю склонность принимать что-либо на веру, безоглядно доверяя авторитетам. Выдвигал идеи создания, предвосхищая будущие открытия: судов без гребцов, колесниц без коней, летательных аппаратов. Рассматривал три основных способа познания: с помощью авторитета (веры), доказательства (рассуждения) и опыта. «Опытная наука – владычица умозрительных наук». Впервые ввел понятие «опытной науки». Она – источник истин и включает в себя физику, алхимию, астрономию, астрологию, медицину.

Уильям Оккам (1300-1349) – английский философ (номиналист) и логик. Отстаивал идеи номинализма, согласно которым существуют только единичные вещи и интенция – устремление человеческой души на предмет познания. Выделял две разновидности знания: интуитивное (наглядное) и абстрагированное (это общее знание). Обращение к методологическим проблемам: «двойственность истины», «Бритва Оккама» («Сущностей не следует умножать без необходимости»). Выделял два рода наук: реальные (о самих вещах) и рациональные (о понятиях). В логике разработал теорию общих понятий – «терминизм». Термин – простейший элемент всякого знания, выраженного словом. Будучи единичным, оно становится общим в уме, поэтому универсалии трактуются как знаки.

Заслугой Средневековья перед наукой можно считать создание системы высшего образования, корпоративной организации профессиональной деятельности, многие черты которой (подготовка кадров, экзамены на звание, система присвоения ученых степеней, организация диспутов и т.д.) были воспроизведены в последующем развитии науки. Кроме того в цеховых организациях были сделаны поразительные успехи в инструментальном оснащении научных исследований (линзы, часы, весы, очки и т.д.)

С одной стороны, Средневековье продолжает традиции античности, развивая такие познавательные ориентации как созерцательность, склонность к интеллектуальному умозрению и абстрактным теоретическим построениям. С другой стороны, оно порывает с традициями античной культуры и философии и подготавливает переход к мировоззренческим ориентациям Возрождения и Нового времени. Это проявляется, в частности, в том, что познание все более направляет свои усилия в русло достижения практических эффектов в опытах магии и алхимии, в сфере ремесленной технической деятельности, предполагающей опытную проверку явлений. В этом смысле можно говорить, что в эпоху позднего Средневековья формируются определенные предпосылки будущей экспериментальной науки. Но деятельность натуральных магов (Р. Гроссетеста, Р. Бэкона, У. Оккама и др.) ещё не порождала подлинно научного метода познания, соединяющего в себе абстрактно-математическую культуру мышления и эксперимент.

Как известно, современную науку определяет единство эмпирической и теоретической познавательной деятельности. В античной и средневековой культуре эти два компонента были противопоставлены, а поэтому разобщены. Теоретические занятия считались уделом абстрактного интеллекта и обнаруживали себя в рамках семи свободных искусств. Эмпирические (опытно-экспериментальные) знания проходили по ведомству механических или несвободных искусств и оценивались как тот или иной вид ремесла. Синтез эмпирического и теоретического компонентов познавательной деятельности станет возможным только на основе тех глубинных изменений в мировоззренческом строе культуры, которые произойдут в эпоху Ренессанса.

Наши рекомендации