III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

I.Организационный момент.

У: Здравствуйте уважаемые гости, доброе утро ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите на доброжелательные лица учителей. Тему урока узнаете через несколько минут.

II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».

У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке.

1. Что такое темп в музыке? (Скорость звуков)

2. Как называется окраска звука в музыке? (Тембр)

3. Как называется движение в музыке? (Динамика)

4. Как звучит музыка, написанная в минорном ладу? (протяжно, уныло)

5. Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу? (весело, торжественно, звонко)

6. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)

7. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)

8. Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр).

Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.

III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

Слайд №1

У: Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите?

Что он держит в руках?

Д: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку

У: Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр. Тема урока называется

Слайд№2

«Волшебная палочка дирижёра» Почему она волшебная?

На этот вопрос мы будем отвечать весь урок

Слайд№3

У: Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует красками, а композитор музыкой. И сейчас мы с вами послушаем и посмотрим симфонию №1 Л.В.Бетховена. Послушайте внимательно и ответьте пожалуйста:

-какая музыка по характеру

-какими красками нарисовал композитор эту музыку

- Назовите оркестр, которым управляет дирижер Герберд Караян

(просмотр видео)

Д: ……….Симфонический оркестр.

Слайд№4

У: Скажите, сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?

Д: В состав симфонического оркестра входит четыре группы инструментов.

У: Назовите группы инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.

Слайд№5

Д: Группа струнно-смычковых инструментов (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) , группа деревянных духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), группа медных духовых (валторны, трубы, тромбоны, тубы.), группа ударных инструментов. а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.

б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

У: У вас на столах лежат Рабочие листочки. Покажите стрелочками инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра.

(ребята выполняют работу)

У: Молодцы, вы справились с первым заданием.

Инструменты занимают в оркестре определенные места.

Слайд№6

(Показ на слайде расстановки групп инструментов в оркестре)

А давайте теперь вместе посмотрим на инструменты и правильно распределим их по группам.

Слайд №7

На слайде. В середине разные инструменты, их нужно стрелочками распределить в группы!

У: Какие виды оркестров еще существуют?

Д: Духовой, оркестр народных инструментов, джазовый.

Слайд №8 Виды оркестров

У: кто руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали?

Д: дирижер.

У:Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания

и исполнения ими музыкального произведения.

Руководит дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.

Слайд №10 (Показ дирижерской палочки)

Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты. Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.

Слайд№11

Д: У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты.

У: История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

Сообщение

В 18 веке в опере дирижера называли«дровосеком» потому, что в руках

у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута» Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким». (И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту)

Слайд №12

Батута -палка для «громкого» дирижирования.

(ударяет батутой по полу в такт фрагменту мелодии)

Вопрос

Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?

Д:Воспринимать музыку под такой стук очень сложно. Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки.

У:Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.

Слайд № 13(показ дирижерской палочки)

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит

к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Слайд №14

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.

У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.

У: Теперь организуем выступление шумового оркестра.

1 ряд хлопает в ладоши

2 ряд стучит деревянными карандашами

3 ряд поочередно стучит ладонями по парте

(ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера.)

Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?

Д: - дирижер направляет и управляет оркестром.

Слайд №16

У: Правильно, в переводе с французского Дирижер- направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

У: Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

Далее в качестве дирижеров выступают учащиеся.

У: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.

У: Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

У: Известный дирижер ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».

У: В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.

Слайд №17

Евгений Светланов, - советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).

Слайд №18

Вероника Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая в СССР женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).

Слайд №19

Наши рекомендации