Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».
Развитие речи. Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как сред-ства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в разде-валку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноцен-ным средством общения детей друг с другом. - Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с дру-гом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об ин-тересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних живот-ных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.). Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. - Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Разви-вать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Обогащать словарь детей: • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, по-душка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, по-ливать), действия, противоположные по значению (открывать — за-крывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризую-щие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий); • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). - Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). - Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. - Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»). Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошед-шем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). - Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»). Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). - Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной ини-циативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. - Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Приобщение к художественной литературе. Читать детям художес-твенные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста. - Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. - Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настоль-ного театра и других средств наглядности, а также учить слушать худо-жественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. - Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. - Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. - Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. - Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе вос-питателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».