Отличительные особенности программы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Навашинский Центр дополнительного образования детей
Рассмотрена на заседании педагогического
совета МБОУ ДОД НЦДОД
от _________, протокол № ____
Утверждена приказом директора
от _____________ № _______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Ступеньки мудрости»
для обучающихся с 8 до 11 лет
(срок реализации 2 года)
Автор-составитель:
Марцева Т.И.
Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД НЦДОД
г. Навашино
2015 г.
Пояснительная записка
Программа «Ступеньки мудрости» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, имеет социально-педагогическую направленность, модифицированная, созданная на основании программы Е.В.Малышевой «Мир-и-Я».Программа создана по материалам книг А.А. Лопатиной, М.В. Скребцовой «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)» (М.: ООО «Книжный дом Локус», 2003).,Андрианов М.А. «Философия для детей в сказках и рассказах»Минск, «Современное слово», 2003 г.
Человек – это емкое, многогранное существо, которое рассматривается педагогикой с различных сторон: интеллектуальной, физической, психологической и духовно-нравственной. В настоящее время система образования направлена в основном на развитие интеллектуальной, физической, а с недавних пор и психологической сторон человека. Развитию же духовно-нравственной сферы в современной школе уделяется недостаточно внимания. Данная программа делает акцент именно на этой стороне личности ребенка.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Приоритетным направлением в работе педагога по программе является формирование морально-нравственной сферы личности ребенка, его социальных и духовных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств человека: доброты, честности, трудолюбия, сострадания и т.д.
Специфика программы – в использовании мирового литературного наследия (рассказов, сказок, притч), а так же специально подобранных творческих заданий, системы вопросов и игр - для развития в детях навыков анализа явлений в мире с деятельно-созидательных позиций. Обсуждение стержневых качеств личности на основе личного опыта ребенка, личных переживаний помогает сформировать у обучающихся собственное мнение о том, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться.
Отличительные особенности программы
Каждое занятие по программе включает в себя практические работы детей, направленные на формирование навыков выражения своих чувств и мыслей в творческой форме (инсценировки, рисунки, сочинения на заданную тему). С первой работы необходимо прививать ребенку понимание важности и нужности его мыслей, мнения, способностей. Для этого в ходе занятий по программе дети будут учиться помогать друг другу, а также - делиться с другими своим творчеством. Поэтому практические работы должны предназначаться для тех, кто нуждается в заботе и внимании окружающих. Это поможет ребятам сделать вывод, что их усилия могут сделать мир лучше. Таким образом, еще одной особенностью программы «Ступеньки мудрости» является разработка и проведение под руководством педагога благотворительных мини-проектов с целью формирования в детях желания помогать людям, делиться своим творчеством с другими.
Необходимым элементом является совместная подготовка к проведению проектов (постановка театральных номеров (сценок), изготовление своими руками подарков, импровизированных костюмов для выступлений), благодаря чему у детей развиваются коммуникативные навыки, умение сотрудничать.
В процессе занятий также уделяется внимание развитию в детях актерских способностей в той мере, в какой это необходимо для достижения целей и задач кружка (инсценировки на заданную тему для развития нравственной сферы ребенка, ролевые тренинги, ситуационные задания, постановки небольших спектаклей-сценок для благотворительных проектов и т.д.).
Цельпрограммы:создание условий для возможности раскрытия и развития потенциальных возможностей своего внутреннего мира у детей; помочь в успешной социализации, построении гармоничных отношений с собой, окружающими
Задачи:
- Учить детей анализу явлений действительности, художественных произведений с позиций нравственно-этических норм, через активное личностное восприятие;
- Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику);
- Научить грамотно и доступно формулировать свои мысли;
- Формировать способности любить, сострадать, понимать и принимать инаковость ближнего;
- Помочь в осознании ответственности за свои поступки, мысли;
- Формировать в детях желания помогать людям, делиться своим творчеством с другими;
- Развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству;
- Развить устную и письменную речь;
- Стимулировать желание детей учиться творчески, пробудить потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности;