Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля 2 страница


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы ПМ требует наличия учебных кабинетов:

1. Кабинет социальной работы с лицами различных возрастных категорий;

2. Кабинет психологии;

3. Кабинет социальной работы с семьей и детьми;


Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

1. рабочие места для обучающихся;

2. рабочее место преподавателя;

3. информационные стенды;

4. перечень книг и журналов;

5. нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми;

6. информационно- правовая система «Консультант-плюс»;

7. учебно-методические пособия;

8. специальная литература;

9. дидактические материалы для выполнения практических работ.

Технические средства обучения:

1. компьютер;

2. мультимедийный проектор;

3. интерактивная доска.

Реализация рабочей программы ПМ предполагает обязательную производственную
практику «Социальная работа с семьей и детьми»

4.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Международные нормативные правовые акты:

1. Декларация прав ребенка, принята 20.11.1959 г.

2. Конвенция ООН о правах ребенка, принята 20.11.1989 г.

3. Всеобщая декларация прав человека, принята 10.12.1948 г.

4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей в Нью-Йорке 30.09.2000 г.

5. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), приняты 29.11.1985 г.

6. "Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)

Национальные стандарты РФ:

1. ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг.

2. ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания»

3. ГОСТ Р 52429-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения.

4. ГОСТ Р 52881-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей"

5. ГОСТ Р 52886-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам»

6. ГОСТ Р 52882- 2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»

7. ГОСТ Р 52888- 2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям»

Законодательные и нормативно-правовые акты :

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

5. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

8. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

9. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

10. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

11. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

12. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ

13. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ

14. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

15. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ

16. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ

17. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

18. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ

19. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

20. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

21. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы»

22. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»

23. Письмо Минобрнауки РФ от 08.05.2007 N АФ-163/06 «О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи»

24. Письмо Минобрнауки РФ от 08.05.2007 N АФ-163/06 « О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи»

Региональные нормативно-правовые акты:

1. Закон Пермского края от 29.02.2012 N 5-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»

2. Закон Пермской области от 09.09.1996 N 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства»

3. Закон Пермской области от 06.10.2000 N 1129-164 «О патронатном воспитании»
Закон Пермского края от 10.12.2008 N 353-ПК «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермском крае»

4. Закон Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419
(ред. от 08.12.2013)
«О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

5. Закон Пермского края от 02.04.2010 N 605-ПК «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Пермском крае»

6. Закон Пермской области от 10.03.2000 N 837-128 «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермского края»

7. Закон Пермского края от 01.12.2011 N 871-ПК « О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае»

8. Закон Пермского края от 13.12.2012 N 137-ПК « О дополнительных мерах социальной поддержки молодых семей и многодетных семей в решении жилищной проблемы на территории Пермского края»

9. Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1322-п «Об утверждении государственной программы «Семья и дети Пермского края»

10. Постановление Правительства Пермского края от 16.11.2010 N 897-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы»

11. Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 21.10.2010 N 2360 «О концепции долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы»

12. Указ Губернатора Пермского края от 24.05.2013 N 60 «Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей в Пермском крае на 2013-2017 годы»

13. Постановление Правительства Пермского края от 02.08.2012 N 603-п « О реализации Закона Пермского края от 29 февраля 2012 г. N 5-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»

14. Постановление Правительства Пермского края от 06.07.2007 N 130-п « О предоставлении мер социальной поддержки малоимущим семьям, имеющим детей, и беременным женщинам»

15. Постановление Правительства Пермского края от 18.08.2008 N 346-п «Об утверждении Порядка финансирования расходов на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью»

16. Постановление Правительства Пермского края от 18.05.2007 N 99-п «Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объему»

17. Постановление Администрации г. Перми от 28.12.2012 N 996 «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета города Перми пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 4 лет, не посещающих образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, финансирование которых осуществляется за счет бюджетов любых уровней»

18. Приказ Министерства социального развития Пермского края от 17.07.2012 N СЭД-33-01-02-212 « Об утверждении Программы и Правил подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»

19. Постановление Правительства Пермского края от 23.03.2007 N 40-п
« О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

20. Решение Пермской городской Думы от 20.11.2012 N 245 «Об установлении расходных обязательств по предоставлению пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 4 лет»

21. Постановление Правительства Пермского края от 06.07.2007 N 130-п « О предоставлении мер социальной поддержки малоимущим семьям, имеющим детей, и беременным женщинам»

Основные источники

Для преподавателей и студентов

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений.- М. : Академия, 2005. – 192 с.

2. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 351 с.

3. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.

4. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 246 с.

5. Зубкова Т.С., Тммошина Н.В. Организация и Содержание учебного материала работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие для студ. сред. Проф. Учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 224 с.

6. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 224 с.

7. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками / В.Л.Кокоренко, Н.Ю.Кучукова, И.Ю.Маргошина. – М. : Академия, 2011. – 256 с.

8. Немов С.Р. Книга 2. Психология образования. - М. : Владос, 2007. - 606 с.

9. Основы социальной работы / Н.Ф.Басов, В.М. Басова, О.Н.Бессонова и др. ; под ред. Н.Ф.Басова. – М. : Академия, 2007. – 288 с.

10. Психология социальной работы / под ред. М.А. Гулиной — СПб: Питер, 2010. - 384 с.

11. Правовое обеспечение социальной работы. / под ред. Е.И.Холостовой, О.Г. Прохоровой. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 253 с.

12. Социальная работа с различными группами населения / коллектив авторов; под ред. Н.Ф.Басова. – М. : КНОРУС, 2012. – 528 с.

13. Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. Социальная работа с семьей и детьми. - М. : Академия, 2009. – 288 с.

14. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 280 с.

15. Холостова Е.И. Социальная работа. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 612 с.

Дополнительные источники:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

2. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.-М.,1996.

4. Гуслова М.Н. Организация и Содержание учебного материала социальной работы с населением. – М. : Академия, 2007. – 256 с.

5. Козлова С.А., Куликов Т.А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2007. - 416 с.

6. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и Содержание учебного материала работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М. : Академия, 2003. – 224 с.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М. : Юрайт, 1999. - 523 с.

8. Основы социальной работы / Отв.ред. П.Д.Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 560 с.

9. Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 347 с.

10. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.- 2-е изд.- М.: ВЛАДОС, 2007.

11. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2008. - 463 с.

12. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 216 с.

13. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А.Реана. – М. : АСТ, 2010. – 576 с.

14. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003

15. Ткаченко В.С. Организационно-административная работа в системе социальных служб. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. – 264 с.

16. Технология социальной работы: Учебник / А.А.Чернецкая и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 400 с.

17. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 292 с.

18. Холостова Е.И. Социальный контракт: от заключения до исполнения. / Е.И.Холостова, Г.И.Климантова. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 164 с.

19. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 212 с.

20. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 220 с.

Журналы

21. Социальная работа

22. Отечественный журнал социальной работы

23. Социальное обслуживание

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Освоение ПМ«Социальная работа с семьей и детьми »производится в соответствии с учебном планом по специальности 040401 «Социальная работа» и календарным графиком, утвержденным директором колледжа.

Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УР. График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК.02.01 «Социально-правовая и законодательная основа социальной семьей и детьми », МДК .02.02. «Возрастная психология и педагогика, семьеведение», МДК. 02.03. «Технология социальной работы с семьей и детьми», МДК.02.04. «Социальный патронат различных типов семей и детей», включающих в себя как теоретические, так и практические занятия.

Освоению ПМ предшествует обязательное изучение учебных дисциплин ОП. 01. «Теория и методика социальной работы», ОП.02. «Организация социальной работы в Российской Федерации», ОП. 06. «Основы педагогики и психологии».

Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе,
так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на специальности).

При проведении практических занятий проводится деление группы студентов на подгруппы, численностью не более 7 чел.

В процессе освоения ПМ предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для
всех обучающихся. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.

С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).

С целью методического обеспечения прохождения производственной практики, выполнения курсовой работы разрабатываются
методические рекомендации для студентов.

При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации.

При выполнении курсовой работы проводятся как групповые аудиторные консультации, так и индивидуальные.

Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по ЛПР и рубежному контролю является для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи
квалификационного экзамена по ПМ.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение по МДК: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с семьей и детьми», при необходимости прохождение стажировки в профильных учреждениях не реже одного раза в 3 года

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с семьей и детьми», при необходимости прохождение стажировки в профильных учреждениях не реже одного раза в 3 года. Общий и непосредственный руководитель: высшее или среднее профессиональное образование, опыт работы не менее 5 лет.

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

Наши рекомендации