II. Изучение нового материала. I. Сообщение темы урока.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Прочитайте ребусы на доске:

– Как связаны слова-отгадки? (В сильные зимние морозы будущие листья спрятаны в одежду в виде почек.)

– Верно. Сегодня мы рассмотрим строение и виды почек.

II. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (с. 42–43).

– Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Какие растения здесь изображены?

– Как зимуют травы под снегом?

– Как зимуют деревья и кустарники?

– Как деревья зимой от мороза защищаются?

– Зачем стряхивают снег с деревьев в саду?

2. Сценка «Заяц и Полевка».

Действующие лица: Автор (учитель), Заяц, Мышь-полевка.

Автор. Пришла суровая зима. На заснеженной лесной поляне встретились заяц и мышь-полевка.

Заяц. Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны. А где еще та весна – за горами да за морями...

Полевка. Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зеленая, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

Автор. Как же зимуют растения? (Зимой все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развертывать свои почки.)

– Где же зимуют эти почки? (У деревьев – высоко над землею, а у трав – под снегом.)

– Вот и у лесной звездчатки они в пазухах листьев на поникшем стебле. Почки-то у нее живы и зелены, а листья уже с осени пожелтели и засохли, и растение кажется мертвым.

К этой же группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.

3. Практическая работа.

– Остаются ли лиственные растения на зиму без листьев?

– Рассмотрите рисунок на с. 42. Где прячутся маленькие листья зимой?

Учащиеся через лупу рассматривают заранее вскрытую учителем почку дерева.

– Оказывается, что хотя лиственные деревья и кустарники осенью сбросили листву, но без листьев они не остались. Маленькие листья в зачаточном состоянии спрятаны в почках.

– Рассмотрите на доске таблицу «Почки в разрезе».

Листовая почка Цветочная почка

– Сравните эти почки. Сделайте вывод.

– Как вы думаете, когда закладываются на ветках почки?

– Почки закладываются весной, когда на ветвях появляется молодая листва. Молодые листочки растут, а вместе с ними растут и новые почки на ветках. К осени эти почки успевают покрыться плотной чешуей, подготовиться к зиме. А весной эти почки распустятся и из них образуются листья и цветки, а на ветках будут закладываться новые почки.

Далее учитель обращает внимание на значок в рабочей тетради «Длительный эксперимент». Учащиеся ставят веточки с почками в воду на месяц.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

4. Работа в печатной тетради (задания 30, 31).

– Раскрасьте разрез почки. Покажите зеленым цветом молодые листочки, спящие зимой в почках бузины.

– Рассмотрите внутреннее и внешнее строение почки тополя. Сделайте рисунки по своим наблюдениям.

– Нарисуйте веточки растений с плодами, которые вы видели на зимней экскурсии.

5. Работа по хрестоматии.

Учитель читает рассказы «Умирают ли на зиму травы?», «Можно ли под снегом увидеть цветущие растения?».

Наши рекомендации