Методические рекомендации. При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на формирование политической

При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на формирование политической общины и становление государства в Греции, раскрыть сущность античного полиса, основные этапы развития демократической рабовладельческой республики в Афинах раскрыть статус народного собрания, совета старейшин, выборного вождя, а также режим военной демократии. Особе значение уделить реформам Тезея в VIII в. до н.э. Необходимо выяснить время и характер синойкизма (объединения) как одного из типичных для Древней Греции способов формирования протополиса, раскрыть структуру общества, систему органов власти, типичную для периода разложения родового строя, и отметить особенности афинского варианта. Рассмотреть общественный строй (эвпатриды, геоморы, демиурги). Определить правовой статус архонтов и ареопага. Обратить внимание на содержание реформ Солона в 594 г. до н.э., необходимо показать историческую обусловленность, сущность и значение произведенной Солоном революции. Подчеркнуть, что она носила компромиссный характер и была осуществлена мирным путем. Следует также раскрыть содержание экономических («сисахфия», законы о свободе завещания, о земельном максимуме и т.п.), политических (общая демократизация политической структуры, новое разделение граждан по имущественному положению и обусловленность этих прав и обязанностей афинян), государственных (изменение значения народного собрания, создание гелиэи, совета четырехсот, ограничение полномочий ареопага, попытка разграничения органов исполнительной и государственной власти) реформ.

Особе значение уделить режиму тирании Писистрата, определить сущность и последствия реформ Клисфена в 509 г. до н.э. При подготовке к вопросу следует помнить, что именно реформы Клисфена явились завершением процесса образования государства в Афинах. В ответе следует раскрыть содержание политических и государственных реформ Клисфена, выявить общее и особенное в революциях, которые возглавили Солон и Клисфен.

При подготовке к занятию необходимо также раскрыть сущность и значение реформ Эфиальта и Перикла в Афинах, определить систему управления в Афинах в V в. до н.э., представленную народным собранием, Советом пятисот, гелиэей, определить правовой статус стратегов и архонтов. Важно уделить внимание и кризису афинской демократии, ее причинам и последствиям.

При подготовке к третьему вопросу необходимо определить источники афинского права. Особе внимание уделить законам Драконта. Целесообразно дать характеристику праву собственности и обязательствам, в частности осветить режим земельной собственности, охарактеризовать обязательства из договоров и из причинения вреда. При ответе на вопрос важно дать характеристику брачно-семейным отношениям, преступлениям и наказаниям. А также особенностям их исполнения.

При подготовке к четвертому вопросу обратить внимание на особенности становления рабовладельческого государства в Спарте. Обучающиеся должны иметь знания о Ликурге, особенностях общественного строя (спартиаты, гипомейоны, периэки, илоты), организации власти, уметь давать характеристику и объяснять причины становлению олигархической республики в Спарте, определять статус герусии, апеллы, коллегии эфоров. Особое внимание целесообразно уделить причинам и последствиям кризиса политической системы Спарты.

Задание

1. Запишите в рабочие тетради значение основных понятий в Древних Афинах: автократор, ареопаг, архонт, атимия, базилевс, булэ, гелиэя, гоплиты, демы, докимассия, метеки, навкрарии, остракизм, полемарх, полис, псефизмы, сикофант, синойкизм, сисахфия, тритии, феты, фесмофеты, фратрия, эвпатриды, экклессия;в Древней Спарте: апелла, архагеты, геруссия, илоты, клер, периэки, ретра, сиссития, эфоры.

2. В рабочей тетради составьте схему органов государственной власти и местного самоуправления в Афинах и Спарте.

3. В рабочей тетради определите полномочия, состав, порядок формирования, особенности взаимодействия с другими органами государственный власти: экклесии (народное собрание), совета пятисот, коллегии стратегов, коллегии архонтов, ареопага, гелиэи (Древняя Греция); архагетов (царей), апеллы (народного собрания), герусии, коллегии эфоров (Древняя Спарта).

4. Письменно в рабочей тетради дайте общую характеристику афинской демократии, ее принципов и особенностей. Объясните, чем демократия отличается от олигархии. Почему афинскую демократию называют демократией не для всех?

5. В рабочей тетради дайте характеристику гомеровского, архаического и классического периодов.

6. В рабочей тетради назовите причины, направления и основные последствия реформ Солона, Писистрата, Клисфена, Фемистокла, Эфиальта и Перикла.

7. Письменно ответьте на вопрос: «Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Греции?».

8. Письменно ответьте на вопрос: «Почему спартанцы называли свое государство общиной равных?».

9. Письменно в рабочей тетради поясните, какой путь развития полиса (Афин или Спарты) является наиболее перспективным и почему, существует ли положительный опыт в развитии двух полисов?

10. В рабочей тетради охарактеризуйте ликургов строй, сложившийся в Древней Спарте.

11. В рабочей тетради на основе изучения хрестоматии дайте характеристику Гортинским законам, законам Драконта, Законам Ликурга по следующим направлениям: право собственности, договорное право, семейное право, наследственное право, уголовное право, судебный процесс.

Темы рефератов

1.Аристотель о демократии в Афинах.

2. Платон о форме и сущности государства.

3. Организация армии и полиции в Афинах.

4. Общая характеристика Гортинских законов.

5. Характеристика Законов Драконта.

6. «Ликургов строй».

Литература к теме [1–12, 15, 22, 28, 29, 30, 31]

Наши рекомендации