Порядок обращения за компенсацией определяется нормативным правовым актом субъекта РФ.

Рассмотрим для примера поподробнее порядок обращения за компенсацией в Орловской области. Согласно п. 2 вышеназванного Положения компенсация предоставляется одному из родителей (законных представителей), внесшему родительскую плату, в т.ч. за счет средств материнского капитала. Компенсация выплачивается за детей, посещающих государственные или муниципальные образовательные организации (учреждения). Размер компенсации установлен в процентном отношении от внесенной родительской платы:

- 20% за первого ребенка;

- 50% за второго ребенка;

- 70% за третьего и последующих.

При этом при определении очередности рожденных детей в целях установления размера компенсации учитываются все дети в семье, в т.ч. усыновленные. Недостатком формулировки абз. п. 2 Положения можно назвать неопределенность учета возраста детей для целей определения очередности. Пункт сформулирован так: "...При определении очередности рожденных детей и размера компенсации учитываются все дети в семье, в том числе и усыновленные (в возрасте до 18 лет)". Возникает некоторая неопределенность: идет ли речь только об усыновленных детях до 18 лет либо обо всех детях. Логично предполагать, что все-таки речь ведется обо всех детях, в т.ч. усыновленных. Все же, на наш взгляд, желательно переформулировать второй абз. п. 2.

Компенсация выплачивается ежемесячно в размере, исчисляемом исходя из фактически начисленной родительской платы. Для назначения и выплаты компенсации родители (законные представители) согласно п. 4 Положения обращаются в образовательное учреждение со следующим пакетом документов:

- заявление о предоставлении компенсации с указанием номера лицевого счета банковской карты или сберегательной книжки для осуществления перечислений;

- копия паспорта или иного удостоверяющего личность документа;

- копия свидетельства о рождении ребенка, на которого назначается компенсация, а также на всех предыдущих детей в семье;

- в случае нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитании в замещающей семье - акт о передаче ребенка на воспитание в замещающую семью.

Ответственность за достоверность предоставленной информации несут родители (законные представители), которые также обязаны уведомлять об изменении сведений и обстоятельств, которые могут повлечь за собой отмену выплаты компенсации или изменение ее размера.

Выплата компенсации осуществляется путем перечисления на лицевой счет одного из родителей (законного представителя).

Отметим, что в Орловской области компенсация также выплачивается и за содержание детей в иных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Размер компенсаций аналогичен компенсациям за содержание детей в государственных и муниципальных организациях.

В Самарской области обращение за компенсацией может быть осуществлено в электронном виде согласно п. 4 Порядка назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (утв. Постановлением правительства Самарской области от 9 февраля 2007 г. N 10). Для назначения компенсации один из родителей (законных представителей) обращается с заявлением (в т.ч. в электронном виде) с предоставлением предусмотренного перечня документов и (или) информации:

- заявление о назначении компенсации (в том числе в электронном виде) с указанием места жительства ребенка и реквизитов лицевого счета получателя компенсации в кредитном учреждении;

- паспорт или иное удостоверение личности;

- свидетельство о рождении ребенка;

- свидетельство о рождении (свидетельство о смерти) предыдущих детей, если ребенок не первый;

- справка образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, об обучении ребенка в соответствующей образовательной организации;

- решение органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства) над ребенком - для опекунов (попечителей).

Документы с заявлением предоставляются в уполномоченный орган по месту жительства ребенка. Уполномоченными органами согласно п. 2 Порядка являются органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями законом Самарской области.

Если перечисленные документы не были представлены заявителем самостоятельно, они запрашиваются уполномоченным органом, в который было подано заявление, в органах государственной власти, государственных внебюджетных фондах и органах местного самоуправления, в подведомственных указанным органам организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в которых находятся указанные документы (сведения, содержащиеся в указанных документах).

Решение о назначении компенсации либо об отказе в назначении компенсации принимается уполномоченным органом по месту жительства ребенка в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления (в том числе в электронном виде). При этом в п. 7 Порядка приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении компенсации:

- несоответствие статуса лица, обратившегося за назначением компенсации, категориям граждан, перечисленным в пункте 3 Порядка;

- представление получателем компенсации неправильно оформленных или утративших силу документов;

- отсутствие документов и (или) информации, предусмотренных пунктом 5 Порядка (за исключением документов и (или) информации, которые находятся в распоряжении соответствующих органов и организаций, указанных в абзаце восьмом пункта 5 Порядка, в рамках межведомственного взаимодействия).

Порядком предусмотрено формирование дела на каждого получателя компенсации, причем дело может быть сформировано в электронном виде.

4. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатами компенсаций в соответствии с ч. 7 комментируемой статьи, является расходным обязательством субъектов РФ. Так как законодатель не ограничивает субъекты РФ в праве передавать полномочия по назначению и выплате компенсации муниципальным образованиям, то в случае такой передачи полномочий финансовое обеспечение должно быть осуществлено все равно за счет средств бюджета субъекта РФ. При передаче полномочий по выплате и назначению компенсаций муниципальным образованиям порядок назначения и выплаты компенсации должен быть все равно установлен нормативным правовым актом субъекта РФ в соответствии с требованиями ч. 6 комментируемой статьи.

В заключении обратим внимание еще раз на то, что компенсация законодателем устанавливается в отношении оплаты расходов на содержание детей в дошкольных образовательных организациях (иных образовательных организациях, осуществляющих деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования) независимо от формы собственности этих организаций. Право на компенсацию согласно ч. 5 комментируемой статьи получает только один из родителей (законных представителей) ребенка.

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

Комментарий к статье 66

Комментируемая статья содержит основные положения об общем образовании: цель и задачи общего образования, содержание образовательных программ, особенности обучения и т.п. Прежнее законодательство об образовании также содержало положения об общем образовании, в этом плане комментируемый Закон лишь более конкретизировал ряд положений прежнего Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".

1. Части первая, вторая, третья комментируемой статьи посвящены установлению целей и задач, стоящих перед общим образованием дифференцированно по уровням образования.

Напомним, что общее образование состоит из нескольких ступеней: начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Особая ступень общего образования - дошкольное, ему посвящена отдельная статья комментируемого Закона - ст. 64.

Цель общего образования законодатель видит в становлении и формировании личности обучающегося, развитии индивидуальных способностей обучающегося. Так как программы начального, основного и среднего общего образования согласно ч. 1 ст. 63 комментируемого Закона являются преемственными, то и задачи, стоящие перед каждой ступенью образования, направлены на формирование личности ребенка поэтапно.

На первой ступени образования - начальной - закладывается фундамент формирования личности, если ранее ребенок не проходил дошкольное обучение, на этапе которого и ставилась задача начала формирования индивидуальности ребенка. На первой ступени должны быть сформированы положительная мотивация к учебной деятельности и основные учебные умения и навыки (чтение, письмо, счет, простейшие навыки самоконтроля, культуры речи и т.п.). Начальное образование направлено не только на интеллектуальное развитие ребенка, именно на первой ступени образования должны закладываться основы здоровья ребенка, обучения его навыкам здорового образа жизни и личной гигиены. Конечно, в идеале законодатель считает необходимым освоение ребенком программ дошкольного образования, но сегодня в стране не каждый ребенок может получить дошкольное образование, потому и задачи начального общего образования сформулированы в общем ключе и во многом совпадают с задачами дошкольного образования в плане формирования личности ребенка.

На второй ступени образования - основном общем образовании - ставятся задачи эстетического и нравственного развития личности обучающегося, его культурного и научного просвещения. Именно этот этап обучения наиболее продолжительный и емкий изо всех этапов общего образования. Ребенок должен овладеть основами научных дисциплин, государственным языком РФ. Задачи социального самоопределения, выявления склонностей ребенка также ставятся перед второй ступенью общего образования.

Третья ступень - среднее общее образование - ступень подготовки к самостоятельной учебной и научной деятельности, формирование из ученика студента, подготовка к началу профессиональной деятельности.

Во многом задачи каждой ступени образования искусственно ограничены, преемственность общего образования делает задачи каждой ступени обучения общими. Части 1 - 3 комментируемой статьи, по сути, выдвигают требования к содержанию образовательных программ общего образования.

Часть четвертая комментируемой статьи по своему содержанию логично продолжает ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи. Цель формирования и развития личности обучающегося, его индивидуальных особенностей диктует возможность организации образовательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся, что возможно достичь путем более углубленного изучения отдельных учебных предметов или предметных областей через создание классов с углубленным изучением, введение факультативных предметов и т.п., а также профильного обучения, целью которого является подготовка обучающегося к научной и профессиональной деятельности в определенной области. Комментируемый Закон в ч. 4 содержит положения, которые дают право образовательной организации выстраивать образовательную деятельность с максимальной дифференциацией и индивидуализацией.

2. Устанавливается принцип обязательности трех ступеней общего образования - начального общего, основного общего, среднего общего образования. Получение дошкольного образования не является обязательным. Норма об обязательности общего образования не является новеллой, прежнее законодательство также содержало аналогичное норму (см. ч. 3 ст. 19 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1).

При обращении к положениям ч. 5 комментируемой статьи может возникнуть вопрос: не является ли введение обязательности общего образования нарушением права личности на самоопределение пути развития и его личной свободы?

Общее образование направленно на формирование личности человека, без получения общего образования невозможно полноценно реализовывать свои права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, поэтому введение обязательности образования является одним из механизмов реализации положений Конституции РФ, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Россия является в соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ государством социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В современных условиях социально-экономического развития в мире невозможно добиться достойного уровня жизни и свободного развития человека без получения хотя бы минимального уровня образования. Профессиональное развитие личности требует получения человеком определенных знаний, навыков, умений, которые человек получает на уровне общего образования. Сложность и длительность получения такого образования, особенности психоэмоционального и интеллектуального развития человека вынуждают получать общее образование на ранних этапах человеческой жизни.

Ребенок не осознает до конца важность получения общего образования именно в период своего детского и подросткового развития. Неполучение им образования на данном этапе жизни может привести к катастрофическим последствиям в социально-экономическом плане. Осознавая это и свою роль как социального государства, Российская Федерация вводит принцип обязательности получения общего образования. По сути, государство принимает решение за самого гражданина, в какой-то степени ограничивая его свободу выбора, но это решение направлено на гарантию прав и свобод человека, развитие его как личности, интеллектуального и культурного потенциала (способностей). Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Таким образом, введение принципа обязательности образования не является нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Тем более, государство гарантирует бесплатность получения общего образования и свободу выбора человеком образовательных организаций, в которых он может получить образование.

Законодательство РФ не содержит конкретных санкций за нарушение положений ч. 5 комментируемой статьи. Между тем согласно п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей и несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В связи с этим на родителей возлагается обязанность по обеспечению получения детьми общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ). Неисполнение этой обязанности влечет за собой применение санкций к родителям, предусмотренных законодательством РФ, а именно:

- привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних в виде предупреждения или наложения административного штрафа;

- ограничение или лишение родительских прав в соответствии со ст. ст. 69, 73 СК РФ.

Отметим также, что в Российской Федерации возможно привлечение к уголовной ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетнего по ст. 156 УК РФ за систематическое уклонение от исполнения (или ненадлежащие исполнение) своей обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, особенно если такое уклонение сопряжено с жестоким обращением по отношению к несовершеннолетнему. Конечно, привлечение к уголовной ответственности только за неисполнение обязанности по обеспечению ребенком получения общего образования невозможно, однако такое уклонение может являться элементом состава преступления.

Отметим, что содержание обязанности по обеспечению получения несовершеннолетним общего образования включает в себя не только обеспечение посещения им образовательной организации, но и контроль за успешностью освоения им образовательных программ, в т.ч. ликвидацией академической задолженности (см. например, требования Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015).

Так как образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования разрабатываются с соблюдением принципа преемственности, установленного ч. 1 ст. 63 комментируемого Закона, то логично введение в ч. 5 комментируемой статьи запрета на перевод обучающегося на вышестоящую ступень обучения, если он не освоил нижестоящую ступень обучения.

Освоение образовательной программы соответствующего уровня устанавливается путем проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также итоговой государственной аттестации. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются образовательной организацией самостоятельно согласно ч. 1 ст. 56 комментируемого Закона.

Порядок организации образовательной деятельности по образовательным программам общего образования допускает условный перевод обучающихся со ступени начального образования на ступень общего образования, а также условный перевод в следующий класс при наличии академической задолженности по одному учебному предмету. При этом обязанность по ликвидации задолженности возлагается на родителей (законных представителей) обучающегося (см. п. 20 Порядка).

Условием перевода на ступень среднего общего образования является успешное прохождение государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования.

Наши рекомендации