Общая характеристика курса
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагаются методические ре-
комендации к учебнику «Математика. 2 класс» 2008 года из-
дания (автор проф. Н.Б. Истомина), в котором реализована
концепция развивающего обучения младших школьников
математи ке (автор тот же), выражающая необходимость це-
ленаправленной и систематической работы по формированию
у детей приёмов умственной деятельности: анализа и синте-
за, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в про-
цессе усвоения программного математического содержания.
Направленность процесса обучения математике в началь-
ных классах на формирование основных мыслительных опе-
раций позволяет включить интеллектуальную деятельность
младшего школьника в различные соотношения с другими
сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и инте-
ресами, оказывая тем самым положительное влияние на раз-
витие внимания, памяти (двигательной, образной, вербаль-
ной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребёнка.
Практическая реализация данной концепции находит
выражение:
1. В логике построения содержания курса.Курс постро-
ен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение
системы понятий и общих способов действий. При этом пов-
торение ранее изученных вопросов органически включается
во все этапы усвоения нового содержания (постановка учеб-
ной задачи, организация деятельности учащихся, направ-
ленной на её решение: восприятие, принятие, понимание,
закрепление, применение, самоконтроль, самооценка).
Организация такого продуктивного повторения обеспе-
чивает преемственность между темами и создаёт условия
для активного использования приёмов умственной деятель-
ности (анализ и синтез, сравнение, классификация, ана-
логия, обобщение) в процессе усвоения математического
содержания.
2. В методическом подходек формированию поня-
тий и общих способов действий, в основе которого лежит
Общая характеристика курса
установление соответствия между предметными, вербаль-
ными, схематическими и символическими моделями. Дан-
ный подход позволяет учитывать индивидуальные особен-
ности ребёнка, его жизненный опыт, предметно?действенное
и наглядно?образное мышление и постепенно вводить его
в мир математических понятий, терминов, символов, т. е.
в мир математических знаний, способствуя развитию как
эмпирического, так и теоретического мышления.
3. В системе учебных заданий,которая адекватна кон-
цепции курса, логике построения его содержания и нацелена
на осознание школьниками учебных задач, на овладение спо-
собами их решения и на формирование умения контролиро-
вать и оценивать свои действия.
Благодаря этому процесс выполнения учебных заданий
носит продуктивный характер и, исходя из психологических
особенностей младших школьников, определяется соблюде-
нием баланса между логикой и интуицией, словом и нагляд-
ным образом, осознанным и подсознательным, между догад-
кой и рассуждением.
Конечно, в процесс выполнения учебных заданий вклю-
чается и репродуктивная деятельность, которая связана с ис-
пользованием необходимой математической терминологии
для объяснения осуществляемых действий: с вычислениями,
с усвоением определённых правил. Но при этом даже выпол-
нение вычислительных упражнений обязательно сопровож-
дается выявлением известных зависимостей, связей, зако-
номерностей. Для этого в заданиях специально подбираются
математические выражения, анализ которых способствует
усвоению математических понятий, их свойств, формирова-
нию вычислительных умений и навыков, а также повыше-
нию уровня вычислительной культуры учащихся.
В основе составления учебных заданий лежат идеи изме-
нения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения
перспективы математического образования вышеуказанные
идеи выступают как содержательные компоненты обучения,
о которых у младших школьников создаются соответствую-
щие представления. Они являются основой для дальнейшего
изучения математических понятий и для осознания законо-
мерностей и зависимостей окружающего мира в их различ-
ных интерпретациях.
Общая характеристика курса
4. В методике обучения решению текстовых задач,на-
правленной на формирование у детей обобщённых умений:
читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неиз-
вестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними
и на этой основе выбирать те арифметические действия, вы-
полнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.
Согласно этой методике учащиеся знакомятся с тексто-
выми задачами только после того, как у них сформированы
знания, умения и навыки, необходимые для их решения. В
их число входят: а) навыки чтения; б) усвоение: конкретного
смысла действий сложения и вычитания; отношений «больше
на...», «меньше на...»; разностного сравнения; в) приобрете-
ние опыта в соотнесении предметных, вербальных, схемати-
ческих и символических моделей; г) сформированность при-
ёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение,
аналогия, обобщение); д) умение складывать и вычитать от-
резки; е) знакомство со схемой как способом моделирования.
Такая подготовительная работа позволяет построить
методику формирования обобщённых умений для решения
текстовых задач адекватно концепции курса и тем самым на-
править её на развитие мышления младших школьников.