Отличительные особенности программы.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) «Конструирование и моделирование из ткани». Направленность программы: художественная. Срок обучения 1 год. Возраст обучающихся 8-12 лет.

Рукоделие - очень увлекательное занятие. Оно позволяет создавать своими руками красочные, современные и оригинальные изделия из доступных материалов. Рукоделие, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, имеет глубокие исторические корни, национальный колорит. Необходимость сохранения этих традиций, трансформации их в современную действительность, диктуется самой жизнью. Её ускоряющийся темп оставляет мало времени на понимание и оценку красоты природы, искусства. У детей эта потребность в красоте особенно велика. Приобщить их к миру фантазии, к творчеству помогут занятия по образовательной программе «Конструирование и моделирование из ткани».

Актуальность программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на прикладное художественно-эстетическое развитие и раскрытие творческого потенциала ребёнка в практической деятельности.

Новизнапрограммы заключается в комплексном подходе к изучению разных видов и техник декоративно-прикладного искусства. Программа предполагает использование в образовательном процессе возможностей предметов изучаемых в основной школе.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена сочетанием количества знаний, получаемых обучающимися, и умением применить их на практике, что способствует формированию навыков профессиональной деятельности.

Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся через приобщение к видам декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

· Сформировать систему знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

· Ознакомить с основами материаловедения, обработки текстильных материалов, через освоение новых техник декоративно-прикладного творчества

· Обучить приемам декорирования готовых изделий;

· Формировать общую эстетическую культуру и художественный вкус, через развитие художественной инициативы и поощрение самостоятельности обучающихся в творческой деятельности.

Программа составлена на основе программ по декоративно-прикладному творчеству, общеобразовательных программ по предмету технология, с учётом опыта работы педагогов высшей категории МБУДО СЮТ «Мир рукоделия» г. Воткинска Шлыковой Н.А. и объединения «Волшебная игла» г. Тарск Петровой Л.Н.

Формы проведения занятий.

Данная программа предполагает следующие формы проведения занятий: занятие, индивидуальная работа, коллективная работа, практическое занятие, выставка в объединении, мастер-класс, тематическая мастерская.

Методы обучения. Для усвоения программы используются следующие методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный (раздаточный материал, образцы работ, технологические карты) практический (самостоятельная работа, практическая работа, проектная деятельность), креативный, а также их сочетание.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, игровые технологии, проектные технологии.

Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие (2ч).

Теория: Правила поведения в объединении. Знакомство с программой, планом работы и задачами объединения. Демонстрация изделий, выполненных обучающимися. Общие правила по технике безопасности. Рабочая коробка, правила её составления.

Изонить (8ч).

Теория: История возникновения изонити. ТБ при работе с иглой и ножницами. Основные элементы изонити: угол, окружность, ромб. Использование шаблонов. Оформление работ с применением бисера, стекляруса, мишуры.

Практика: отработка элемента «угол», выполнение работы из одного или двух элементов. Выполнение самостоятельной работы по выбору учащегося.

Примерные практические задания: закладка для книги, открытка, панно и т.д.

Вышивка крестом (24ч).

Теория: Художественные традиции ремёсел. Понятие о канве. Вышивальные швы: гобеленовый и шов крест. Их разновидности. Схемы вышивок.

Практика: выполнение образцов швом крест разными способами. Выбор схемы вышивки. Закрепление вышивки на основе. Оформление работы в рамку.

Примерные практические задания: Вышивание небольшого фрагмента швом крест

Вязание крючком (32ч).

Теория: Историческая справка. Национальные традиции. Инструменты и материалы, используемые при вязании крючком. Соотношение размера крючка и толщины пряжи. Приёмы вязания крючком. Основные виды петель: воздушная петля и столбик без накида.

Практика: выполнение цепочки из воздушных петель, вывязывание закладки и браслета. Изготовление картины из воздушных петель.

Примерные практические задания: закладка, браслет, картина из воздушных петель и т.д.

Вязание на спицах (28ч).

Теория: Разновидности пряжи. Виды спиц. Наборный ряд. Лицевые и изнаночные петли. Резинка. Закрепление последнего ряда.

Практика: Набор петель. Вязание образцов лицевыми и

изнаночными петлями. Вязание образца резинки.

Примерные практические задания: Изготовление шарфа, резинка для волос и т.д.

Объемная аппликация (12ч).

Теория: Технология изготовления объёмной аппликации. Портреты из ткани (весёлые лица). Способы выполнения волос из ниток, пряжи, меха. Варианты рамок.

Практика: Разработка эскизов картины, подбор необходимых материалов, изготовление выкроек отдельных частей лица, подготовка картонных основ, раскрой деталей с необходимыми припусками. Изготовление лиц из трикотажа. Закрепление лиц и одежды на основе. Окончательное оформление портрета. Мини-выставка работ.

Примерные практические задания: портрет мамы, открытка, картина и т.д.

Макраме (6ч).

Теория: Повторение одинарного и двойного плоских узлов. Узор «шахматка» из двойных плоских узлов. Приёмы плетения репсового узла. Горизонтальные и наклонные бриды.

Практика: плетение кашпо узором «шахматка» и пояса из наклонных брид.

Примерные практические задания: плетение кашпо, плетение пояса, плетение браслета и т.д.

Методическое обеспечение

Раздел, тема. Форма занятия Дидактический материал и техническое обеспечение Приёмы и методы Форма подведения итогов
Вводное занятие Инструктаж, беседа. План помещения, инструкции. Словесный. Опрос.
Изонить Рассказ, практическая работа. Образцы работ. Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. Мини-выставка.
Вышивка крестом Рассказ, практическая работа. Образцы вышивок. Книги, журналы. Схемы. Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. Самостоятельная работа. Групповая оценка. Мини-выставка.
Вязание крючком Рассказ, практическая работа. Образцы работ. Книги, журналы. Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. Самостоятельная работа. Групповая оценка. Тест. Конкурс.
Вязание на спицах Рассказ, практическая работа. Журналы. Образцы работ. Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. Выставка.
Объёмная аппликация Рассказ, игра практическая работа. Образцы работ. Раздаточный материал. Технологическая карта. Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. Практическая работа. Групповая оценка.
Объёмная мягкая игрушка Рассказ, игра практическая работа. Образцы игрушек. Раздаточный материал. Технологическая карта. Книги, журналы. Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. Практическая работа. Групповая оценка.
Макраме Рассказ, практическая работа. Журналы. Образцы работ. Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. Самостоятельная работа. Взаимооценка.
Заключительное занятие Беседа. Грамоты. Словесный, наглядный. Беседа.

Литература

для педагога:

1. Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: «Просвещение», 1990.

2. Костюшина З.М. Ромашка. Сборник. – М.: «Молодая гвардия», 1985.

3. Буровик К.А. Родословная вещей. – М.: «Знание», 1991.

4. Баева Т.И. Домашняя мастерская. – М.: «Легпромиздат», 1991.

5. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль:

«Академия развития», 2002.

6. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах. – М: «Просвещение», 1983.

7. Литвинец Э.Н. Учитесь вышивать. – М: «Знание», 1991.

8. Кибалова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: «Артия», 1986.

9. Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. М.: «Просвещение», 1995.

10. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Учебник для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1985.

11. Вышивка шёлковыми лентами: Техника, приёмы, изделия. (Энциклопедия). /Пер. с ит. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.

для обучающихся:

1. Лихачёва Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. - Ярославль: «Академия развития», 2000.

2. Дегтярёва Т. Дегтярёва Н. Умные поделки. - М: «Лист», 1999.

3. Докучаева С.О. Капитошка даёт уроки. – М.: «Финансы и статистика», 1997.

4. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: «Просвещение», 1992.

5. Силецкая И.Б. Мягкая игрушка. - М.: Издательство «Эксмо», 2004.

6. Энциклопедия рукоделия. Мягкая игрушка. – М.: «Рипол Классик», 2000.

7. Лущик Л.И. Оригинальная мягкая игрушка – трансформер. – М.: Эксмо,2007.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) «Конструирование и моделирование из ткани». Направленность программы: художественная. Срок обучения 1 год. Возраст обучающихся 8-12 лет.

Рукоделие - очень увлекательное занятие. Оно позволяет создавать своими руками красочные, современные и оригинальные изделия из доступных материалов. Рукоделие, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, имеет глубокие исторические корни, национальный колорит. Необходимость сохранения этих традиций, трансформации их в современную действительность, диктуется самой жизнью. Её ускоряющийся темп оставляет мало времени на понимание и оценку красоты природы, искусства. У детей эта потребность в красоте особенно велика. Приобщить их к миру фантазии, к творчеству помогут занятия по образовательной программе «Конструирование и моделирование из ткани».

Актуальность программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на прикладное художественно-эстетическое развитие и раскрытие творческого потенциала ребёнка в практической деятельности.

Новизнапрограммы заключается в комплексном подходе к изучению разных видов и техник декоративно-прикладного искусства. Программа предполагает использование в образовательном процессе возможностей предметов изучаемых в основной школе.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена сочетанием количества знаний, получаемых обучающимися, и умением применить их на практике, что способствует формированию навыков профессиональной деятельности.

Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся через приобщение к видам декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

· Сформировать систему знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

· Ознакомить с основами материаловедения, обработки текстильных материалов, через освоение новых техник декоративно-прикладного творчества

· Обучить приемам декорирования готовых изделий;

· Формировать общую эстетическую культуру и художественный вкус, через развитие художественной инициативы и поощрение самостоятельности обучающихся в творческой деятельности.

Программа составлена на основе программ по декоративно-прикладному творчеству, общеобразовательных программ по предмету технология, с учётом опыта работы педагогов высшей категории МБУДО СЮТ «Мир рукоделия» г. Воткинска Шлыковой Н.А. и объединения «Волшебная игла» г. Тарск Петровой Л.Н.

Отличительные особенности программы.

В основе построения программы лежат следующие принципы:

Постепенное нарастание сложности работ с учётом возрастных особенностей и степени подготовленности детей, от простейших поделок (игольницы, кошельки) и игрушек к более сложным творческим работам (панно, картины).

Чередование разнообразных видов деятельности, что способствует поддержанию интереса у обучающихся, желание узнать что-то новое.

Возраст обучающихся 8-12 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Во время летних каникул реализуется дополнительно разработанная программа на каникулярный период, допускается работа с переменным составом обучающихся объединения.

Режим занятий. Часовая нагрузка – 144 часа, 2раз в неделю по 2 часа.

Этапы реализации программы. Этап реализации программы – базовый.

Основные разделы программы: изонить, вышивка, плетение, вязание крючком и спицами, ткачество, работа с текстильными материалами.

Структура программы – блочная.

Программа предусматривает проведение практических и теоретических занятий. Все теоретические занятия закрепляются практической деятельностью. На отдельных занятиях предусмотрена только практическая работа (выполнение творческих работ, самостоятельные задания).

Программа опирается на знания, полученные обучающимися в общеобразовательной школе. В ходе занятий заостряется внимание на безопасности выполняемых работ, на правильной организации рабочего места, экономном расходовании материалов и рациональном использовании времени занятий.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются такие педагогические принципы:

· индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

· обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности;

· создание ситуаций успеха для каждого ребенка.

Обучающиеся самостоятельно разрабатывают и выполняют картины в технике изонити, вышивают крестиком салфетку, вяжут крючком сумочку и тапочки, вяжут спицами шарф, плетут кашпо, оформляют праздничные открытки, готовят самостоятельные работы к школьным выставкам.

Вариативность программы: в программу могут вноситься изменения по сокращению или увеличению объёма материала по отдельным темам, включаться дополнительные теоретические сведения и практические работы, в практической части выделен раздел практические задания – с учетом интересов обучающихся и уровней сложности заданий.

В календарно-учебном графике тематические модули могут меняться местами на усмотрение педагога.

Количество занятий и темы занятий можно регулировать, заменять равноценными или более полно раскрывающими содержание темы, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности обучающихся.

Уровень сложности освоения программы – базовый.

Формы проведения занятий.

Данная программа предполагает следующие формы проведения занятий: занятие, индивидуальная работа, коллективная работа, практическое занятие, выставка в объединении, мастер-класс, тематическая мастерская.

Методы обучения. Для усвоения программы используются следующие методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный (раздаточный материал, образцы работ, технологические карты) практический (самостоятельная работа, практическая работа, проектная деятельность), креативный, а также их сочетание.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, игровые технологии, проектные технологии.

Наши рекомендации